Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История Кыргызстана".
Лишь когда в 1838 году Тайлак баатыр был отравлен кокандским лазутчиком, кокандцам удалось покорить кыргызов Нарына.
1. Ормон хан (1791-1854г.) - манап из рода сарыбагыш, проводивший в середине 19 века активную политику по объеди-нению северных кыргызов и созданию самостоятельного государства.
В конце 1842 года в местности Кутмалды (Иссык-Куль) на курултае представителей кыргызских племен был поднят на белом войлоке и провозглашен ханом. Воеводой ему был назначен Торокелди -батыр, советником - Жантай.
У Ормона были веские основания, чтобы быть ханом кыргызов. Во-первых, сарыбагышское племя было сильнейшим, и отличалось воинственностью. Сам Ормон был богат, владел неисчислимыми стадами, имел собственное знамя, собственную крепость на перевале Санташ. Во-вторых, он получил от кокандского хана высокий государственный чин - парваначи и право собирать налоги со всех племен Северного и Центрального Кыргызстана. В третьих, он обладал безграничным влиянием на сородичей, был авторитетен и среди других племен Северного Кыргызстана.
Впоследствии, в 40-х годах 19 века Ормон хан проявил себя как талантливый, находчивый военный стратег в борьбе против войск казахского предводителя Кененсары Касымова. Совместно с воинами других кыргызских предводителей - Жантая, Жангарача, Ажыбек-баатыра, его джигиты сумели разгромить войско Кененсары. Русское правительство было удовлетворено тем, что кыргызы разгромили отряды Кененсары - серьезного противника в регионе: оно щедро наградило кыргызских предводителей. Так, Ормон хан, наряду с другими участниками победоносного похода был награжден золотой медалью и шитым золотом халатом. Однако, не все кыргызские племена признавали власть Ормон хана. Среди них был род буту, чтобы наказать непокорных, Ормон хан предпринял против них поход, но погиб в битве.
12.Полот хан (Исхак Молдо Хасан уулу). (1844-1876гг.) - один из руководителей антифеодального восстания 1873-1876 гг. против господства Кокадского ханства и русских захватчиков. Родился в кишлаке Охна Маргаланского уезда в семье Молдо Асана из рода бостон. Получил образование в медресе. Затем поселился в Андижане, стал служить у известного аталыка Кокандской орды Абдымомуна. В это время усиление гнета Кудаяр хана, проводимая им политика вытеснения из правящей орды представителей кыргызов и кыпчаков, вызвала возмущение и недовольство, в первую очередь у местной знати. Возглавляемая Шер-датка, группа кыргызских биев начинает борьбу за смещение Кудаяра. Согласно традиции, претендентом на ханский престол мог быть только представитель ханского рода. Кыргызская знать остановила свой выбор на внуке хана Алима Полот-беке - имаме одного из медресе Самарканда. Но слабохарактерный Полот бек отказался от престола. Чтобы найти выход го создавшегося положения, заговорщики собрались у аталыка Коканской орды Абдымомуна, и увидели у него Исхака, оказавшегося похожим на Полот бека. Ему предложили подменить Полота. Исхак согласился возглавить восстание. Так, под именем Полот хана, Исхак отправился в окрестности Намангана, где возглавил восстание. Он был решителен, находчив и на первом этапе, восстания ему сопутствовал успех. Но царское правительство объявило власть Полот-хана незаконной. В 1875 году русские войска под предводительством М.Д.Скобелева вошли на территорию Кокадского ханства, восстание было подавлено. Полот хан был предательски сдан в плен и повешен в марте 1876 года.
13.Боромбай Бекмурат уулу (год рождения - неизвестен- умер в 1858г). Один из видных манапов рода Бугу. В 1843г. он возвел крепость Кызыл-Ункур на берегу реки Жууку и сделал эту крепость своей ставкой. В 1844г. от имени рода Бугу Боромбай Бекмурат уулу направил посольство в Западно-Сибирское губернаторство с просьбой о вхождении в русское подданство. В 1853г. он получил чин русского полковника. Послы Боромбая 17 января 1855г. в Омске дали клятву о вхождении в российское подданство. В 1855г. в столкновении сары-багышей и бугинцев Боронбай овладел Текесом. Для спасения рода Бугу просил помощи и Китая. Но результатов не добился. После этого повторно обратился с просьбой к русским властям. В. 1856г. ставку Боромбая на джайлоо посетил ч.Валиханов и нарисовал портрет маната.
