Шпаргалка по дисциплине "История Кыргызстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История Кыргызстана".

Файлы: 1 файл

история кр.docx

— 238.48 Кб (Скачать файл)

Лишь когда в 1838 году Тайлак баатыр был отравлен кокандским лазутчиком, кокандцам удалось покорить кыргызов Нарына.

 

1. Ормон хан (1791-1854г.) - манап из рода сарыбагыш, проводивший в середине 19 века активную политику по объеди-нению северных кыргызов и созданию самостоятельного государства.

В конце 1842 года в местности  Кутмалды (Иссык-Куль) на курултае представителей кыргызских племен был поднят на белом войлоке и провозглашен ханом. Воеводой ему был назначен Торокелди -батыр, советником - Жантай.

У Ормона были веские основания, чтобы  быть ханом кыргызов. Во-первых, сарыбагышское племя было сильнейшим, и отличалось воинственностью. Сам Ормон был богат, владел неисчислимыми стадами, имел собственное знамя, собственную крепость на перевале Санташ. Во-вторых, он получил от кокандского хана высокий государственный чин - парваначи и право собирать налоги со всех племен Северного и Центрального Кыргызстана. В третьих, он обладал безграничным влиянием на сородичей, был авторитетен и среди других племен Северного Кыргызстана.

Впоследствии, в 40-х годах 19 века Ормон хан проявил себя как талантливый, находчивый военный стратег в борьбе против войск казахского предводителя Кененсары Касымова. Совместно с воинами других кыргызских предводителей - Жантая, Жангарача, Ажыбек-баатыра, его джигиты сумели разгромить войско Кененсары. Русское правительство было удовлетворено тем, что кыргызы разгромили отряды Кененсары - серьезного противника в регионе: оно щедро наградило кыргызских предводителей. Так, Ормон хан, наряду с другими участниками победоносного похода был награжден золотой медалью и шитым золотом халатом. Однако, не все кыргызские племена признавали власть Ормон хана. Среди них был род буту, чтобы наказать непокорных, Ормон хан предпринял против них поход, но погиб в битве.

 

12.Полот хан  (Исхак Молдо Хасан уулу). (1844-1876гг.) - один из руководителей антифеодального восстания 1873-1876 гг. против господства Кокадского ханства и русских захватчиков. Родился в кишлаке Охна Маргаланского уезда в семье Молдо Асана из рода бостон. Получил образование в медресе. Затем поселился в Андижане, стал служить у известного аталыка Кокандской орды Абдымомуна. В это время усиление гнета Кудаяр хана, проводимая им политика вытеснения из правящей орды представителей кыргызов и кыпчаков, вызвала возмущение и недовольство, в первую очередь у местной знати. Возглавляемая Шер-датка, группа кыргызских биев начинает борьбу за смещение Кудаяра. Согласно традиции, претендентом на ханский престол мог быть только представитель ханского рода. Кыргызская знать остановила свой выбор на внуке хана Алима Полот-беке - имаме одного из медресе Самарканда. Но слабохарактерный Полот бек отказался от престола. Чтобы найти выход го создавшегося положения, заговорщики собрались у аталыка Коканской орды Абдымомуна, и увидели у него Исхака, оказавшегося похожим на Полот бека. Ему предложили подменить Полота. Исхак согласился возглавить восстание. Так, под именем Полот хана, Исхак отправился в окрестности Намангана, где возглавил восстание. Он был решителен, находчив и на первом этапе, восстания ему сопутствовал успех. Но царское правительство объявило власть Полот-хана незаконной. В 1875 году русские войска под предводительством М.Д.Скобелева вошли на территорию Кокадского ханства, восстание было подавлено. Полот хан был предательски сдан в плен и повешен в марте 1876 года.

 

13.Боромбай Бекмурат уулу (год рождения - неизвестен- умер в 1858г). Один из видных манапов рода Бугу. В 1843г. он возвел крепость Кызыл-Ункур на берегу реки Жууку и сделал эту крепость своей ставкой. В 1844г. от имени рода Бугу Боромбай Бекмурат уулу направил посольство в Западно-Сибирское губернаторство с просьбой о вхождении в русское подданство. В 1853г. он получил чин русского полковника. Послы Боромбая 17 января 1855г. в Омске дали клятву о вхождении в российское подданство. В 1855г. в столкновении сары-багышей и бугинцев Боронбай овладел Текесом. Для спасения рода Бугу просил помощи и Китая. Но результатов не добился. После этого повторно обратился с просьбой к русским властям. В. 1856г. ставку Боромбая на джайлоо посетил ч.Валиханов и нарисовал портрет маната.

