Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Истории стран Азии и Африки Нового времени".
10 мая 1857 г. 3 сипайских полка в гарнизонном г. Мируте (близ Дели) с помощью местных жителей перебили англ офицеров и чиновников, разгромили правительственные учреждения и выпустили из тюрьмы заключенных.
11 мая 1857 г. взяли Дели с помощью местного сипайского гарнизона, взяли крепость и арсенал, а пороховой склад англ-не взорвали. Заставили Бахадур-шаха подписать воззвание к народу с призывом бить англичан, т.е. сражаться за веру. Þ сипайские полки и гражданское население активизировались. От Дели до Патны ± все в руках восставших. Часть армии, находившуюся в Пенджабе, с англичанами, командование заблаговременно разоружило. Нек-е полки успели взбунтоваться, но местное население их не поддержало (англ-не т-ко 8 лет в Пенджабе и ведут себя осторожно, их еще не боятся) Þ их ¯.
Мадрасская и бомбейская армии ±поддерживают англичан, они более этнически пестрые + много представителей низших слоев Þд/них армия – единст. путь к выживанию. Вместе с мадрасской и бомбейской армиями восстание проигнорировало почти все население Декана Þ восстали ±только бенгальская армия и долина Ганга.
Поддержали некоторые местные аристократы. Надеялись вернуть полит. влияние. Объединили разрозненные части под единым лозунгом. Но вели войну каждый только на своей территории… L
Лозунг: уничтожение чужеземной власти во имя веры.
Центры восстания: [1] Дели + окрестн., [2] Канпур (лидер – Нана Сахиб), [3] Ауд (жена бывшего аудского князя сотоварищи).
А) Дели. Восстановлена власть Бахадур-шаха и К° (всюду – его неумелые приспешники); не справляются с ситуацией – ни со снабжением, ни с организацией военных действий.
В город пришли сипайские войска с Бахт-ханом (офицер, ваххабит), стало лучше: всех отстранили, а воен, администр и судебные дела решает палата из 10 человек (6 от сипаев, 4 от гродского населения; Бахадур-шах может отклонять решения палаты, но это в теории). Палата обещала вернуть конфискованную землю (если будет документально подтверждено) + по небольшому участку своим сторонникам, даже рядовым бойцам. Пытались ввести твердые цены. Тогда им перестали давать ссуды Þ нет жалованья Þ падение дисциплины в войсках.
Городской верхушке сипаи надоели, вылазки ^ англичан¯ (утечка информации) Þ рядовые не доверяют командованию Þ сипаи уходят из города Þ там почти нет людей, оружия и продовольствия Þ воззвания от падишаха с обещанием отдать власть тому князю, кто возглавит освободительное движение и обещаниями разл льгот ± всем слоям населения. Но 19 сентября Дели взят и разграблен, Бахадур-шах в плену, приговорен к ссылке в Бирму. Бахт-хан отступил с остатками войска.
Б) Канпур. 4 июня 1857 г. – бунт сипайского гарнизона под руководством Нана Сахиба (приемный сын бывшего пешвы Баджи Рао II; не признан англ-ми в качестве наследника); местные англ-не долго отбивались, но пришлось сдаться; их выпустили из города, но в результате у Ганга все равно перебили (кроме женщин и детей; их убили, уходя из Канпура).
Управление осуществляют Нана Сахиб и лично преданные ему люди (советник Азимулла и начальник службы б/опасности Тантия Топи). Снабжение работало, шпионов выявляли, столкновений м/д мусульманами и индусами не допускали; раздаются земельные пожалования и обещания заминдарам охранять частную собственность. При этом у купцов – реквизиции продзапасов и контрибуции денежных средств. НО крестьянам ничего не обещал, они громили суды и жгли документы о земельной собственности. Власть не могла собрать с них прод. налог Þ голод начинается, народ недоволен и утверждает, что маратх Нана Сахиб ничего хорошего не принесет канпурцам (особенно купцы; у них принудительно изымали деньги и продовольствие).