17. Тоголок Молдо
(Байымбет Абдрахманов) — (
Творчество Тоголока Молдо отличается разносторонностью, богатой тематикой. Он знал множество образцов кыргызского устного народного творчества, мифических понятий, верований кыргызов, связанных с ними произведений, он знал содержание таких народных дастанов, как «Шырдакбек», «Жаньш Мырза», «Мендирман» и кроме того он записал, свои варианты эпосов «Манас», «Семетей». Все они в настоящее время хранятся в рукописном фонде Национальной Академии наук Кыргызстана.
Тоголок Молдо является создателем также и ряда произведений в жанре басни: широко известны его произведения «Осел и соловей», «Журавль и лиса» и др. В целом творчество Тоголока Молдо основано на традициях устного народного творчества, характеризуется наличием демократического начала.
18. Токтогул Сатылганов - великий акын кыргызского народа (1864-1933гг.). Родился в Кетмень-Тюбинской долине, в селении Сасык-Жийде в семье бедняка. Его заслуга заключается в том, что он заложил основы демократического направления акынской поэзии и одним из первых начал распространять идеи свободы и равенства. Становлению его поэтического мастерства способствовал богатый фольклор кыргызского народа, традиционная акынская поэзия. Большое влияние на его мировоззрение и поэтический рост оказали Чонду, Сартбай, Кочбай, Ниязаалы. Уже в своих ранних произведениях он изображает нищету и нужды простого народа («Из-за нищеты»), а также создает лирические песни «Насылкан», «Бакшы кыз», «Алымкан» и др).
Особое место в творчестве Токтогула занимают произведения — размышления о тяжелой судьбе простых людей, об их бесправном положении. За эти песни против произвола баев и манапов по ложному доносу недругов царские власти сослали его в Сибирь в 1898 году как участника Андижанского восстания. Страдания узника отражены в его
произведениях: «Беркут, парящий над горами», «Страданиям подверглась моя жизнь», «Песня узника» и др.
Когда в Кыргызстане победила Советская власть, Токтогул с радостью встретил это событие, отразив свои чувства в таких песнях, как «Ленин открыл дорогу», «Да здравствует Советская власть», «Выше держи свое знамя» и др, в которых выразил идеологию своего времени. Его эпическая поэма «Какая женщина родила такого сына, как Ленин» (1919г.), стала достоянием не только акынской поэзии, но и стала заметным явлением профессиональной национальной поэзии. Произведение было переведено на 18 языков.
Талант Токтогула, его гуманизм были высоко оценены его современниками и учениками. В знак уважения Токтогула дважды посетил Тоголок Молдо, а Барпы в 1915 году пришел к великому акыну и выдержал испытание на поэтическое мастерство. Он был учителем таких акынов, как Эшмамбет, Калык, Алымкул, Коргол и др. Его богатое наследие сохранилось для потомков благодаря многочисленным ученикам. В связи с поэтическим творчеством развивалась и музыкальное творчество акына. Параллельно с исполнением знаменитых народных мелодий он создавал и исполнял на комузе и собственные мелодии. В 1928 году исследователь ПЗатаевич переложил на ноты 18 мелодий, которые исполнялись Токтогулом. В.Виноградовым были переложены на ноты 81 кюю Токтогула.
19. Моддо Кылыч Щамырканов (1868-1917 гг) . Родился в Нарынской области, в селе Бугучу. Первый акын- письменник кыргызского народа. Получив начало образованности у мулл, он далее учился самостоятельно. Интересовался восточной поэзией, историей литературы, философией. В 1911-году он издал в г.Казани сборник газелей «Зилзала», (дословно «Землетрясение»),Эго было первое печатное произведение кыргызской поэзии.
