Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет истории как науки.
2. Восточные славяне в VI-VIII вв.
3. Древнерусское государство Киевская Русь.
5. Борьба русских земель с внешней опасностью в XIII - XV вв.

Файлы: 1 файл

история россии.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Русско-иранская война 1826-1828 гг. завершилась Туркманчайским миром, по которому к России присоединилась восточная Армения. Россия также одержала победу в войне с Турцией в 1828-1829 гг., и по Адрианопольскому миру к ней отошли Анапа, Поти, Ахалцих и Алхалкалаки. В этой ситуации становилось возможным и неизбежным подчинение Россией всего Кавказа.

Начавшееся движение мюридов (национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа) в 30-х гг. возглавил имам Шамиль, одержавший ряд побед над русскими войсками. На территориях Дагестана и Чечни он создал государственную систему -имамат - с многочисленной армией. Но уже в конце 40-х гг. в государственной системе Шамиля стали проявляться признаки кризиса. Царизм воспользовался экономическим и военным ослаблением имамата. В 1859 г. остатки войска Шамиля были окончательно разбиты. Присоединение Кавказа к России было завершено в 1864 г.

Значительно обострились противоречия между Россией и европейскими странами после подписания в 1833 г. Турцией и Россией Ункияр-Искелессийского договора, установившего оборонительный военный союз с обязательством взаимной военной защиты.

К середине XIX в. восточный вопрос во внешней политике стран Европы занял важнейшее место. Франция и Англия стремились к военному и торговому приоритету на Средиземном море; Австрия - к экспансии территории Османской империи; Россия - к полному разгрому в одиночку Турции, выходу в Средиземное море, закрытию входа в Черное море чужому флоту и усилению влияния на славянские народы Балкан. Все это привело к Крымской войне (1853-1856), которая началась с переправы русских войск через р. Прут и занятия территории Молдавии и Валахии. Осенью 1853 г. русская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова (1802-1855) разгромила турецкий флот в Синопской бухте Английская и французская военные эскадры вошли в бухту Золотой Рог. Россия теперь вынуждена была воевать против Англии, Франции, итальянских государств - Пьемонта и Сардинии. Военные действия были перенесены в Крым. После 11 месяцев защиты Севастополь пал.

18 марта 1856 г. в Париже был подписан мир, по которому Россия уступала Турции часть Бессарабии, возвращала крепость Каре. России запрещалось иметь военный флот на Черном море и восстанавливать Севастополь как крепость.

Поражение России показало глубокий кризис самодержавно-крепостнического строя, ее отсталость от передовых стран Европы, настоятельно продиктовало необходимость коренных преобразований во всех областях жизни, вывело страну из состояния политической неподвижности, вызвало протест широких слоев общества против существующих порядков, обусловило рост крестьянских выступлений. Самодержавие вынуждено было приступить к самосовершенствованию и саморегулированию на основе рыночных отношений и свободы граждан.

 

18. Русская  культура XIX в.

Исторические условия  развития культуры, характерные черты  и особенности. Процесс демократизации русской культуры. Развитие системы образования. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Русские первооткрыватели и путешественники.

Направления и стили  в литературе и искусстве. Архитектура. Российские меценаты.

Изменение облика городов. Развитие связи, городского транспорта. Перемены в организации быта горожан  и крестьян.

Основные  понятия: ампир, академизм, демократизация культуры, интеллигенция, критический реализм, меценатство, «Могучая кучка», научные общества, передвижники, реализм, романтизм,  цензура.

 

 Первая половина XIX в. была для России переломной эпохой, насыщенный важными социально-политическими процессами, вызвавшими небывалый подъем общественной мысли (подробнее см. тему 32 "Движение декабристов" и тему 34 "Общественное движение второй четверти XIX в."). "Брожение умов", охватившее всю страну оказало огромное влияние на развитие культуры. Эстетическая и политическая мысль необычайно приблизились друг к другу, значительно возросла социальная значимость всех областей культуры, все чаще выполнявшей агитационно-пропагандистские функции. Заметное влияние на развитие всех областей культуры оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая подъем национального самосознания.

