Шпаргалка по "Истории религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Понятие и сущность религии. Основные подходы к ее трактовке.
Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии.

Файлы: 1 файл

Шпоргалка по истории религии.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Особенности возникновения и основные характеристики сикхизма.

Сикхизм – наиболее молодая религия Индии. Зарождение ё относится к XV – XVI векам. Сикхизм это монотеистическая религия, хотя и складывалась в рамках индуизма, отвергающая многобожие индуизма. Одно из основных вероучений сикхизма – вера в единого Бога, который имел имя Эк (единственный). Он воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя, он всемогущ и всеведущ; мир, созданный им, изменчив и не вечен, а Бог вечен, он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе. Постижение Бога и соединение с ним возможно для каждого человека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размышляющего о его деяниях. Неотступное следование всем принципам должно привести в конечном итоге к прерыванию цепи рождений и к слиянию с божеством. Этическая концепция: человек должен избавляться от пороков – гнева, гордыни, алчности, страсти, привязанности к земным благам. Большую роль играет медитация, исполнение гимнов, занятие физическим трудом. Специфика этой религии проявляется и в отсутствии священнослужителей, поскольку каждый сикхист может общаться напрямую с богом, без посредников. Сикхисты отвергают посты, жертвоприношение и паломничество.

 

  1. Конфуцианство и его роль в жизни китайского общества.

Конфуцианство – философия и религия Китая, сформировавшаяся в VI – V веках до н.э. Основатель Кунцзы или Конфуций. Возникает как этическое учение, поскольку К. пытался при помощи моральных принципов противостоять социальным и политическим проблемам Китая. Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений: гибла власть чжоуского правителя, нарушались 
патриархально-родовые нормы, разрушался сам институт государства. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди.  Он создал программу совершенствования человека 
с целью достижения духовно развитой личностью лада с Космосом. Благородный муж — источник идеала нравственности для всего общества. Ему одному присуще чувство гармонии и органический дар жить в природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Для Конфуция важны пять «постоянств»: ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание и доверие. В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Ритуал способствовал сохранению разнообразия в социуме, открывал личности перспективу совершенствования, был настоящим оберегом жизни, помогал выжить в любых экстремальных условиях, в частности сгармонизировать потребности населения в условиях ограниченных материальных и природных ресурсов. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в 
обществе моральных ценностей, не допуская, в частности, развития потребительства и ущерба духовности. Конфуций был обожествлен, а учение превратилось в религию.

  1. Даосизм.

Даосизм возник в Китае в IV – V веках до н.э. Основатель религии Лао – цзы. Главная категория даосизма, Дао — своего рода закон спонтанного бытия Космоса,  всеобщий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от Дао, чтобы. затем, совершив кругооборот,  снова в него вернуться. Человек вечен, его душа вечна. Бессмертие достигается путем слияния с Дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т. п. Дао не только первопричина,  но и конечная цель, и завершение бытия. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий. Человек представляет собой микрокосм, скопление духов и божественных сил – манад. Достижение бессмертия  или долголетия достигается двумя путями. Первое - «питание духа». Человек рассматривался даосами обиталищем многочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе - телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельным. Второе – «питание тела»: соблюдение строжайшей диеты дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир. Даосизм принял черты буддизма, и сам повлиял на неоконфуцианство.

  1. Синтоизм как национальная религия Японии.

Синтоизм сложился в VI – VII веках. Возникает на базе трансформации множества родоплеменных культов. Исповедуют её около 63 миллионов японцев. С 5—6 вв. императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов; наиболее важные обряды стал совершать император, объявленный в 7 в. верховным жрецом С. Отсутствие единой канонической литературы С. было возмещено созданием в 7—8 вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний — "Кодзики" и "Нихон секи". Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С. В период расцвета японского феодализма (10—16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии. В 17—18 вв. развернула свою деятельность т. н. "историческая школа" (М. Камо, Н. Мотоори и др.), которая поставила своей целью укрепить С., возродить культ и полноту власти императора. После революции 1867—68 и до конца 1945 С. пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и правительства. Регулярное посещение синтоистских и буддийских храмов было вменено в обязанность школьникам и служащим государственных учреждений. В период 2-й мировой войны 1939—45 японская военщина широко использовала С. для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение империалистической Японии подорвало престиж С.; в декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, часть синтоистской литературы была запрещена, священники потеряли свой прежний официальный статус. 1 января 1946 японский император публично отказался от своего "божественного" происхождения. Однако в последующие годы С. постепенно стал восстанавливать своё влияние и несколько модернизировал своё учение.

  1. Вероучение и культ синтоизма.

Синтоистская религия политеистичная. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Всю природу населяют и одухотворяют ками. Ками могут воплотиться в любой предмет, который становится в последствии предметом поклонения. Человек ведет происхождение от одного из бесчисленных духов.  Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихон секи. Кодзики содержит мифы космогонического и героического характера. В ней в мифологической форме повествуется о происхождении мира, Японии и японцев, а также описывается созидательная деятельность богов и культурных героев. Нихон секи представляет собой в основном японские исторические хроники, есть там и мифы о происхождении мира и Японии, частично повторяющие сюжеты Кодзики. Но каждый храм может создать свою книгу. Синтоистские обряды довольно просты и легко выполнимы. Они преимущественно состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в храмах.  Символами являются три предмета: зеркало, меч и яшма. Синтоизм предполагает идею единства природы и истории. Все существующее является результатом саморазвития мира. Ритуал в синтоизме состоит из 4 элементов: очищение, жертвоприношение, краткая молитва и возлияние. Для синтоизма весьма характерны красочные храмовые праздники — мацури, собирающие большое число людей.

  1. Специфика зороастризма.

