Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Истории стран Азии и Африки Нового времени".
1. Социально-экономическая жизнь Японии в 17-18 вв.
Особенности феодального строя Японии в Новое время
1) расширение контактов между странами, но нарастали различия в темпах и уровне развития
2) феодальный строй стадиально не совпадал в сравнении с обществами, территориально близкими японским островам
3) ОТСУТСТВИЕ ОТКРЫТЫХ ФОРМ КРЕПОСТНИЧЕСТВА
4) XVII в. – период восходящего развития феодализма. В Японии самый высокоорганизованный феодальный строй из государств Азии. Основа – крестьянское хозяйство. У крестьянина – заинтересованность в хозяйственной деятельности (4 части урожая - феодалу, 6 – земледельцу). Рост числа культур. Новые типы удобрений. Поливное земледелие Þ укрепление экономического положения крестьянского хозяйства. Этому помогает и общинная организация.
НО такая ситуация вызвала у феодальной знати желание добиться большей управляемости земледельцами. Это стремление выразилось в т.н. «охоте за мечами» (изъятие оружия у крестьянских семей) в период правления Тоётоми Хидэёси (1536-1598). «ОзМ» должна была способствовать укреплению паразитического существования самурайского сословия за счет крестьянства.
С начала XVIII в. – рост крестьянских восстаний. Экономические силы страны парализованы.
Ещё в 1598 г. Хидэёси создал высший орган центральной власти из пяти тайро – главных министров. Один из министров, Токугава Иэясу, отбросил видимость лояльности к наследнику и развернул военные действия.
1600 г. – одержал победу. В его руках – полнота власти.
1603 г. – взял себе титул сёгуна.
Начало новой династии в Японии, Токугава (1603-1867).
В это время в Японии – около 260 крупных и мелких княжеств. 18 млн. чел., 80% - крестьяне. Социальная иерархия = си-но-ко-сё.
Си - самурайство, но - крестьянство, ко - ремесленники, сё - торговцы.
Сословие си – неоднородное. Верхушка – сёгун + окружение.
Микадо (титул императора) – только религиозно-церимониальные функции.
Знать при дворе микадо не имела земель Þ не была экономической силой. Жалование получала рисом.
Сёгун обладал реальной
властью, а император был живым
богом и царствовал, но не управлял.
(Его почитание связано с
Феодальные княжества = основа административно-хозяйственного устройства.
Князья – в зависимости от дома Токугава. Делились по доходам. Доходы измеряются рисом. Минимимальный доход – 10.000 коку риса в год (x 160 кг). Всего в стране в год собирали 11.000.000 коку, из них 1/3 принадлежала дому Токугава.
Самые богатые князья получали в год 1.000.000 или даже чуть больше коку риса.
Класс феодалов составлял 10% населения. Число самураев сокращается.
Крупные князья – даймё – переселяли крестьян-ленников с земель и переводили их на рисовый паёк.
Основная форма
Земли – как государственные (сёгунские), так и частные – князья, храмы, монастыри.
Крестьяне – самостоятельные хозяйства на правах наследственного держания.
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА – ОТСУТСТВИЕ ОТКРЫТЫХ ФОРМ КРЕПОСТНИЧЕСТВА.
Феодал не мог купить или продать крестьянина, но личная зависимость существовала.
Города (Эда, Осака, Киото, Нагойя, Нагасаки и пр.) – центр ремесла и торговли.
Эда в начале строилась как столица. Свозились камни для строительства замков. Задействовались суда. в Эда и Киото жили до 500.000 чел.
Иностранцы пытались укрепить свое влияние в стране. Князей, принявших христианство, они старались использовать для проникновения в гос. аппарат, а христиан в XVII в. было уже 700.000. Токугавское правительство = указ о запрещении миссионерской деятельности. Несколько христиан казнили, а в 1614 г. безоговорочно запретили любую религию, кроме синтаизма.
1636 г. – под страхом
смертной казни японцам-
Иностранные купцы могли
заниматься только торговли и не имели
права вести миссионерскую
1637 г. – около Нагасаки
– крестьянское восстание.
У крестьян оружие, которое они получили от миссионеров. Поэтому у восстания религиозная окраска.
Сёгуны обратились к голландцам и те помогли подавить восстание, т.к. бомбили территорию Японии с моря.
После этого восстания сёгунат официально закрыл страну для иностранцев.
1638 г. – из страны высланы все португальцы и испанцы. Послабления – только для голландцев (они кальвинисты, а не католики, менее наступательные, менее агрессивные).
После закрытия страны под контроль государства поставлена деятельность всех буддийских храмов и святилищ. Спец. чиновники – дзися бугё - наблюдали за священниками. Под предлогом борьбы с христианством – слежка за всем населением. У каждого японца – удостоверение личности. Числится в храмовых списках.
Все действия – свадьба, похороны – с разрешения. Если без – лишение ID.
Храмы – компоненты полицейского надзора. Священник – пайковое жалование от сёгуна.
Синкретизм синтоизма и буддизма достиг наивысшего уровня.
В одном святилище могло быть несколько Будд и ботхисатв. При открытии святилища тосёгу (мавзолейный комплекс после смерти Токугава) синкретизм буддизма и синто выражался в том, что церемонии проводились как синтоистские, так и буддистские.
При этом официальной государственной идеологией стало конфуцианство в интерпретации китайского философа Джу Си.
Конфуцианство сильно подрывало позиции буддизма, потому что его доктрина –
1) доктрина гармонии и незыблемости существующего
2) требование подчинение правителю
3) для осуществления желаемого порядка надо восхвалять порядок существующий
Поклонение императору, как живому богу.
Конфуцианцы добились в 1660-х гг. массового закрытия ряда буддистских храмов. Монахов принудили отказаться от храма и работать на полях.
Из храмов выносили буддийские скульптуры. Буддизм терял свои позиции в стране.
При сёгуне Иэмицу (1632-1651) проводилась политика контроля и над классом феодалов.
Ещё Иэясу разделил самураев на несколько разрядов:
1) кугэ – придворная аристократия в г. Киото
2) букэ – менее высокий разряд самураев, преобладающий в стране класс военно-феодального дворянства. Делились на
a. владетельных – даймё
i. верхняя часть – симпан. Связаны с сёгунами родственными узами.
ii. остальные – на две части
1. фудай-даймё – вассалы сёгуна, 150 князей. Наместники в провинциях и правительственный персонал
2. тодзама-даймё (высшее самурайство). Им не разрешали занимать правительственные посты. Были богатыми и их опасался сёгун
b. рядовых – буси
c. хатомота – нижний слой самурайства (вассалы сёгуна и удельных князей)
При малейшем подозрении – конфискации и перераспределение владений, а также заложничество – санкин-катай (1634). Конфискации могли запросто превратить индивида в самурая-без-хозяина – ронина, лишившегося не только земельных владений, но и жалования рисом.
Специальные указы предписывали периодически приезжать в столицу и демонстрировать признание верховной власти.
С 1634 г. нужно приезжать с семьёй и жить при дворе целый год, при этом жена и дети живут вместе, но считаются заложниками. Любое неповиновение – репрессии в отношении членов семьи. За переезд платит сам проверяющийся, а жизнь в столице дорогая. В течение года с приехавшего берут постоянные поборы на украшение столицы, домов, дворцов.
Верховный контроль над даймё – бакуфу. Когда даймё возвращался домой, он имел там большую самостоятельность.
Хатомота не имели владений, жалование рисом. Сёгунское войско, сыскари, надзиратели, мэцукэ (смотрящие), которые следили за нерушимостью интересов сёгуна. Подчинялись сёгуну – независимы от всех должностных лиц, тайная слежка за всеми.
Кодекс чести самурайства = запрет заниматься чем-либо, кроме военного дела.
Но в условии изоляции страны даймё не нуждались в многочисленных дружинах.
Самураи, потерявшие сюзеренов, становились ронинами, самураями без хозяина.
В эти же ряды попади и обедневшие самураи. Ронины отказывались от сословных привилегий и становились учителями, врачами, художниками, служащими. Они были недовольны социальной системой токугавского государства.
В идеологической сфере
все более укрепляется
Антифеодальные выступления
Снижение натуральной ренты. В начале века – 2/3 урожая, к середине – 40%.
Роль барщины незначительна. Крестьянские хозяйства укрепляются. Но жизнь крестьянства очень регламентирована. Напр., повседневно есть рис запрещалось. Нужно было готовить лепешки из овса, ячменя и просо и только по праздникам есть рис.
Аналогично, даже если есть средства, нельзя каждый день носить одежду из шелка. Только хлопок и лен.
Нельзя строить жилища выше определенного размера.
Осуждались слишком пышные свадьбы, похороны и пр.