 Потребности экономического развития страны вынуждали правительство расширять сферу образования. Для организации просветительских учреждений и управления ими в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения (с 1817 г. - Министерство духовных дел и народного просвещения).

Изданное в 1803 г. Положение  об устройстве учебных заведений  предусматривало создание 4-хступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. На практике изменения  коснулись только системы высшего  образования, для развития начального и среднего образования ничего сделано не было, их сеть росла крайне медленно. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3-хступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем: для детей "самых нижних состояний" (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских "обывателей" - уездные училища, а для детей дворян - гимназии. Для крепостных крестьян не было создано никаких государственных учебных заведений, лишь единицы из них могли научиться грамоте у местного дьячка. В начале века для государственных крестьян начали открывать приходские школы с программой обучения на 1 год, в которой преобладали богословские предметы. К 1854 г. в стране насчитывалось около 2,5 тысяч приходских школ с числом учащихся около 100 тысяч. Программа уездных училищ для мещан была несколько шире, но в ней также преобладали богословские предметы.

Средняя школа. В соответствии с "Уставом учебных заведений, подведомственных Университетам" (1804) во всех губернских городах планировалось открытие гимназий для выпускников уездных и других училищ независимо от социального происхождения. Устанавливался 4-хлетний курс обучения с достаточно широкой программой (иностранные языки, география, история, математика, статистика, коммерческие и "изящные" науки и т.п.). Количество гимназий росло крайне медленно, в 1809 г. их было всего 32. По уставу 1828 г. гимназии, курс обучения в которых увеличился до 7 лет, стали закрытыми учебными заведениями для детей дворян. Для них же открывались кадетские училища; по-прежнему практиковалось частное и домашнее обучение, в программу которого входило в основном обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам.

Большой вклад в развитие географической и этнографической наук внесли русские путешественники. В ходе первой русской кругосветной экспедиции под командованием Н.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806) были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка. Экспедицией Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (1819-1821) были открыты Антарктида и многочисленные острова. Богатейшие сведения об островах Тихого и Ледовитого океанов, Аляске, Сахалине, побережье Кореи и др. территориях были собраны русскими путешественниками Г.И.Невельским, Е.В.Путятиным, В.М.Головниным и другими.

Мировую известность  приобрела русская математическая школа. Открытая в 1826 г. Н.И.Лобачевским неевклидова геометрия радикально изменила научные представления о пространстве. Большой вклад в изучение прикладной математики внес П.Л.Чебышев. М.В.Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики.

Интенсивные теоретические  и прикладные исследования обусловили возникновение новых отраслей научных знаний, в том числе смежных. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П.П.Аносов - основы металлографии.

Химическая наука развивалась в тесной связи с промышленным производством. Химик Н.Н.Зинин разработал технологию синтеза анилина, употреблявшегося в текстильной промышленности в качестве закрепителя красок. Выдающийся астроном Я.Струве создал в 1839 г. в Пулкове (под Петербургом) образцовую астрономическую обсерваторию.

Формировавшаяся в условиях начавшегося кризиса крепостнической системы и подъема национального самосознания отечественная литература первой половины XIX в. характеризовалась следующими отличительными чертами: высокими гуманистическими идеалами, необычайной политической заостренностью, гражданственностью, пропагандой освободительных идей и поиском социальной справедливости.

Большое влияние на развитие русской литературы оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая национально-патриотический подъем как в народных массах, так и в кругах прогрессивной дворянской и разночинной интеллигенции. Патриотические настроения и тема войны нашли отражения в ряде басен И.А.Крылова,в стихах и прозе Д.В.Давыдова, Ф.Н.Глинки и других авторов. В начале XIX в. сохранились лишь отдельные черты классицизма, подошедшего к своему упадку. Влияние этого направления прослеживается в одах Г.Р.Державина и Н.М.Карамзина, в раннем творчестве В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Зародившийся на исходе XVIII столетия сентиментализм просуществовал недолго. Его характерные черты (сентиментальная идеализация действительности, чувствительность, внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям) наиболе ярко проявились в творчестве Н.М.Карамзина. Романтизм начал формироваться накануне Отечественной войны и развивался в значительной степени под ее влиянием. В 40-х годах большую популярность приобрели разнообразные литературные журналы. Возникли журналы для читателей различных слоев и групп общества ("Чтение для солдат", "Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений" и др.). Отражавшие развитие общественно-политической мысли и борьбу различных ее направлений, эти журналы приобрели громадное значение в духовном развитии русского общества.