Зороастризм – национальная религия Персии (Ирана). Основатель Зоро Астр или Заратустра (VI век до н.э.). Выделяют два самых важных божества: Ахура – Мазда, светлое божество, олицетворявшее мудрость, правду, и Ангра – Манью, тёмный бог. прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-творец, воплощение и носитель блага. Демонов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла — Анхра-Манью. Борьба Ахура -Мазды и Анхра- Манью изначальна, бескомпромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позицию в ней. Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала свободную волю и выбор человеком места в предельно остром противостоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его судьбу и в загробном, и в этом мире. Смерть это победа сил темного бога над светлым богом Ахура - Маздой. Человек должен верить в благое божество, молиться ему, бороться с силами зла, от него требовались добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: ритуальная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь производительный труд (особенно земледельческий), благотворительность, рождение и воспитание потомства. Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древних праздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освященная авторитетом Заратуштры. Богослужение включает повторение за жрецом определенных слов и жестов, вознесение хвалы божествам, обряды жрецов у священного огня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре.

  1. История формирования иудаизма.

Иудаизм возник во II тыс.до н.э. на основе политеистических обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания Палестины в XIII в. впитал религиозные представления местных земледельческих народов. Выделяют различные периоды формирования и развития иудаизма. Древнейший период характеризуется происхождением верований и архаических культов (родовые, погребальный, скотоводческий, многочисленные табу). Возникновение иудаизма как религии принято связывать с именем Моисея, получивший на горе Синай через Откровение десять заповедей, образовавших основу монотеизма и религиозной этики. Происхождение Ягве спорно: некоторые исследователи считают, что первоначально это - тотем, бог грозы, олицетворение пустыни и т.п. Завоевание Палестины привело к изменению всей жизни древних иудеев. В это время происходит оформление государственности. В VII в. до н.э. царь Иосия провел религиозную реформу, направленную на резкую централизацию культа. Из Иерусалимского храма были удалены предметы культа всех других богов кроме Яхве. Во II-I вв. до н.э. формируются основные черты иудаизма: строгий монотеизм, централизация культа, канонизация священных книг, появлению веры в сверхъестественную помощь для освобождения от угнетателей и веры в избавителя-мессию. С учением о мессии появилось и учение о грядущем веке - эсхатология, о будущем блаженстве, ином мире, где праведники получат заслуженную награду. Появляется смутная вера в загробную жизнь и в воскресение мертвых. Под влиянием изучения пророков создается апокалиптика. Племенной бог Яхве становится единым богом-творцом мира и вседержителем.  Составляется Талмуд, содержащий и религиозные, и правовые, и общественные предписания. Талмуд становится основой всей жизни еврейских общин - не только религиозной, но и правовой и общественной. Ввиду отсутствия государства и светской власти главную роль играют руководители общин - талмид-хахамы, а позже раввины.

  1. Догматы и культ иудаизма.

Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею; Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразного религиозного жанра. После изгнания евреев из Палестины в I-II вв. н.э. (Иудейская война и восстания против Рима) и рассеяния по всему Средиземноморью создается Талмуд (Учение) - огромный кодекс религиозно-юридических правил, житейской и вероисповедной мудрости. Составлен в III-V вв. в среде вавилонских и палестинских евреев (2 редакции). Талмуд состоит из двух частей: Мишна (Повторение) - толкование закона (на древнееврейском языке); Гемара (Завершение) - толкование толкования (на арамейском языке). Каждая из них делится еще на 2 части: Галаху (Закон) - свод законов и ритуальных правил, Агаду (Предание) - легенды, притчи, юридические казусы и т.п. Позже в VI-X вв. к Талмуду были добавлены и различные комментарии - Мидраши.

Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего  является вера в бессмертие человеческой души. В  соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву» а божья воля открывается человеку через Танах.

Вся жизнь верующего еврея подчинена запретам и предписаниям, касающимся пищи, одежды, молитв, праздников и т.п. И каждый шаг верующего сопровождается молитвой. Одежда мужчин должна быть длинной, из однородной ткани, карманы ниже пояса, голова должна быть всегда покрыта, даже во время сна. Обязательна борода и длинные волосы на висках - пейсы. Также характерно униженное положение женщины. Она не может быть свидетелем в суде, выходить на улицу без покрывала и т.п. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина - за то, что бог создал ее для послушания мужчине.

  1. Структура Ветхого завета в иудаизме.

Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык. Этот перевод («Септуагинта») был принят первыми христианами и сыграл важную роль в становлении христианского канона Ветхого Завета. Ветхий Завет состоит из следующих книг:

1) Книги закона - Тора (Учение) или "Пятикнижие Моисеево" (составление книг приписывается Моисею): Бытие (сотворение мира и человека, рай, первые люди, грехопадение, размножение человечества, всемирный потоп, Ной, патриархи - родоначальники еврейского народа - Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф с братьями, поселение евреев в Египте); Исход (Моисей, 10 заповедей, освобождение из плена); Левит (религиозное законодательство); Числа (законодательство и история евреев после исхода из Египта и до завоевания Палестины); Второзаконие (религиозное законодательство). К Пятикнижию примыкает книга Иисуса Навина, содержащая рассказ о завоевании евреями Палестины.

2)"Исторические книги": Судей, Руфь, 4 книги Царств (2 Самуила  и 2 Царей), 2 книги Хроник, книги Ездры, Неемии, Есфирь, Иова, а также Псалмы  Давида (Псалтирь), книги притчей Соломоновых, Екклезиаст, книга Песни Песней.

3)"Пророческие книги": Исаии, Иеремии, Иезекиля, Даниила и  книги 12 "малых пророков" (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).

 

  1. Формирование ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории религии"