В своем творчестве Молдо Кылыч стремился отразить наиболее злободневные вопросы общественной жизни. Его философские и мировоззренческие позиции во многом определялись условиями феодально-патриархальных устоев, социального неравенства, существующими в обществе. С присоединением Кыргызстана к Кокандскому ханству, усилилось влияние ислама на местное население, в связи с этим в творчестве Молдо Кылыча явственно проявились и религиозные мотивы.
Молдо Кылыч проповедовал, что счастье человека не в материальном богатстве, а в духовном, оно зависит от широты его сердца. Злой, мстительный человек никогда не будет счастливым. Основа счастья человека - его семейное благополучие.
Вокруг наследия Молдо Кылыча в разное время возникало много споров, а его исследователи подверглись в советское время репрессиям. Дело в том, что Молдо Кылыч был объективен и прямолинеен в своих оценках событий действительности. С одной стороны, он не мог отказаться от прошлого, а с другой, понимая
необходимость изменений, призывает приспособиться к новым условиям и вести хозяйство по-новому. Вместе с осуждением политики колонизаторства русских, связанной с лишением народа его самобытности, плодородных земель, он приветствует нововведения, связанные с реформами в области законодательства и образования.
20. Осмонаалы Сыдык уулу (1875-1940гт.) -
первый кыргызский историк, известный просветитель. Родился
в семье крупного манапа Кочкорской долины Абайылды
из рода сарыбагыш. В начале учился у местного
муллы, с 1899 года учился в Уч-Турфанеком
медресе. Уже в годы учебы он начал
собирать материалы об истории
кыргызов, их
происхождении. Затем продолжил свое
образование в Бухаре и Уфе. Он владел
русским языком, был знаком с трудами европейских
ученых. В 1913 и 1915 гг. в г.Уфе вышли две его
книги на кыргызском языке на основе арабского
алфавита: «Муктасар тарых-и-кыргызийа»
(«История кырызов») и «Тарых-и-кыргыз
шадманийа» («История кыргызов,
посвященная Шабдану»).
Эти труды считаются
первыми исследованиями, посвященными
истории кыргызов. После событий восстания 1916 года, жизнь
Осмонаалы была связана с просветительской деятельностью.
В 1919 году он становится руководителем
школы в Бишкеке, затем он стал учителем
школы союза «Кошчу», с 1925 года -
учитель родного языка в школе.
В своих труда он призывал людей к знаниям. В конце 20-х гг. подвергся преследованиям как выходец из бай-манапского сословия. Скрывался в Восточном Туркестане. Умер в 1940 г. В 1958 году реабилитирован.
21. Ишенаалы Арабаев (1882-1943 гг.). -
известный ученый- просветитель, автор первой
азбуки кыргызского языка. Родился в айыле
Кюн-Батыш Кочкорского округа. Первичное
образование он получил у муллы. В 1900-1910
гг. занимался преподавательской деятельностью.
В 1910-1913 г. повышал свое образование в городах
Оренбург, Уфа,
Казань. Учась в медресе «Галия» в г.Уфа,
он в 1911 году в соавторстве с Сарсикеевым издал «Алип бээ
хаки того оку», написанную
для кыргызских и казахских детей арабским
штрифтом. В 1912 году он написал книгу
«Образец чистописания», в которой были
помещены правила красивого и правильного написания
каждой буквы.
После установления Советской власти в Кыргызстане он работал на различных ответственных должностях Жети-Суйской области и одновременно развернул активную деятельность по подготовке первых учительских кадров для школ. Он создает первые курсы по обучению педагогов. В 1925году он создал первое учебное пособие для молодых учителей - «Почин». Затем некоторое время преподавал в САГУ.
Разносторонней была и политическая деятельность Ишенаалы Арабаева. Он был членом Жети-Суйского ревкома, заместителем областного Совета Союза «Кошчу», в 1922-24г.г. работал в Нарком-просе Туркестанской АССР, возглавлял кыргызскую научную комис-
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История Кыргызстана"