Тем временем к городу идут англ войска (собрал генерал-губернатор Каннинг при помощи Мадраса, Бомбея, Бирмы), вырезая всех на своем пути (генерал Нил, слишком зверствовал Þ заменен генералом Хэвлоком). Помощь англичанам со всех сторон – отозвана флотилия, шедшая в Китай; призваны войска из Ирана (там – англо-иранская война). Нана Сахиб просит помощи у аудской княгини, но тщетно.
Конец июня 1857 г. – Канпур взят. Пришлось уйти в Фатихпур, оттуда – в Ауд. Хэвлок идет в Лакхнау, там заперт англ гарнизон.
В) Ауд В середине января 1857 г. явился проповедник Маулави Ахмадулла (Ахмад Шах) с небольшим отрядом, звал на джихад Þотряд разбили, а его приговорили к казни, но помешало восстание сипайского гарнизона (7 июня). В Лакхнау (столица Ауда) создано правительство во главе с женой бывшего аудского князя, а Ахмад Шаха в правительство не пустили.
27 июля 1857 г. - Хэвлок, придя в Ауд, кое-как отбил наступление Тантия Топи (из Калпи) и выбил Нана Сахиба из Битхура, перешел Ганг, пришел к Лакхнау, но потерял столько людей, что не мог ни помочь осажденному гарнизону, ни уйти за подмогой Þ к ним идет Колин Кэмпбелл с войском (23 июля 1858 г. – на завоевание Ауда).
Ему приходится выбить Тантия Топи из Канпура в Калпи, он понимает, во что влез Þ он набирает в Канпуре огромную армию. В Ауде волнуются Þ к делам обороны призывают Ахмад Шаха и призывают аудцев помочь. Ч/з месяц осады Кэмпбелл взял Лакхнау (19 марта 1858 г.), лидеры движения ушли.
Партизанский этап.
Сипаи рассеялись. Ахмад Шах убит, т.к. за его голову дают награду. В Ауде восстание, т.к. Каннинг объявил о конфискации ± всех земель. Талукдары (землевлад-цы) бунтуют, но после манифеста королевы Виктории от 1 ноября 1858 г. успокоились (Индия переходит под прямое управление англ корорлевы, амнистия феодалам-участникам восстания = сохранность земель. Исключение д/тех, кто лично участвовал в убийствах англичан).
Но идет восстание рани Лакшми Бай (вдова князя Джханси) и Тантия Топи. В Джханси сипаи восстали летом 1857 г., перебили англичан и ушли в Дели. ЛБ объявила себя правительницей и обещала передать территорию англичанам, когда они пожелают. Но они сразу послали карательную экспедицию (генерал Роуз) Þ пришлось защищать город. Тантия Топи пришел на помощь, но его вмешательство ничего не решило Þ ЛБ с телохранителями прорвалась из Джханси (а город взяли) и стала кавалерийским командиром у ТТ. Погибла при крепости Гвалиор (опять генерал Роуз). Тантия Топи постепенно остался единственным лидером восстания, вел партизанскую войну. Аудская княгиня спряталась в Непале. В начале 1859 г. прорвался в Махараштру, не нашел там сторонников, опять ушел на север и в конце концов (7 апреля 1859 г.) был выдан англичанам и повешен. Нана Сахиб пытался договорить о почетном плене, но погиб в джунглях на границе с Непалом.
Мораль:
восстание не имеет четкой социальной направленности;
в центрах восстания власть переходит к представителям верхушки Þ при первых трудностях социальное недовольство прорывается и единства не получается.
Недостаточное внутреннее единство в княжествах.
Сев. Индия (сикхи, джаты, маратхи) восстание проигнорировала, даже помогали карателям.
Серьезное сопротивление всех социальных слоев – только в Ауде, потому что там плохо всем.
Индийская предбуржуазия (компрадоры и т.д.) лояльна к колонизаторам, потому что еще совсем недавно была настоящая восточная деспотия.
Самая боеспособная часть восставших – сипаи – из полков также превратилась в толпу, т.к. офицеры были англичанами, их перебили, а нового ком. состава нет.