 

  1. Байтик баатыр - Байтнк Капай уулу (1821-1886гг.) -видный манап рода солто Чуйской долины, один из руководителей борьбы против гнета Кокандского ханства в 60-х гг. 19 века. В 1862 году он возглавил антикокандское восстание в Чуйской долине. Он перешел под покровительство России, и в результате совместных действий русских войск и кыргызских повстанцев был взят глав-ный опорныйпункт Кокандских завоевателей в Чуйской долине - крепость Бишкек. Позднее Байтик баатыр совместно с русскими отрядами участвовал во взятии Мерке, Алма-Аты, Чимкента и других Коканских крепостей. Его заслуги были высоко оценены царской властью, ему был присвоен чин капитана российской армии, он был награжден орденом Станислава третьей степени, Золотой медалью на Анненской ленте, ему были подарены перстень и почетный кафтан. В 1867 году он в числе 17 пред-ставителей из Центральной Азии был приглашен на церемонию коронования Александра Второго, побывал в Санкт-Петербурге и Москве.

 

  1. Шабдан баатыр. - Шабдан Жантай уулу (1839-1912 гг.) - 
    крупнейший сарыбагышский манап, сын хана Жантая, один из потомков знаменитого Атаке-баатыра  Родился в местности Туюк-Булун на северном   берегу Иссык-Куля. С молодых лет активно участвовал в политической жизни.  Служил два года в  Ташкенте  при воеводе Кокандского ханства Кана-ате. Участвовал в сражении против русских 
    войск близ Узун-Агача. За проявленное геройство при защите Ташкента Кудаяр хан назначил его беком города Туркестан. Но под влиянием отца Жантая Шабдан оставил эту должность, подчинился русским и верно служил царской власти. В 1868 году со своими джигитами он помогал Бишкекскому   уездному начальнику Г.Загряжскому утверждать новое административное управление в Центральном Тянь-Шане, участвовал в подавлении мятежа, который поднял манап из рода саяков, Осмон, выступивший против принятия русского подданства. Активно содей ствовал присоединению алайских кыргызов к России во время похода генерал Скобелева в 1876-1877 гг.. В 1876 году принимал участие в завоевании Кокандского ханства, в сражениях против повстанцев Пулатхана, за что получил Георгинский крест. Получил чин войскового старшины, соответствовавший званию подполковника, в 1884 г. ему была пожалована ежегодная пенсия в 300 рублей, в личное пользование ему было выделено 400 десятин земли. В 1883 году находился в составе 
    туркестанской делегации на коронации Александра Ш.
  2. Курманжан-датка. - Курманжан Маматбай кызы (1811- 
    1907гг.) - правительница алайских кыргызов, известная под именем «Алайская царица». Родилась в семье простого кыргыза-кочевника из рода монгуш на Алае. На восемнадцатом году жизни была выдана замуж за человека, который ей не понравился, и она, вопреки традициям и религии, ушла к родителям. В 1832 году Алымбек датка, управлявший кыргызами Алая, освободил Курманжан от «брачного контракта» и сам 
    женился на ней. Она стала неизменной помощницей и советчицей мужа, 
    прожила с ним 29 лет, родила 5 детей. После смерти Алымбека (в 
    результате распрей при дворе Кокандского хана) Курманжан, отомстив 
    убийцам мужа, стала правительницей Алая.   Ее признали   бухарский 
    эмир Музафар и Кокандский Худаяр хан, присвоившие ей звание 
    «датка» (что соответствует чину генерала царской армии). Курманжан 
    датка осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Однако, учитывая сложившиеся обстоятельства, Курманжан датка в 1876 г. объявила о присоединении алайских кыргызов к России. Царское правительство присвоило Курманжан чин полковника. Умерла она в 1907 г. в возрасте 96 лет.

