Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История республики Башкортостан".

Файлы: 1 файл

Ирб шпоры.docx

— 268.66 Кб (Скачать файл)

Накануне рев-ции в Баш.имелось довольно большое кол-во пром. предприятий. По переписи 1920 года число их равнялось 7376 единицам, это в большинстве своем были мелкие, кустарного типа, предприятия,на которых работало всего 51 763 рабочих, что составляет в среднем около 7 человек на одно предприятие, В составе промышленных рабочих Башкирии была очень незначительная прослойка башкир, да и то это были преимущественно сезонные рабочие—лесорубы, землекопы и т. п. Только в золотомедной промышленности имелось некоторое количество постоянных, кадровых рабочих из башкир.

Исходя из данных, можно сделать заключение и о разделении общественного труда в б. Уфимской губернии, которое будет представлять следующую картину:

Сельскохозяйственное население - 1940298

Торгово-промышленное - 192252

Непроизводительное - 67296

Всего - 2199846

Таким образом, мы видим, что, несмотря на преобладание в Уфимской губернии сельскохозяйственного населения, имеется довольно значительное количество населения, занятого в торговле и промышленности, т. е. буржуазия и пролетариат. Значит, б. Уфимская губерния по составу населения ничем не отличалась, в основном, от остальных губерний Российской империи.

Разделение общественного труда среди башкир по данным будет выглядеть так;

Сельскохозяйственное население (включая сюда 94 % группы ж) - 855500

Торгово-промышленное (включая сюда б % группы ж) - 21925

Непроизводительноe - 21579

Всего - 899004

Отсюда видно, что и среди башкир имелось довольно значительное число лиц, занятых в промышленности и торговле (промышленно-торговая буржуазия и пролетариат), хотя подавляющая масса населения была занята в сельском хозяйстве, Но сельскохозяйственное население также не представляло из себя однородной массы: там были помещики, кулаки, середняки и батрацко-бедняцкая часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Рабочее и крестьянское движение  в начале XX века.

     Промышленный кризис 1900-1903 гг.. ухудшив и без того тяжелое положение рабочего класса Урала, дал толчок рабочему движению в крае. Рабочие выступления в этот период носили в основном экономический характер. В 1901 г. объявили двухдневную забастовку рабочие Юрюзанского завода, протестуя против введения двухсменной работы по 12 часов и требуя установления восьмичасового рабочего дня. Забастовка закончилась победой рабочих. В 1902 г. проходили стачки и забастовки на Белорецком и Тирлянском заводах".

В 1903 г. рабочее движение еше более усилилось. Крупным событием в истории края явилась Златоустовская забастовка. В марте 1903 г. на Златоустовском заводе в ответ на введение новых расчетных книжек рабочие прекратили работу и вышли на площадь. Рабочие выбрали депутатов для переговоров. Но представители рабочих И. Д. Филимошкин и Ф. Г. Симонов были арестованы. 13 марта пятитысячная толпа собралась на плошали перед домом горного начальника, в котором остановился приехавший накануне уфимский губернатор Богданович, требуя от него освобождения арестованных товарищей. Тогда заранее выстроенные на площади войска по приказу губернатора произвели 4 залпа по безоружной толпе. Как писала «Искра», солдаты стреляли в рабочих на расстоянии 50 сажен. Первым залпом были убиты башкир, который отправлялся в горы, 2 ученика горного училища и старуха, которые не принимали никакого участия в забастовке. Всего было убито 69 человек и ранено 250 человек.

В мае 1904 г. в честь дня международной солидарности трудящихся состоялись массовки и маевки в городах Симе, Златоусте, Миньяре, Оренбурге. Первомайская демонстрация в Уфе закончилась вооруженным столкновением с полицией.