Т.о. восстание было антиколониальными при этом консервативным в своей основе.
38. Основные
течения идейно-политической
к. 19 – н. 20 вв.
Колыбель арабского возрождения – Сирия и Египет.
80-е гг. XIX в. – благоприятная среда для распространения идей буржуазного просветительства.
Распространение просветительских идей султана Абдул Хамида II – волна эмиграции в Египет. Египетская цензура допускала большую свободу слова, а английская администрация поддерживала антитурецкие настроения.
1870-80 гг. – Египет как центр интеллектуальной жизни арабов. Лидеры = сироливанские эмигранты. Якуб Саруф и др. Против османского ига.
Абдаррахман аль-Кавакиби (1899-1902). Критик социального неравенства и политического деспотизма. Жил в Турции, переехал в Египет, здесь опубликовал книги, в которых критиковал турецкую администрацию и национальное угнетение арабов.
Мыслители того времени аппелировали к светским юридическим и политическим нормам. Он, а также Али Мубарак, сторонники реформирования традиционного восточного общества. Эталон – Западная Европа. Приверженцы синтеза западной и восточной культур
Особенность: становление просветительства в Азии – под воздействием ислама. Он был формой идейного противостояния экспансии Запада. Усвоение прогрессивных просветительских взглядов становилось более эффективным, если они облекались в привычную для мусульман религиозную оболочку.
Исламское реформаторское движение
Лидер – Мухаммед Абдо (1849-1905). Из крестьян. Высшее образование в университете. За участие в восстании Араби-паши в 1882 г. выслан из Египта. Вернулся через 6 лет.
1889 г. – главный муфтий Египта.
По его инициативе – журнал «Маяк» (исламское реформаторство).
Идеи:
1) свободное толкование исламских преписанийэ
2) ислам не противоречит науке
3) заимствование европейскогоо научного и технического опыта непредосудительно, если сохранять нац. специфику востока
4) признают могущество разума и свободу воли человека
5) в общественно-политических вопросах острожны: поэтапные реформы в рамках существующего строя. М.Абдо: «Египтяне не готовы к самоуправлению».
Исламское реформаторство – активное, но узкое идейно-политическое течение. Открыло эпоху национального пробуждения и консолидации арабских народов.
1875 г., Бейрут – первое
арабское политическое
Арабский национализм
Пионеры арабского национализма возлагали надежду на поддержку европейских держав. Одни – ориентация на Францию, другие – на Россию. Крупнейший лидер – Мустафа Кямиль, (1874-1908).
Цель жизни – борьба за свободу Родины от колониальной зависимости. Публицист, оратор. Учился в Париже.
Идея: освободить Египет можно, если использовать разногласия между европейскими державами.
Вел антианглийскую пропаганду во Франции, Германии, Австр-Венгрии.
Революционный путь освобождения отвергал.
Антанта 1904 г. заставила
Кямиля и его сторонников
Джамаль ад-Дин аль-Афгани.
С начала XX в. антизападные настроения – преобладающие. Пример – Джамаль ад-Дин аль-Афгани.
Еще в конце XIX в. аль-Афгани объединил вокруг себя мусульманскую интеллигенцию. В исламе видел инструмент консолидации мусульманского мира. По мере объединения европейских держав он утверждался в том, что ислам позволит дать отпор колониальным домогательствам европейцев. В исламе видел социальную справедливость, народовластие, классовую гармонию и сейчас его некоторые идеи используются в панисламизме.
Упрочение ориентации на Порту. Редкие мыслители, сохраняя панисламистские взгляды, были сторонниками самостоятельного панисламистского государства.
Пример – Кавакиби (см. выше). Он говорил даже об Арабском халифате как спасении арабского мира. Но все идеи – предметы умозрительных построений. Многие арабские националисты придерживались концепции османизма (единство и равенство всех подданных османской империи). Пример – Халиль Ганем.
Турецкие и арабские националисты близки во многих вопросах. Из общностей целей формировался единый фронт борьбы против султанского самодержавия.