 

17. Тоголок Молдо  (Байымбет Абдрахманов) — (1860-1942 гг.). Родился в местности Куртка в Нарыне. К поэзии приобщился через своего дядю по отцовской линии - песенника Музооке, грамоте учился у муллы. Был знаком с творчеством известнейших восточных поэтов, таких как Низами, Навои, Фирдоуси, Хафиз, Абай и др. Свои произведения начал создавать с 14 лет. В молодости создавал в основном стихотворения о любви «Кара коз» («Черные глаза»), «Толгонай», «Жигиттин кызга ырдаганы» («Песня джигита девушке») затем создал поэму «Урпукан». В 18 лет, сопровождая знаменитого манасчи Тыныбека, молодой поэт заучивал целые фрагменты эпоса «Манас». Именно манасчи Тыныбек, высоко оценил его грамотность и дал ему творческое имя Тоголок Молдо.

Творчество Тоголока Молдо  отличается разносторонностью, богатой тематикой. Он знал множество образцов кыргызского устного народного творчества, мифических понятий, верований кыргызов, связанных с ними произведений, он знал содержание таких народных дастанов, как «Шырдакбек», «Жаньш Мырза», «Мендирман» и кроме того он записал, свои варианты эпосов «Манас», «Семетей». Все они в настоящее время хранятся в рукописном фонде Национальной Академии наук Кыргызстана.

Тоголок Молдо является создателем также и ряда произведений в жанре басни: широко известны его произведения «Осел и соловей», «Журавль и лиса» и др. В целом творчество Тоголока Молдо основано на традициях устного народного творчества, характеризуется наличием демократического начала.

 

18. Токтогул  Сатылганов - великий акын кыргызского народа (1864-1933гг.). Родился в Кетмень-Тюбинской долине, в селении Сасык-Жийде в семье бедняка. Его заслуга заключается в том, что он заложил основы демократического направления акынской поэзии и одним из первых начал распространять идеи свободы и равенства. Становлению его поэтического мастерства способствовал богатый фольклор кыргызского народа, традиционная акынская поэзия. Большое влияние на его мировоззрение и поэтический рост оказали Чонду, Сартбай, Кочбай, Ниязаалы. Уже в своих ранних произведениях он изображает нищету и нужды простого народа («Из-за нищеты»), а также создает лирические песни «Насылкан», «Бакшы кыз», «Алымкан» и др).

Особое место в творчестве Токтогула занимают произведения —  размышления о тяжелой судьбе простых людей, об их бесправном положении. За эти песни против произвола баев и манапов по ложному доносу недругов царские власти сослали его в Сибирь в 1898 году как участника Андижанского восстания. Страдания узника отражены в его

произведениях:    «Беркут,    парящий    над    горами»,    «Страданиям подверглась моя жизнь», «Песня узника» и др.

Когда в Кыргызстане  победила Советская власть, Токтогул с радостью встретил это событие, отразив свои чувства в таких  песнях, как «Ленин открыл дорогу», «Да здравствует Советская власть», «Выше держи свое знамя» и др, в которых выразил идеологию своего времени. Его эпическая поэма «Какая женщина родила такого сына, как Ленин» (1919г.), стала достоянием не только акынской поэзии, но и стала заметным явлением профессиональной национальной поэзии. Произведение было переведено на 18 языков.

Талант Токтогула, его  гуманизм были высоко оценены его  современниками и учениками. В знак уважения Токтогула дважды посетил Тоголок Молдо, а Барпы в 1915 году пришел к великому акыну и выдержал испытание на поэтическое мастерство. Он был учителем таких акынов, как Эшмамбет, Калык, Алымкул, Коргол и др. Его богатое наследие сохранилось для потомков благодаря многочисленным ученикам. В связи с поэтическим творчеством развивалась и музыкальное творчество акына. Параллельно с исполнением знаменитых народных мелодий он создавал и исполнял на комузе и собственные мелодии. В 1928 году исследователь ПЗатаевич переложил на ноты 18 мелодий, которые исполнялись Токтогулом. В.Виноградовым были переложены на ноты 81 кюю Токтогула.

