Шпаргалка по дисциплине "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

вопросы к экзамену по истории.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно- стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы ядерной войны.

Разрядка: качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

Первые шаги на пути разрядки.

1) 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия

1971 г. - Договор о запрещении размещения  ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах.

СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в разрядку).

1. 70-е  годы: возобновлены советско-американские  встречи на высшем уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США).

2. Договоры  общего характера: "Основы взаимоотношений  между СССР и США"(1972 г.), "Соглашение  о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному использованию  атомной энергии".

3. Снижение  ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным шагом человечества  на пути к безопасности).

- договора  по ограничению стратегических  вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.) (в  действие так и не вступил) - были установлены потолки наращивания стратегических вооружений;

- Договор  об ограничении подземных ядерных  взрывов (не выше 150 килотонн) (1974 г.);

- Договор  о ядерных взрывах в мирных  целях и др.

Вьетнамская война. Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где с 1966 по 1972г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы. 1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился прекращения бомбардировок и войны в целом.

   Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика "мирного сосуществования"); продолжать политику последовательной поддержки "прогрессивных" движений и режимов во всем мире. Эта политика была особенно активна в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния СССР. 
Важнейшими событиями советской внешней политики, отразившими ее особенности в период 1965-1984 гг., были: интервенция в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита Р. Никсона в Москву в мае 1972г., вторжение Советского Союза в Афганистан.

 

Вопрос 43.  М.С. Горбачев и «перестройка» во внутренней политике СССР.

В марте 1985 года главой СССР избран Михаил Сергеевич Горбачев. К этому времени страна находилась в тяжелом экономическом кризисе: упали мировые цены на нефть, большие затраты шли на холодную войну, войну в Афганистане и финансовую поддержку системы мирового социализма. Горбачев был убежден, что все проблемы возникли от искажения ленинского понимания социализма. Поэтому целью начатых им реформ стало реставрация ленинского социализма.

Основными задачами перестройки были:

1) реформирование экономики  с целью преодоления экономической  отсталости;

2) прекращение холодной  войны и уменьшение затрат  на ВПК;

3) демократизация общества  путем реального предоставления  населению записанных в Конституции  СССР политических прав и свобод.

Перестройка была начата в апреле 1985 года. Однако с самого начала перестройка вышла из под контроля и приобрела стихийный характер.

Причины:

1) руководство не имело  четкой программы;

2) борьба в партии консерваторов (партийной бюрократии) и реформаторов;

3) кризис был значительно  глубже, чем это представлялось  Горбачеву.

Важным элементом перестройки стала гласность. СМИ освободились от цензуры и подвергли резкой критике деятельность всех лидеров СССР, что значительно подорвало доверие населения к КПСС. В экономике была разрешена деятельность частных кооперативов. Однако кооператоры мало интересовались сферой производства и активно действовали в области торговли. Для свой деятельности они скупали продукты в розничной сети, чем увеличивали дефицит товаров и экономическую анархию.

В результате уменьшения военного давления на страны СЭВ начался распад соцлагеря. В странах бывшего социализма начались перевороты, в результате которых к власти приходили демократы западной ориентации.

В результате демократически проведенных выборов у Горбачева образовалась оппозиция (Сахаров, Собчак, Попов, Ельцин). Оппозиция требовала ускорения и углубления реформ, отказа от социалистической модели развития. В этих условиях Горбачев начал искать опоры в рядах бюрократии, чем еще сильнее настраивал оппозицию против себя.

В республиках СССР резко обострился национальный вопрос. Большое влияние приобрели национальные фронты, которые требовали отделения от России. В этих условиях был проведен референдум по вопросу сохранения СССР как государства. Большинство населения высказалось положительно. Администрация Горбачева начала работу над составлением нового союзного договора, подписание которого планировалось на 20 августа 1991 года.

Несомненной удачей Горбачева стала внешнеполитическая деятельность, в результате которой СССР прекратили воспринимать как источник военной угрозы. Улучшение отношений с США позволило прекратить испытания ядерного оружия.

 

Вопрос 44. «Новое политическое мышление»: взаимоотношения СССР со странами социализма и капитализма (1981-1991)

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский Союз из международной изоляции. Были определены следующие, традиционные для советской внешней политики, задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества, в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами в целом, со странами «социалистческой ориентации», в особенности; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

Эти направления были одобрены XXVII съездом партии в начале 1986 г. Однако в 1987-1988 гг. в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С.Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (осень 1987 г.). Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе, член Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлев, послы СССР и США.

«Новое политическое мышление» (НПМ) во внешней политике явилось попыткой реализации «идей перестройки» на международной арене. Основные принципы НПМ сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую и признание современного мира единым, взаимозависимым; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от приниципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т.п.).

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.

В качестве решающего шага на этом пути Политический Консультативный Комитет стран Варшавского Договора по инициативе советского руководства принял в мае 1987г. «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и, в первую очередь, их военных организаций.

Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Мораторий был временно отменен в апреле 1987г. 15 января 1986г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку.

 

Вопрос 45. Распад СССР. Образование СНГ.

Причины распада СССР:

- кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

- неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому  ухудшению уровня жизни;

- массовое недовольство населения  перебоям поставок продуктов  питания;

- обострение национальных противоречий;

- ослабление центральной власти;

- авторитарный характер советского  общества, в том числе жесткая  цензура, запрет церкви и так  далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

- резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

- территория России сократилась на четверть;

- доступ к морским портам вновь осложнился;

- уменьшилось население России – фактически на половину;

- возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

- началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

- мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.  

  8 декабря 1991 года в Вискулях - резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще - руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 
21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. 
     Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.    

  Содружество Независимых Государств  является межгосударственным объединением  и служит дальнейшему развитию  и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального  согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.    

  Содружество Независимых Государств  не является государством и  не обладает наднациональными  полномочиями. В сентябре 1993 года  главы государств Содружества  Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.  
    Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую Ассамблею, Исполнительный комитет, который является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ и Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, и другие. 
    В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. 
     На начало 2011 г. в СНГ участвуют  — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина . 
   Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск, Республика Беларусь.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История"