Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История республики Башкортостан".
Башкиры верили в существование различных духов, на-полняющих окружающий мир и оказывающих влияние на судьбы человека; в загробную жизнь, которую они пред-ставляли себе по образу земной. Посредниками между духами и людьми были шаманы и шаманки, производившие моления с устройством жертвоприношений, лечение больных, гадание о будущем. Эти представления у башкир в пережиточной форме сохранились до XVIII в. Например, камлание башкира-шамана наблюдал историк-путешествен-ник П. Н. Рычков.
В религиозных представлениях башкир важное место занимал культ предков. Еще в XVIII в. И. Г Георги наблю-дал, что башкиры на любом празднике на приборе (блюде) выставляют мясо против солнца, приговаривая различные заклинания. Одним из проявлении массового праздника в честь предков являлся праздник "Каргатуй", как этно-графический пережиток, зафиксированный у башкир XIX - начала XX вв.
На формирование мировоззрения ранних башкир большое влияние оказали героические эпосы, легенды, предания и другие формы устно-поэтического народного творчества. Видимо, уже в рассматриваемое время сформировался эпос "Урал батыр", отличающийся от всех ныне сохранив-шихся эпосов парода своими архаическими сюжетами. Среди башкир, особенно западной группы, под влиянием волжских булгар с X в. начинает распространяться мусульманская религия. Если судить по материалам археологических памятников XIII - XIV вв., то мусульманизация башкир к этому времени достигла уже значительных успехов.
11. .Башкирия под властью Золотой Орды. Историография проблемы.
Монголы уже летом 1219 г. вплотную подошли к традиц-ым кочевьям башкир.лицом к лицу б-ры столкнулись с монголами в 1223 когда вскоре после сражения на Калке монголы, вторглись в пределы Волжской Болгарии(ВБ).Свой поход на (ВБ) монголы повторили в 1229 г Тема б-бы башкир п.в монголов наиболее полно отражена в легенде «Последний из Сартаева рода» Ист. источники указывают,что после вхождения в состав З.О терр. Юж.У была разделена м.у улусом Бату и улусом Шибан и граница м.у ними проходила по р. Урал. Во времена З.О на терр. Башк. хлынули группы кочевых племен. Баш-ры были обложены ясаком, состоящим из дорогих мехов, меда и прочих;были обязаны нести воин.службу.Тогда же б-ры получили такие атрибуты рода и племени, как тамга, оран (боевой клич), дерево и птицу. Б-ры не раз поднимались на б-бу п.в монголо-татарских захватчиков.Об этом свид-ют такие легенды,как «Акман-Токман»,«Биксура»Терр. Башкорт. неоднократно становилась ареной столкновения армий п.воборствующих сторон в З.О. Одно из самых крупных сражений произошло в 1391 г. в башк-х степях на р.Кундурча.В этом сражении принимал участие великий Тимур,к-ый наголову разбил в-ка З.О-ынского военачальника Тохтамыша,что было началом конца З.О.Пребывание б-р в с-ве этого гос-ва способствовало формированию у них типично феод-го сословно-иерархического общ-ва во главе с ордын.ханом.Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли баш-ие ханы (бии),обладавшие наслед-ой властью.Они распределяли земли м.у племенами, определяли маршруты кочевий отдельных племен, собирали налоги с подвластного населения и т.п. Аналогичные ф-ции над б-рами в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи — представители правящего дома. Правосудие осуществляли монг-ие, позднее мусульманские судьи. В башкирском общ-ве в роли крупн. феодалов выступали родоплеменные вожди.На гос-ой службе они выступали в роли темников, тысячников и сотников.Вся терр.их расселения была разделена м.у улусными владениями и практически превратилась в кочевья ордынских царевичей и их ближайшего окружения.В рез-те башкирские племена лишились лучших своих зем-х владений и были расселены на худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повинностей,монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских ресурсов,грабежом скота и других ценностей.Это привело к заметному разрушению производит-х сил и общему обнищанию народа башкир.С XII века б-ры входили в с-в Джучиева улуса(Белой, или Золотой Орды)монг-ой империи,основанной «владыкой всего человечества ханомЧингисом.Вхождение это не было мирным башкирские отряды ожесточенно сопротивлялись монголам до тех пор,пока не выяснилось,что один из баш-их родов связан кровнородственными отношениями с самим Чингисханом, но оно не было и завоеванием в современном смысле слова. Башк-ие старшины (тарханы) получали от ордынского хана(Белого хана)ярлык на княжение и платили ему ясак(дань),а также посылали в случае надобности своих воинов для его походов, на этом зависимость б-р от Орды заканчивалась.В области земл-ия, внутр.политики, религ-х культов монгольские ханы предоставляли башкирам придерживаться своей собственной традици.В шежере Муйтан,расскзаано как З.О-ий хан выдал ему грамоту на право владения терр.,куда вошли земли "от верховьев р. Белой до ее устья; восточные склоны Уральских гор.Интересна генеалогия Муйтан бия. В ней перечислены 13 его предков. О существовании ханов у башкир в предЗ.О-ое и З.О-ое время известно и по другим источ-никам. Венгерский автор XIII в. Рихтер сообщает, что у б-р правители-ханы проявляют большую ревность по от-ношению к мусульм.религии.Имена б-их ханов зафиксированы в текстах надгробий XIV в.В них упомянуты Байджура хан в районе устья р. Уфы, Тугаш хан на р. Ик и другие.
Соврем.-ист-и татаро-монг-х походов отмечали, что "во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения.Вышеприведенные примеры свид-ют о том,что башкирская правящая знать во главе с ханами не была уничтожена монголами в ходе завоевания и в после-дующий период, как это имело место со многими народами. Произошло это, по-видимому, из-за скорого признания ими власти монгольских ханов и заинтересованности монголов в превращении сопротивляющихся башкир в надежных союзников. В XII-XIV вв. вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды. Судя по сохра-нившимся историческим преданиям и документам, вместе с татаро-монголами на Южный Урал приходят такие группы племен, как табынцы, кипчаки, сальюты, калмыки и неко-торые другие. Лучшие земельные угодья в крае перешли в собственность пришлых племен, а потерю пастбищ в степ-ной зоне башкиры старались компенсировать расширением своих владений на севере.Тогда возникли маршруты их кочевий от устья р. Уфы до р. Камы, о чем есть упоминание в эпосе "Алдар и Зухра".
12.
Источниковедческие и
О факте присоединения писали многие историки, краеведы,высказывая при этом самые разл. Т.з относительно хар-ра и усл-ий присоединения Б.к Рус.Гос-у.Уже в первой половине XVIII в.историки обратили внимание на эту тему,при этом многие из них стояли па той т.з,что присоединение Б.к Рус. Госу-у носит добровольный х-р.Такой т.з высказывали: В. Н. Татищев , Современник Татищева обер- секретарь Сената И. К. Кириллов, писал:«Ежели б Казань и Астрахань царь Иван 4 у татар не завладел и башкирцы сами в подданство не пришли, то бы всегда близкими могли быть неприятелями, каких ныне уже за ними в степях имеем» Более детально разработал вопрос о подданстве башкир П.И.Рычков.Он интерес-я самим фактом башк-го подданства и причины и последствия.Работы П. И. Рычкова«Топография Оренбург. губернии»,«История Оренбург-ая».
историки XIX в. Н. М. Карамзин в «Истории гос-ва Рос-го» приводит летописное сообщение о том, что башкиры в подтверждение своего подданства«ясак поплатили»С.М Соловьев,упоминая о присоединении к Рус.Гос-у пяти народов,ранее находившихся под властью Казанского ханства, в их числе указывает и на башкир.«Первым делом Иоанна по взятии Казани, пишет С. М. Соловьев, была посылка к этим народам с приглашением вступить в подданство Московское, войти к Москве в те же отношения, в каких находились они к Казани. Они согласились...» Однако чувашские, марийские, татар. князья, мурзы и другие феодалы не сдержав слово, вскоре подняли мятеж п.в москов-ой в-ти. И эта б-ба продолжалась до марта 1557 г. Об участии башкир в этом восстании Соловьев ничего не пишет.Он, вероятно, также считал, что башкиры добровольно вступили в подданство России.
Из числа местных историков и краеведов, Д.Н.Соколова6, В. А. Новикова ,Р.Г.Игнатьева и М.Умидбаева.Все они присоединение Башкирии к Русскому государству считали актом добровольным. Д. Н. Соколов пишет, н-р, в одной из своих работ:«Башк. предание гласит, что после падения Казани башкиры,наслышавшись о доброте царя,послали к нему своих биев просить о принятии в подданство».Бикбовв работе «Башкурды», в семи номерах «Оренбургской газеты». В эту работу включены тексты баш-их шежере,преданий, сказаний приводятся копии док-ов, извлеченных из архивов или взятых у частных лиц; публикуются,копии жалованных грамот,выданных башкирам Грозным. Другая группа бурж-х историков стояла на т.з «покорения» или «завоевания» Башкирии. С такой трактовкой впервые выступил В. Н. Витевский, автор большой монографии «И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г.».
его мнению, для завоевания Б. потребовалось более чем два века. Выработанная им концепция не допускала мысли о возможности добровольного присоединения какого-либо народа к Рус.Гос-ву в силу сложившейся историч. ситуации.«Дорогой ценой приобрела себе этот край коренная Россия. В. И. Филоненко, как и В. Н. Витевский, приводит ценные сведения об рассм-ом периоде И.Б; обобщая материал, он делает неожиданный вывод о том,что «только с покорением Казани и Астрахани пала Башкирия»
В совет. Историч.Лите-ре вплоть до 40-х гг. присоединение Б.к Рус. Гос-ву нек-ми историками также трактовалось как «покорение» или «завоевание». Ш.Типеев в работе «Очерки по истории Башкирии», есть глава«Завоевание Башкирии Московским государством», в которой он писал: считал, «что Башкирия завоевывается постепенно. Первое время была захвачена западная граница, смежная с Казанским ханством -1553 г.,а затем места до нынешнего г.Уфы В 1933 г. П. Ф. Ищериков в «Очерках по истории колонизации Б.» в главе «Завоевание Б.» теорию о добровольном хар-ре подданства башкир называет «сказкой» и заявляет, что нет никаких историч-х данных, кроме голословных записей дворянско- царских историков,о том,что башкиры «добровольно» приняли русское подданство.
Р. М. Раимов в книге «1905 год в Башкирии», отмечая колониальное положение Башкирии, пишет, что «ее завоевание царизмом начато ещё в XVI в.»
Д. П. Чулошникова,«Феодальные отношения в Башкирии п башкирские восстания XVII и первой половины XVIII вв.» подверг критике т.з о добровольном подданстве башкир. Подтверждающие этот взгляд источники он берет под сомнение и делает вывод, что освоение Рус.гос-ом Башкирии происходило завоевания и длит.б-бы, к-ую пришлось выдержать Москве(многое нессоответствие фактам)
Однако, говоря о работах
советских историков.
Основной в-д книги состоял в признании добровольного хар-ра присоединения.Однако в этой работе имелись серьезные недостатки,Прежде всего непомерно много внимания уделялось периоду, предшествовавшему присоединению Б. к Рус.Гос-ву. По существу работа выглядела как сжатый очерк истории Б.,с древних времен до XVI
В 1947 г. была опубликована работа Н. В. Устюгова «Башкирское восстание 1662—1664 гг.», в которой автор впервые анализировал вопрос о хар-ре присоединения Б. По его мнению, «свое подданство московскому царю башкирские феодалы рассматривали как вассалитет»
В коллективных трудах по истории СССР. Довольно обстоятельно изложена эта тема в «Очерках истории СССР» Присоединение Б.к Рус.Гос-у рассм-ся в них как добровольное.
Наиболее ценными, являются те материалы, которые позволяют проследить хозяйственные сдвиги в Б.после присоединения ее к Рус.гос-ву.
С. И. Руденко «Башкиры» В этой работе содержится обширный материал о быте и матер.к-ре башкир; кроме того, в ней дан «краткий историч.очерк»,где говорится о добровольном вхождении башкир в состав Р.гос-ва.
«Очерки исторической
этнографии башкир» Р. Кузеева
с. где хар-ся «соц-ая сущность
башк-ого рода накануне
«Очерков по истории Башкирской АССР» охватывающего, период с древнейших времен до конца XVIII в. В «Очерках» интересующий нас вопрос освещается в разделе «Присоединение Башкирии к Русскому государству», написанном автором настоящей работы.
В июне 1957 г. вышла книга «400 лет вместе с русским народом» Р. Кузеева и Б. Юлдашбаева, в которой основное внимание уделено вопросам присоединения Башкирии к Русскому государству и его прогрессивному значению. В этой работе, написанной с привлечением таких источников, как башкирские шежере, правильно определены даты и этапы принятия русского подданства башкирскими племенами основной части Башкирии. Однако авторы не коснулись в своей книге вопроса о зауральских башкирах.
13.
Добровольное вхождение
В послед четвертиXV в.,в связи
с овладением Русск госуд-ом областью
Великой Перми,переходом в Зауралье и
продвижением его к землям Сибирск ханства,население
северн.и отчасти северо-восточойБашкирии,
Присоединение племен
центральной и южной Башкирии. Вслед за западн.башкирами
подданствоРусск.госуд-ва, приняли племена
центр.иЮжной Башкирии.Но если западн.башкир-е
племена с падением Казани получили возможность
свободного выбора нового сюзерена и через
некоторое время получили подданство
Рус-го госуд-ва,то башкиры,которые находились
под властью ногайских мурз и князей, не
сразу освободились от их господства.В
серединеXVIв.Ногайская Орда пережила процесс
распада,от главной орды отходили подчиненные
ей улусы.Среди ногайских мурз появились
сторонники,как Русск.госу-а,так и Крымского
ханства.Русс правит-во не раз посылало
послов к ногайцам,пытаясь склонить их
на сторону Москвы.В результате длительной
дипломатической борьбы князь Исмаил,возглавлявший
Большую Орду,в1557г.признал себя вассалом
Русского государства.Орда быстро теряла
свое могущество.Положение Большой Орды
усугубилось еще и тем,что в1554г.стихийные
бедствия привели к сильному голоду в
Поволжье и Приуралье,результаты которого
были катастрофичны.Засуха,чума,
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История республики Башкортостан"