Для удобства надзора – круговая порука. Все деревни разбиты на пятидворки. Во главе – староста. Если кто-то из пятидворки убегал, налоги и пр. брались с оставшихся четверых.
На рубеже XVII-XVIII вв. –
ухудшение экономической
5 долей государю, 5 долей народу.
Сокращение населения. Детоубийство (девочек).
За время токугавского правления статистика зафиксировала 1283 крестьянских выступления. Подача петиций = тягчайшее преступление. Аналогично = бегство с земли и незаконные сборища крестьян. В случае восстания главарей распинали, причем сначала распинали на его глазах семью, а потом его самого.
Часто подобные выступления возглавляли богатые крестьяне, которые хотели торговать, но не имели возможности. Требования свободы торговли = одно из самых распространенных. В источниках часты упоминания об убийстве агентов торговых компаний, разрушения купеческих складов.
Города и городское население
Города в Японии делились на три категории:
1) сёгунатные
2) княжеские
3) вольные
Ни одна из категорий городов не имела гарантий от ущемления своего правового положения. Наибольшими полномочиями обладал губернатор, особенно в крупных городах – Осака, Киото. В Нагасаки – два губернатора-префекта (бугё). Каждый управлял по 0,5 года, не встречаясь с другим. Один управляет, а другой держит семью правящего в заложниках. А потом – наоборот. Даже княжеские города не обладали правовой неприкосновенностью. Известен указ под названием «один замок в феодальном владении». Требование разрушить все замки, кроме княжеского, в любом городе.
Только несколько городов в стране были самоуправляющимися:
1) Нагасаки – торговля, в т.ч. с иностранцами
2) Осака – внутренняя торговля
3) Сакаи
4) Хакато – разбогатевшие торговые город.
Но и там чиновники бакуфу наблюдали за всем происходящим. Возрастающее могущество торгово-ростовщического капитала сёгунат вынужденно признал с появлением компаний, контролирующих рынок.
До конца XVIII в. – нестабильный состав населения. Высокий уровень социальной мобильности.
Ко = ремесленники + сё = торговцы.
Юридически – меньше прав, чем другие торговцы. Обслуживали феодальный класс. Центры купечества – Эдо, Киото, Сакаи, Нагасаки.
В Эдо торговцы ориентировались на представителей верховной власти, в Киото – на потребности столичного города, а в Осаке – сравнительно независимые, много привилегий. Осака – центр коммерческой деятельности. Здесь действовали купеческие гильдии и цехи ремесленников.
Рис, парча, шелк, сакэ, шелк-сырец, хлопок, лаковые изделие, фарфор, бумага, воск.
Рисовая биржа, которая устанавливала цены на рис, обязательные для всех рынков страны. Рыбная биржа, овощная биржа.
Мануфактуры – с конца XVI в. Гильдии оптовых торговцев.
Купцов ограничивали в праве ношения шелковых одежд, украшений, строительство просторных домов. Капиталы большие, а потратить их сложно. Ширина фасад не должна превышать 9 м. Но в глубину – сколько хочешь. На улицу – 1 окно (налог на окна). На окне – решетка и узкая маленькая дверь. Внешне скромные, внутри роскошные.
Ремесленники. Цехи – дза.
Иерархия. Занятие ремеслом наследственное. Цехи – объект поборов. Надзор за выпускаемыми товарами и сбытом.
В числе горожан – выходцы из самураев, купечества и ремесленников, ставшие учителями, художниками, врачами. На них – давление со стороны режима (ограничивают развитие этого слоя). Ответ – недовольство. Часто становятся руководителями выступлений горожан.
Рисовые бунты конца XVIII в. часто поддерживаются горожанами, потому что города вели многовековую борьбу за правовой статус как особого социального организма.
2. Младотурецкая революция
Первая турецкая буржуазная революция.
Цель – свержение деспотического режима «зулюм» Абдул-Хамида II.
Султан Абдул-Хамид II фактически отменил революцию и правил деспотически. Но эта оценка Абдул-Хамида II слишком негативная, продукт младотурецкой революционной пропаганды. Придя к власти Абдул-Хамид прежде всего расправился с теми, кто посадил его на трон.
Правление пришлось на период перелома в восточной политике европейских держав, которые постепенно согласились на частичный раздел Турции. После подписания Берлинского мира 1878 г. Англия оккупировала Кипр, Франция – Тунис.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории стран Азии и Африки Нового времени"