Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории России"
История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его многообразии.
Предмет истории служит изучение деятельности и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
У истории 2 принципа:
Методы изучения истории:
Подходы:
5 экономических формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, камунистическая.
Минусы формационного подхода:
Периодизация:
1132-1485 – древняя Русь
1485-1725 – Московское царство
1725-1917 – Российская империя
1917-1922 – Советское гос-во.
1922-1991 – Советский Союз
1991-1993 –
1993-по наши дни – Российская Федерация
Во времена Неолита на территории между Европой и Азией появляются племена индоевропейской языковой общности, которые составляли по началу единое целое, говорили на одном языке и поклонялись одним и тем же богам. Лишь к концу Неолита относится начало распада этой общности с выделением нескольких больших народов, включая славян.
Родиной славян стали густые лиственные леса Центральной Восточной Европы, где было много рек, ручьев, озер и болот . Южная граница проходила по северному склону Карпат, северная по р.Припяти. Их окружали кельты, иллилийцы, германцы, балты, дако-франкийцы и иранцы.
На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы. Возникали племенные союзы.
Во второй половине тысячелетия единообразие славянского мира постепенно размывается. К этому времени у многих племен Центральной Европы появляются многочисленные войска, вооруженные бронзовым оружием. Начинается времена войн и завоеваний. Это способствует распаду старых одноязыковых общностей и образованию новых из этнически разных, разноязычных племен.
Процесс обособления, убыстрялся еще и различными темпами развития этих народов.
Так в северной половине центральной Европы складывается новое единство, получившее название "Венеды" из части западных славян и частей кельтских и иллилийских племен. Со временем кельты уйдут, оставив общее наименование за славянами, которые будучи доминирующей силой в этом союзе не будут испытывать влияние соседей на свой язык. И в дальнейшем мирно сосуществуя с другими племенами, будут в большей или меньшей степени обогащать другие языки.
Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество), пережили подъем пастушеского скотоводства, заселяли гигантские территории. Они оседло жили в `небольших деревнях, используя в повседневной жизни, в основном камень. Метал встречался редко. Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание — вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.
О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун — бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.
На предмет образования гос-ва. у восточных славян существует несколько теорий: норманнская, антинорманнская и неонорманнская.
Авторами норманнской теории являются немецкие ученые XVIII в. Байер, Миллер, Шлецер. Согласно их теории славяне не могли создать гос-во. В силу своей экономической и социальной неполноценности. Созданию гос-ва они обязаны норманцам. По данной теории в 862 г. Новгородцами были приглашены для наведения порядка на их земле три брата Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик – в Новгороде, Синеус- в Белоозере, Трувор – в Изборске.
После смерти 2х братьев Рюрик присоединил их земли и правил в Новгородской земле.
Согласно данной теории название Русь – имеет норманнское происхождение.
Автором антинорманской теории является М.Ломоносов. Утверждавший, что гос-во у восточных славян появилась за долго до прихода норманнов. И название Русь – происхождения славянского (от племени проживавшего на берегу реки Рос).
На сегодняшний день считается, что норманны сыграли значительную роль в образовании гос-ва. у славян. Они ускорили этот процесс, активизировали его. Но не оказали существенного влияния на обычаи и традиции славянского народа. Название Русь – скорее всего имеет норманнское происхождение.
Не смотря на наличие разных теорий об образовании гос-ва. у славян историческим фактом является поход новгородского князя Олега в 882 г. вниз по Днепру, по пути следования дружина Олега подчиняла находившиеся по обеим берегам племена. Подчинив – любич в 882 г. обманным путем захватили Киев изгнав правивших там Аскольда и Дира. И территорию подчиненных земель Олег провозгласил новым военно-политическим образованием – гос-вом. И стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). Т.е. 882 г. считается датой образования Древнерусского (Киевского) государства. Так как столицей был провозглашен – Киев.
Вновь созданное гос-во.
по форме правления считается
раннефеодальной монархией с
элементами рода-племенной демократией.
Под рода-племенной
Управление древнерусским гос-вом. киевский князь осуществлял посредством дружины старшей. Из числа которой в племенные центры направлялись наместники. В последствии начиная с X в. наместниками отправлялись сыновья великого князя.
Созданное Киевское гос-во. проходит в развитии 2 этапа:
Созданное Киевское гос-во. по мнению Л.Семянниковой имело европейские черты являясь как бы частью восточной Европы. Каковы эти черты:
Политика всех киевских князей сводилась к внешней и внутренней политике. Киевское гос-во. было более этничным изначально, что в последствии оказало влияние на культуру и целостность гос-ти. Но политическое единство киевской Руси было очень слабое поверхностное и на всем протяжении существования гос-ва имели место сепаратизм местных (удельных) князей. Особенно проявлявшейся в соперничестве 2х политических центров Новгорода и Киева. Киевские князья принимали меры для упрочивания гос-ти. Одной из результативных мер было крещение Руси, пришедшееся на княжение Владимира. Второй принятие свода законов Русской правды, которое укрепило власть Ярослава Мудрого, подняла его авторитет и гос-во в целом. На период правления Ярослава Мудрого приходится апогей расцвета. Связано это скорее всего с его политикой внутренней и внешней.
Последний период стабильности Киевского гос-ва приходится на время правления Владимира Мономаха (1113-1125), который своей жесткой политикой пресек междоусобные войны, организовал совместные походы против половцев. И его политику продолжил сын Мстислав (1125-1132). После чего Киевское гос-во распалось на ряд самостоятельных княжеств – гос-в. Т.о. созданное в IX в. Киевское гос-во просуществовало до середины XII в. На всем этом периоде развития наблюдалось укрепление княжеской власти, ослабление демократии и Киевское гос-во имело черты сходные с чертами европейских гос-в.
В 980 г. великим киевским князем стал
Владимир Святославич. Владимиру удалось
прекратить кровавую княжескую междоусобицу,
которая разгорелась после
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.
Принятие христианства в качестве
государственной религии
Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.
Христианство с его
Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.
Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.
С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И в 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит вотчину свою». Его принятие означало, что престол больше не доставался самому старшему во всей великокняжеской семье, а наследование престола теперь было от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным.