Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:09, шпаргалка
1.Предмет истории как науки.
2. Восточные славяне в VI-VIII вв.
3. Древнерусское государство Киевская Русь.
5. Борьба русских земель с внешней опасностью в XIII - XV вв.
Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем «из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них - с Византией.
В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять - древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) - радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра - уличи, между реками Днестр и Прут - тиверцы. В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу - дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра - кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полонь - полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов - ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен - вятичи. Каждое племя управлялось своим вождем - старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени - вече.
Судя по сохранившимся литературным па- мятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес; из огородных культур - репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.
В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже - деревянный плуг с железным наконечником - лемехом.
В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.
Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника - князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени.
Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами. С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. . Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече2 - народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.
Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» - на юге, и «вервь»1 - на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сено -косные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.
Славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог, покровителем скота - Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначаль-ником жизни - Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски - «щур».
У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря - колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны - масленица.
3. Древнерусское государство Киевская Русь.
Основные источники изучения истории Киевской Руси. Внутренние и внешние факторы возникновения государственности у восточных славян. Проблема возникновения древнерусского государства в исторической науке. Норманнская теория и ее критика в отечественной историографии. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Крещение Руси.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси (X - первая половина XII вв.).Возникновение крупной земельной собственности. Политический строй. Князь и дружина. "Русская Правда". Категории свободного и зависимого населения. Дискуссия о социально-экономическом строе Древней Руси.
Борьба Руси с кочевниками. Взаимоотношения Руси с соседними странами.
Культура Киевской Руси. Характер и особенности культурного развития в средневековье. Культурное наследие восточных славян. Устное народное творчество. Письменность. Летописание. "Повесть временных лет". Древнерусская литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Художественное ремесло.
Основные понятия: норманнская теория, двоеверие, десятина, закуп, изгой, огнищанин, печенеги, половцы, православие, «Русская Правда», рядович, смерды, усобицы, холопы, язычество, берестяные грамоты, глаголица, жития святых (агиография), зернь, иконопись, кириллица, миниатюры, летопись, мозаика, фольклор, фреска.
В «Повести временных лет» начало формирования Киевской Руси Нестор представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен «рос», или «рус». Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков. Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта «теория» была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию. Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами - от сканд. «человек севера») и Русью. Однако довольно спорным является «аргумент» норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь - страна несметных богатств.
Общественный строй. Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре - высший слой общества - являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных. Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община - замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека - трудовую, обрядовую, культурную.
В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании - вече, там же избирались предводители племенного войска - воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией.
Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Этот документ состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространной Правды».
Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.
Зависимое население состояло из:
> закупов - разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;
> рядовичей - зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);
> изгоев - обедневших выходцев из общин;
> холопов - зависимых
людей, находившихся на
> всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.
Христианизация Руси. Киевский князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся энергично утверждать христианство в государственном масштабе. По его приказу жители Киева были крещены в Днепре. На севере страны, где оставались сильны языческие традиции, попытки крещения порою встречали трудности, приводили к восстаниям. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название - православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение.
Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры, отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей. Огромное влияние на культуру в целом - на литературу, зодчество, живопись - оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции.
Киев застраивают каменными храмами и зданиями, украшенными живописью и мозаикой; построили Софийский собор. Принятие русскими христианства способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За 100 лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели греч. церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия наз. "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и православнная - считает их святыми. Главные источники просвещения – монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает I место. Высокий уровень грамотности (летописи, житие).
4. Русские_земли_и
княжества_в_XII_-_первой_
Социально-экономические и политические причины раздробленности. Крупнейшие политические образования на территории Руси: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынская земля, Новгородская феодальная республика. Особенности их социально-экономического и политического развития. Последствия раздробленности.