Вместе с рабочим классом на защиту своих интересов поднималось и крестьянство края. Оно вело борьбу против эксплуатации со стороны помещиков и сельской буржуазии, произвола царских чиновников, налогового гнета и др. В 1901 г. крестьяне Уфимской и Оренбургской губерний выступили против уплаты казенных и земских налогов. В декабре 1901 г. в д. Михайловку Чумляцкой волости Оренбургской губернии прибыл пристав Шацкий в сопровождении волостного старшины, трех урядников и 42 десятников для конфискации крестьянского имущества, описанного за недоимки казенных и земских долгов. Крестьяне, вооружившись кольями и вилами, прогнали из деревни десятских, пристава и урядников.

В мае 1903 г. крестьяне-латыши Уфимской губернии кольями прогнали чиновников, приехавших спрашивать с них недоимки. В 1903-1904 гг. борьба за землю шла в Стерлитамакском уезде между тептярями Миркитлинской волости и помещиком Котюховым. Крестьянами с. Пестровки и помещиком Марковичем, жителями с. Асаф и землевладельцем Георгиевским, крестьянами с. Дарьино и помещиком Пашковым; в Белебеевском уезде - между жителями с. Красный Холм и землевладелицей Шишковской. Открытые выступления крестьян против уплаты выкупных платежей имели место в с. Сихонкино и в д. Старо-Кузяково Уфимского уезда и в д. Арсланово Стерлитамаксиого уезда. В 1903-1904 гг. крестьянские волнения произошли в 25 деревнях Уфимской и Оренбургской губерний.

В мае 1903 г. начальник Уфимского губернского жандармского управления сообщал в Департамент полиции, что происходящее в Усть-Катавской волости Уфимского уезда размежевание «вызывает ропот и недовольство местных башкир» и что 15 мая двое башкир д. Ишимбаево оказали сопротивление прибывшему из Уфы землемеру и по распоряжению земского начальника Шаховского арестованы.

Башкиры оказывали упорное сопротивление проведению в жизнь закона от 6 июня 1894 г. «О принятии в казенное заведование башкирских лесов Уфимской и Оренбургской губернии». Когда 12 июня 1904 г. кондуктор Татышлинского лесничества вместе с полицейским урядником и лесной стражей приступили к аресту погубленного башкирами д. Кигазы леса в охранной даче, последние подняли бунт и не допустили изъятия вырубленного леса. О масштабах самовольных лесных порубок говорят такие данные: за 1900-1904 гг. только в одной Булгкей-Кудейской волости лесным ведомством было составлено властям 112 протоколов.

Таким образом, в начале XX в. произошел подъем рабочего и крестьянского движения в крае. Особенно сильно протестовали башкиры-вотчинники. На революционное движение масс огромное идейное влияние оказывали организации социалистической ориентации.

 

 

 

 

 

 

51. Башкортостан в период первой  русской революции.

Первая Российская революция (1905-1907) в Башкортостане началась с митинга в большой Сибирской гостинице (ок. 200 чел.), организ. 12 янв. 1905 уфим. интеллигенцией в ответ на Кровавое воскресенье, 19 янв. в Уфим. ж.-д. мастерских состоялся митинг рабочих (ок. 2 тыс. чел.). В янв.-апр. стачки рабочих прошли в Уфим. ж.-д. мастерских, на з-де Гутмана, Катав-Ивановском, Усть-Катавском, Симском, Миньярском и др. з-дах. 1 мая на 6 пр-тиях Уфим. губ. состоялись забастовки в знак солидарности с междунар. рабочим движением (впервые в Башкирии). В мае-авг. прошла 31 стачка, из к-рых наиб. кр. были июльские выступления рабочих Уфы и др. городов края (начались в ж.-д. мастерских и депо ст. Уфа). 1-2 авг. в стачечное движение включились рабочие 4 золотых приисков. 7-23 окт. в Башкирии произошла всеобщая полит. стачка, к-рая, начавшись в ж.-д. мастерских Уфы, охватила 20 пр-тий и 12 учреждений края. Адм-ция края и хозяева пр-тий вынуждены были идти на частичные уступки.