Выдающуюся роль в  общественном движении и в развитии русской литературы сыграли журналы "Отечественные записки" и "Современник", объединявшие представителей демократического движения и писателей-реалистов. Большая заслуга в развитии демократического направления в русской публицистике принадлежит В.Г.Белинскому и А.И.Герцену.

В первой половине XIX в. резко  усилилась государственная регламентация изобразительного искусства. В 1802 г. был принят новый устав Академии художеств, который узаконил ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Деятельность Академии способствовала расцвету классицизма, ставшего официальным направлением в искусстве, и препятствовала развитию других направлений, зачатки которых появились уже в начале столетия. К середине века Академия превратилась в консервативное учреждение, насаждавшее казенное, отвлеченное от жизни искусство, активно противостоящее демократическим тенденциям в художественной жизни России. С 1843 г. президентами Академии назначались только лица императорской фамилии, а в 1859 г. она была передана в ведение Министерства Императорского двора.

Первые три десятилетия XIX в. характеризовались небывалом  размахом градостроительных работ в обеих столицах и губернских провинциальных городах.

• В Петербурге завершилась планировка и формирование основных площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской.

• Интенсивное строительство  ведется в Москве, сильно пострадавшей от пожара 1812 г.: перестраивается Красная площадь и благоустраивается вся территория вокруг Кремля; возникают новые площади на пересечении радиальных и кольцевых улиц; целые районы застраиваются особняками, восстанавливаются старые дома.

• Изменялся облик губернских городов, в которых создавались центральные городские площади; строились здания присутственных мест, торговые ряды.

Большое значение в архитектуре  приобрела общая композиция, популярным стало создание крупных архитектурных ансамблей: ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей архитектора К.И.Росси; Манежной площади, созданный архитекторами Д.И.Жилярди (здание Университета) и О.И.Бове (здание Манежа); ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж.Тома де Томона; Александровский сад у Кремлевской стены и ансамбль Театральной площади, созданные О.И Бове и т.д. Создание крупных архитектурных ансамблей обусловило необычайно тесную связь архитектуры со скульптурой. Возникают своеобразные творческие содружества архитекторов и скульпторов: архитектор А.Д.Захаров работал со скульпторами Ф.Ф.Щедриным, С.С.Пименовым, И.В.Демут-Малиновским; Пименов и Демут-Малиновский также постоянно сотрудничали с К.И.Росси и А.Н.Воронихиным.

В развитии театрального искусства в этот период проявились две основные тенденции:

• освобождение от европейского влияния, достаточно заметного в XVIII в., и укрепление национальных традиций;

• отход от традиций классицизма  и сентиментализма и становление романтизма и реализма.

В XIX в. продолжали развиваться  традиционные музыкальные направления (профессиональная светская, духовная и народная музыка), ведущее место  среди которых заняла светская профессиональная музыка, опиравшаяся на многовековые традиции народного песенного творчества.

 Широкое распространение получила благотворительность и меценатство. Представители практически всех крупнейших российские купеческих династий – Морозовых, Хлудовых, Рябушинских, Бугровых, Шелапутиных, Алексеевых и многих других - передавали значительные средства на создание приютов, богаделен, школ, университетов. Фамилии предпринимателей С.И. Мамонтова, С.И. и П.И. Щукиных, Третьяковых, Бахрушиных, фон Мекк были связаны с поддержкой художников и музыкантов, собиранием и содержанием выдающихся коллекций произведений искусства

19. Россия  в конце XIX - начале XX вв.: особенности социально-экономического и политического развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"