Ближний Восток » Османская империя. Кризис 70-х гг. Þ Мидхат-паша и сторонники реформ активизировались, Абдул-Азиз низложен (в ночь на 30 мая 1876 г.), а Мурад V должен созвать парламент и провозгласить конституцию. Но у него нервное заболевание Þ он низложен, султан – Абдул-Хамид II, он обещал Мидхат-паше конституцию, но работа началась т-ко 23 декабря 1876 г. (указ), в условиях внешней угрозы. Конституция (Мидхат-паша и Намык Кемаль) предусматривает введение 2-палатного парламента, личную свободу подданных и равенство перед законом и проч демократические свободы наряду с неограниченными правами султана. Прогрессивное событие в истории Псманской империи, но недолгое: в феврале 1877 г. Мидхат-паша арестован и сослан, за ним и др «новые османы», а конституция отменена.
Стандартная позиция: Абдул-Хамид II правил деспотически, фактически отменил конституцию 1876г. Þ младотурецкая революция 1908 г. Это упрощенный подход. Абдул-Хамид II действительно не одобрял группировку «новых османов» и, придя к власти, разгромил тех, кто посадил его на трон.
АХ-2 правил в эпоху смены политики европейских держав на Востоке; их теперь вполне устраивал раздел Османской империи. (Сразу после Берлинского мира1878 г. Англия оккупирует Кипр, Франция – Тунис; 1882 г. – англ оккупация Египта.) Турция теряет европейские владения Þ т-рь она на 80% мусульманская, по с-ме управления - абсолютная монархия, султан = халиф, т.е. покровитель всех мусульман.
Но правление АХ-2 иногда считается продолжением танзимата, т.к. курс тот же – укрепление власти султана. Новая традиция: использование печатного слова в качестве пропаганды. АХ-2 открыл 1-й османский университет, а общее число учебных заведений при нем увеличилось втрое. Рост ж/д, разветвленная телеграфная связь, модернизация портов.
«Армянский вопрос»: получил развитие после внесения в текст Берлинского договора требования (России) о предоставлении автономии ряду восточно-анатолийских вилайетов. В правительстве АХ-2 армяне – министр иностранных дел и начальник тайной полиции (?).
Младотурки, официальное название – «Единение и прогресс». Чиновники, офицеры, интеллигенция. Последователи «новых османов» – за конституцию. Это офицеры новой армии европейского образца, к-я является главной опорой и главной угрозой власти. Технически военный переворот осуществим Þ почему бы нет? Революции как таковой не было, просто взбунтовался 1 армейский корпус, а АХ-2 не стал его подавлять, объявил выборы в парламент, и младотурки на них победили. Младотурки – a-la большевистская организация, т-ко более military Þ армия в их руках, и когда в 1912 г. они проиграли выборы, они устроили военный переворот. Проводят османистскую политику, запрещают национальные политические партии. Но и эта надэтническая политика не может остановить нарастание национального сепаратизма.
Арабский сепаратизм. В н. 20 в. в Османской империи 45-50% арабов. Из них 1-е сепаратисты – арабы-христиане, выпускники миссионерских школ. Они приходят к выводу, что значение имеет не столько религия, сколько общая родина и культура, т.е. национальность (это отход от мусульманских представлений). 1-й араб-националист-мусульманин – Абдурахман Аль-Кацакиби. Начал политическую деят-ть в Египте. Выступал за федерацию мусульманских гос-в со специализацией по функции (?). Широкого распространения его взглядов не было, отрицание султанской власти казалось бредом, и вообще, подъем арабского национализма – позже, в 1908-14 гг., когда младотурки начали арабские и др национальные партии. Появляется Османская партия децентрализации (сам этот термин ^ принципов младотурок), на 90% - арабы-националисты. Требования: политическое признание арабской нации, арабский язык – 2-й гос-й; территориальный принцип вербовки госслужащих и армии. Хотят создания 2-этнич гос-ва и власти. А младотурки хотят абсолютного единства.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории стран Азии и Африки Нового времени"