В период рев-ции в Башкирии действовали орг-ции РСДРП, эсеров, "Иттифак-аль-муслимин". После 17 окт. в крае начали действовать отделения черносотенных орг-ций (cм. Черносотенцы), для борьбы с к-рыми при Уфим. гор. думе был создан Комитет безопасности. По призыву большевиков в Уфе, на Белорецких и др. з-дах были созданы отряды рабочей милиции, взявшие на себя охрану митингов и демонстраций. С кон. окт. Уфим. комитет РСДРП приступил к практич. подготовке вооруж. восстания. Рабочая милиция была реорганизована в боевые дружины (см. Боевые организации народного вооружения). 16 нояб. в ж.-д. мастерских и депо ст. Уфа явочным порядком был введен 8-часовой рабочий день. Рабочие потребовали узаконить этот акт и созданные ими стачком и комиссию труда. 7 дек. бастовали рабочие Уфим. ж.-д. мастерских и депо, з-да Гутмана, железнодорожники Златоуста. В Уфим. ж.-д. мастерских был образован Совет рабочих деп. (35 чел., пред. И.С.Якутов). 9 дек. состоялся общегородской митинг, закончившийся вооруж. столкновением рабочих и полиции. Декабрьское вооруж. выступление рабочих Уфы потерпело поражение. В дек. 1905 политич. стачки и рев. выступления происходили на Усть-Катавском, Катав-Ивановском и др. з-дах, на пр-тиях Челябинска, Оренбурга, Златоуста. В результате в нояб.-дек. на нек-рых предприятиях был установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата, уволены неугодные рабочим предст. администрации и т.д. В нач. 1906 социал-демократами была создана "Уральская боевая орг-ция" во главе с братьями Кадомцевыми. Боевики провели неск. экспроприаций ден. ср-в, значит. ч. к-рых была направлена на орг-цию вооружения рабочих Урала, созыв 1-й конференции военно-боевых орг-ций (Таммерфорс, нояб. 1906) и 5-го съезда РСДРП (Лондон, апр.-май 1907). В янв.-февр. 1906 рабочее движение в Башкортостане проходило в осн. под лозунгом бойкота выборов в 1-ю Гос. Думу. В 1906 стачки прошли на 10 пр-тиях, в 1907 - также на 10. Однако если в 1906 только на Златоустовском заводе и Тирлянском в стачках участвовало более 7 тыс. чел., то в 1907 на 8 пр-тиях - ок. 1700 чел. В бол-ве случаев забастовки заканчивались поражением рабочих, их массовыми увольнениями.

В 1905 крест. выступления произошли в янв.-апр. в 20 волостях, в мае-авг. -в 15, в нояб.-дек. - в 66. В 1906 было 34 выступления крестьян, в 1907 - 23. Наиб. кол-во выступлений наблюдалось в баш. деревнях. Крестьяне поджигали и громили помещичьи имения, отказывались платить налоги, поставлять рекрутов в армию и т.д.

Произошли волнения и в армии: летом 1905 в 215-м Мокшанском полку, вернувшемся в Башкирию с рус.-япон. войны, в 750-м запасном полку, состоявшем в осн. из башкир; в нояб. 1905 - в Челябинском запасном полку. Массовые выступления рабочих, крестьян и солдат были жестоко подавлены. Гос. переворот 3 июня 1907 положил конец рев-ции.

 

 

 

52. Культура Башкортостана в начале XX века.

Просвещение.

Кто читал повесть Мажита Гафури "Черноликие" или смотрел спектакль, поставленный по ней, тот может легко представить себе дореволюционную школу для татаро-башкирских детей. Мрачное низенькое помещение, служащее одновременно и классом, и спальней, и столовой. Утром - намаз (молитва), днем - намаз, вечером - опять намаз - всего пять раз в день. Обучение велось без четкой программы и учебников. Мугаллимы (учителя) работали без определенного жалованья: они жили за счет пожертвований родителей.

