Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 13:19, контрольная работа
Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.
Школа в Древней Индии
История Древней Индии распадается
на две главные эпохи, рубежом между которыми
является VI в. новой эры: дравидско-арийскую
и буддийскую.
Цивилизация дравидских племен - коренного
населения Индийского полуострова до
1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала
культурному уровню первых государств
Двуречья. Воспитание и обучение носили
семейно-сословный характер, причем роль
семьи была первостепенной.
Школьное образование в
долине Инда, скорее всего, появилось в
доарийский период в городах хараппской
культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших
довольно тесные связи с государствами
Месопотамии. История сохранила об этой
культуре мало сведений. Несколько сотен
печатей с надписями на своеобразном письме,
глиняные чернильницы для письма - вот,
пожалуй, и все вещественные памятники
образования тех времен.
В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория
Индии была освоена арийскими племенами.
На базе отношений коренного населения
с завоевателями-ариями возник строй,
позднее получивший название кастового.
Население было поделено на четыре основные
касты, или варны. Три высших касты составили
потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии
(воины), вайшьи (земледельцы-общинники,
ремесленники, торговцы). Четвертой -
низшей кастой - являлись шудры (наемные
работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными
привилегиями пользовались брахманы.
Кшатрии - профессиональные воины - в мирное
время содержались за счет государства.
Вайшьи относились к свободной трудовой
части населения. Шудры не имели никаких
прав, а лишь одни обязанности. Совершенно
жалкое существование влачили потомки
дравидов - т. н. парии.
Кастовость наложила специфический отпечаток
на развитие воспитания и обучения в Древней
Индии.
Другим не менее важным фактором генезиса
воспитания и образования стала религиозная
идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую
эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий
период.
В дравидско-арийскую эпоху сложились
достаточно устойчивые представления
о том, какими должны быть воспитание и
обучение. Они основывались на идее, что
каждый должен развивать свои нравственные,
умственные и физические качества так,
чтобы сделаться органичным членом своей
касты. У брахманов ведущими качествами
считались интеллектуальные достоинства,
у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев
- трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.
Сформировался и взгляд
на идеальное воспитание (претендовать
на него могли лишь высшие касты), согласно
которому человек рожден для насыщенной
счастливой жизни. Воспитание предусматривало
умственное развитие (ясность суждений
и рассудочное поведение), духовность
(способность к самопознанию),4 физическое
совершенство (закаливание, владение собственным
[ телом), любовь к природе и прекрасному,
самообладание и сдержанность. Наивысшим
проявлением нравственного поведения
считалось содействие общему благу.
Программа обычного
обучения состояла прежде всего в пересказах
вед, обучении чтению и письму. Повышенное
образование получали немногие юноши.
В программу повышенного образования
входили: поэзия и литература, грамматика
и философия, математика, астрономия. Содержание
повышенного образования было для того
времени весьма сложным. Достаточно сказать,
что в Древней Индии впервые были введены
ноль и счет с помощью десяти знаков, которые
в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.
Порядок обучения в доме учителя во многом
строился по типу семейных отношений:
ученик считался членом семьи учителя
и, помимо приобретения образования, осваивал
правила человеческого общежития.
Специальных помещений для учебных занятий
тогда не было. Обучение проходило на открытом
воздухе. Появились своеобразные семейные
школы, где мужчины обучали молодежь, устно
передавая знания. Ученики выслушивали,
заучивали и анализировали тексты.
Учителя поначалу не получали вознаграждения.
Подарки имели, скорее, символическую
ценность. Основным способом компенсации
за обучение была помощь учеников семье
учителя по хозяйству.
Приобретавшие повышенное образование
юноши посещали известного своими познаниями
учителя - гуру (чтимый, достойный) либо
участвовали в спорах и собраниях ученых
мужей. Вблизи городов начали возникать
так называемые лесные школы, где вокруг
гуру-отшельников собирались их верные
ученики.
В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории
древнеиндийской ^цивилизации начинается
новая эпоха. Происходят существенные
изменения в экономической, духовной жизни,
в сфере воспитания и обучения.
Такие перемены создали условия для зарождения
новой религии - буддизма, который, в свою
очередь, оказал определяющее воздействие
на весь уклад жизни Древней Индии.
У истоков буддийской
традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни
(623 - 544 до н. э.). С точки зрения его последователей,
Будда (Просветленный) достиг высшего
духовного совершенства. Он выступал против
монополии брахманов в религиозном культе
и за уравнивание каст в религиозной жизни
и воспитании, проповедовал непротивление
злу и отказ от всех желаний (нирвана).
По преданию, Будда начинал просветительскую
деятельность в лесной школе близ города
Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру
- собирались ученики, которым он проповедовал
свое учение.
Буддизм отверг принцип неравенства каст,
обратился к отдельной личности, провозгласил
равенство людей по рождению. В буддийские
общины принимали представителей любой
касты.
Согласно буддийскому учению, главной
задачей воспитания является совершенствование
души человека, которую следует избавить
от мирских страстей через процесс самопознания
и самосовершенствования. В этом процессе
различались три основные стадии: стадия
предварительная, стадия сосредоточенности,
стадия окончательного усвоения.
В буддийскую эпоху происходят изменения
в учебной программе. Главное внимание
начали уделять обучению грамматике санскрита,
который с I в. н. э. стал ведущим языком
Северной Индии. К этому времени создан
древнейший индийский слоговой алфавит
- брахми. К III в. н. э в Индии было распространено
несколько систем алфавитно-слогового
письма, пришедших на смену идеографическому
письму. Использование алфавитно-слогового
письма заметно повышало результативность
образования.
Элементарное образование получали в
религиозных школах вед и светских учебных
заведениях. В школах вед обучение носило
сословный характер, будучи адресовано
представителям трех ведущих каст. В светских
школах учеников набирали независимо
от кастовой и религиозной принадлежности,
обучение носило более практический характер
В школах, вед акцент был сделан на интеллектуальное
образование с элементами религии
В некоторых буддийских монастырях давали
повышенное образование В этом случае
в программу обучения входило изучение
древних трактатов по философии, математике,
медицине и пр
В учебных заведениях наставник занимался
с каждым учеником отдельно, учителя получали
денежное вознаграждение .
Организованное воспитание
и обучение в Древней Индии прошло длительный
путь развития Постепенно программа обучения
приближалась к практике жизни, становилась
более доступной, расширялся социальный
круг учащихся.