 

19. Моддо Кылыч  Щамырканов (1868-1917 гг) . Родился в Нарынской области, в селе Бугучу. Первый акын- письменник кыргызского народа. Получив начало образованности у мулл, он далее учился самостоятельно. Интересовался восточной поэзией, историей литературы, философией. В 1911-году он издал в г.Казани сборник газелей «Зилзала», (дословно «Землетрясение»),Эго было первое печатное произведение кыргызской поэзии.

В своем творчестве Молдо  Кылыч стремился отразить наиболее злободневные вопросы общественной жизни. Его философские и мировоззренческие позиции во многом определялись условиями феодально-патриархальных устоев, социального неравенства, существующими в обществе. С присоединением Кыргызстана к Кокандскому ханству, усилилось влияние ислама на местное население, в связи с этим в творчестве Молдо Кылыча явственно проявились и религиозные мотивы.

Молдо Кылыч проповедовал, что счастье человека не в материальном богатстве, а в духовном, оно зависит от широты его сердца. Злой, мстительный человек никогда не будет счастливым. Основа счастья человека - его семейное благополучие.

Вокруг наследия Молдо  Кылыча в разное время возникало  много споров, а его исследователи подверглись в советское время репрессиям. Дело в том, что Молдо Кылыч был объективен и прямолинеен в своих оценках событий действительности. С одной стороны, он не мог отказаться от прошлого, а с другой, понимая

необходимость изменений, призывает приспособиться к новым  условиям и вести хозяйство по-новому. Вместе с осуждением политики колонизаторства русских, связанной с лишением народа его самобытности, плодородных земель, он приветствует нововведения, связанные с реформами в области законодательства и образования.

 

20. Осмонаалы Сыдык уулу (1875-1940гт.) - первый кыргызский историк, известный просветитель. Родился в семье крупного манапа Кочкорской долины Абайылды из рода сарыбагыш. В начале учился у местного муллы, с 1899 года учился в Уч-Турфанеком медресе. Уже в годы учебы он начал собирать   материалы об истории кыргызов, их 
происхождении. Затем продолжил свое образование в Бухаре и Уфе. Он владел русским языком, был знаком с трудами европейских ученых. В 1913 и 1915 гг. в г.Уфе вышли две его книги на кыргызском языке на основе арабского алфавита: «Муктасар тарых-и-кыргызийа» («История кырызов»)   и   «Тарых-и-кыргыз   шадманийа»   («История   кыргызов, 
посвященная     Шабдану»).      Эти     труды     считаются     первыми исследованиями, посвященными истории кыргызов. После событий восстания 1916 года, жизнь Осмонаалы была связана с просветительской деятельностью. В 1919 году он становится руководителем школы в Бишкеке, затем он стал учителем школы союза «Кошчу», с 1925 года - 
учитель родного языка в школе.

В своих труда он призывал людей к знаниям. В конце 20-х  гг. подвергся преследованиям как выходец из бай-манапского сословия. Скрывался в Восточном Туркестане. Умер в 1940 г. В 1958 году реабилитирован.

 

21. Ишенаалы Арабаев (1882-1943 гг.). - известный ученый- просветитель, автор первой азбуки кыргызского языка. Родился в айыле Кюн-Батыш Кочкорского округа. Первичное образование он получил у муллы. В 1900-1910 гг. занимался преподавательской деятельностью. В 1910-1913 г. повышал свое образование в городах Оренбург, Уфа, 
Казань. Учась в медресе «Галия» в г.Уфа, он в 1911 году в соавторстве с Сарсикеевым  издал  «Алип  бээ  хаки того  оку»,   написанную  для кыргызских и казахских детей арабским штрифтом. В 1912 году он написал книгу «Образец чистописания», в которой были помещены правила красивого и правильного написания каждой буквы.

После установления Советской  власти в Кыргызстане он работал  на различных ответственных должностях Жети-Суйской области и одновременно развернул активную деятельность по подготовке первых учительских кадров для школ. Он создает первые курсы по обучению педагогов. В 1925году он создал первое учебное пособие для молодых учителей - «Почин». Затем некоторое время преподавал в САГУ.

Разносторонней была и  политическая деятельность Ишенаалы Арабаева. Он был членом Жети-Суйского ревкома, заместителем областного Совета Союза «Кошчу», в 1922-24г.г. работал в Нарком-просе Туркестанской АССР, возглавлял кыргызскую   научную комис-

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История Кыргызстана"