Такая школа не могла привить детям достаточных знаний. Они не учились русской грамоте. И вообще среди башкир было мало владеющих русским языком, хотя 18 процентов башкирского населения до революции считалось грамотным. Они умели писать и читать по-татарски (алфавит был арабский).

Среди русского населения грамотных тоже насчитывалось немного, особенно в сельской местности.

Во время революции 1905-1907 годов была попытка создать общеобразовательные школы для татар и башкир на родном языке. Но духовенство добилось сохранения старой религиозной системы образования в мектебе и медресе.

В некоторых медресе, вопреки запрету духовенства, ученики получали некоторые общеобразовательные знания. Таким прогрессивным учебным заведением было уфимское медресе "Галия". Эту школу окончили многие башкирские и татарские писатели, учителя и другие деятели культуры.

В русские гимназии и реальные училища доступ для нерусского населения был затруднен. Высших учебных заведений в Башкирии вовсе не было. Только в 1909 году в Уфе был открыт учительский институт, который готовил педагогов для городских училищ.

Литература и искусство. 

Крупнейшим представителем башкирской художественной литературы был Мажит Гафури (1880-1934). Будучи сыном учителя из деревни Зилим-Караново Стерлитамакского уезда, он с раннего детства видел тяжелую жизнь башкирских и татарских крестьян. Бедственное положение народа стало главной темой его творчества.

Произведения Гафури проникнуты не только жалостью к народу, но и глубокой верой в его великую силу. Он призывал народ к борьбе против самодержавия и национального гнета, и царское правительство жестоко преследовало писателя. С 1911 года до Февральской революции Мажит Гафури находился под надзором полиции.

Младшими современниками М. Гафури были писатели Галимзян Ибрагимов (1887-1938) и Афзал Тагиров (1890-1938). Их творчество также проникнуто М. Гафури любовью к простым людям, ненавистью к угнетателям.

Яркое место в истории дореволюционной башкирской литературы занимает поэт Шайхзада Бабич (1895-1919), В своих поэтических произведениях он воспевал трудолюбивый башкирский народ, борьбу с гнетом и произволом.

В дореволюционные годы начинают печатать свои произведения Сайфи Кудаш, Даут Юлтый и некоторые другие.

Среди башкир были и художники. Первый из них - К. А. Давлеткильдеев, уже до революции занимавшийся живописью.

Создателями первой артистической труппы были Ильяс Кудашев- Ашкадарский и В. В. Муртазин.

Культура башкирского народа развивалась под благотворным влиянием русской культуры.

Работали в Башкирии или писали о ней многие русские писатели: в XIX веке - С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк; в начале XX века - Н. А. Крашенинников и другие. "Угасающая Башкирия"- так назвал Крашенинников одну из своих книг (1907). Родился и провел детство в Уфе известный русский художник М. В. Нестеров (1862-1942).

 

 

54. Историография башкирского национального  движения в нач. XX века. Гражданская  война

По истории башкирского национального движения, в особенности образования Башкирской АССР, имеется довольно обширная историческая литература: монографические исследования, книги, брошюры, статьи и сообщения и.т.д. (например, в книге М.И.Абдуллина «Борьба без компромиссов», Казань,1982), был дан, хотя и не углубленный, анализ исторических исследований по данной проблеме.

В. И. Ленин в своих работах по национальному вопросу, написанных до Октябрьской революции, упорно защищал идею о праве наций на самоопределение в смысле образования самостоятельного государства.

Одной из первых работ, где были затронуты некоторые вопросы башкирского национального движения, была книга С. Атнагулова, очевидца происходящих в те годы процессов в Башкортостане.

С критических позиций рассматривает башкирское национальное движение Ш. Типеев в своих работах, вышедших в 1927-1930 гг. В них автор, руководствуясь известными тезисами «Характеристика башкирского движения», освещает башкирское национальное движение периода Октябрьской революции, историю образования БАССР, а также события гражданской войны. Ш. Типеев охарактеризовал башкирское движение как антисоветское, националистическое.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"