Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:15, шпаргалка
№1. История как наука. Историки о возможности познания.
№2. Основные концепции исторического развития.
№3. Актуальные проблемы истории в Российской историографии.
№1. История как наука. Историки о возможности познания.
Каждая наука имеет
свой предмет изучения. История, как
особая отрасль знания, это наука,
изучающая прошлое
№2. Основные
концепции исторического
Историки не только
изучают исторические события,
накапливают факты, но стремятс
- история всего человечества
– это единый процесс
- история подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы в принципе познаваемы.
Подобным образом история рассматривалась в V веке до н.э. Большой вклад внесли ученые XVIII века. Широкое распространение на Западе, а в последнее время и у нас, получили воззрения на историю немецкого социолога Макса Вебера. Вебер выделяет лишь два типа общества: традиционное, основанное на традициях и обычаях, и рациональное, построенное согласно требованиям разума. Широкое распространение получили также взгляды французских историков, составлявших школу «Анналов» М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель. Они исходили их того, что культура также является самостоятельным фактором, развивается по собственным законам, а не детерминируется экономикой и во многом определяет развитие общества. Они ввели в понятие «менталитет» (образ мыслей, мироощущение). Он определяется совокупностью культурных, религиозных, нравственных ценностей, обычаев данного общества. В последнее время у нас в стране широкое распространение получила модернизационная концепция. Согласно этой теории, развитие общества определяется уровнем развития науки и техники. Модернизация - это всеобщее мировое явление при переходе стран от традиционного общества к индустриальному.
Вторая концепция, «культурно-историческая» или «цивилизационная», исходит из следующих положений:
- История человечества
представляет собой не
- Каждая цивилизация
имеет завершающийся цикл
Впервые идея о локальных цивилизациях, переживающих сходные фазы в своем развитии, была выдвинута русским философом Н.Я. Данилевским. Н.Я. Данилевский выделил тринадцать культурно-исторических типов». Длительность «жизненного цикла» каждой культуры составляет 1500 лет. За это время каждый «культурно-исторический тип» проходит стадии: этнографическую, создания государства, творческую – и приходит к естественному концу. Наивысшего развития культурно-историческая концепция достигла в трудах О.Шпенглера. В нём исследуются пять живых цивилизаций (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная) и тридцать две мёртвые. Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы - возникновения, роста, надлома и распада.
Следует заметить, что всемирно-историческая и цивилизационная концепция противоречат друг другу лишь на первый взгляд. Применительно к современному миру, всё человечество переходит от традиционного общества к индустриальному, но каждая цивилизация осуществляет переход по-разному, в зависимости от особенностей своего развития.
№3. Актуальные проблемы истории в Российской историографии.
Российская историческая
наука существует свыше 250 лет
, и внесла значительный вклад
в развитие и углубление
№4. Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения с соседями.
Киевская Русь — государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. Встает вопрос о том, кто такие восточные славяне? Откуда они появились? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши). В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы - так называемое «великое переселение народов». Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы: западные, южные и восточные славяне. Вост. славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Черного до Балтийского морей, от течения Днепра, до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов. Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки (примерно 10 домов). Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд - общину. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки». Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей. В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, и т.д.). Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Дажь и Хорс - божества солнца, Перун - бог грозы, Стрибог – бог ветра, Мокошь - божество судьбы и женского рукоделия, Велее (Волос) - покровитель скотоводства и др. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями. Все "люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Территория, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры. С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. Из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились к античной культуре. С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата, включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом от набегов кочевников. Тем самым создались условия для образования государства у восточных славян. С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-угорами, селились вперемежку с ними. С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) - предков современных шведов, норвежцев, датчан. На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у вост. славян.
№5. Образование и основные этапы развития Древнерусского государства в IX-XIIвв., его первые правители.
Русская летопись содержит
рассказ о том, как жители города
Новгорода в 862 г. призвали скандинавских варягов
— норманнов (на Руси их называли варягами)
для наведения порядка на своей земле.
Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус
и Трувор, откликнулись на этот призыв.
От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде,
пошел княжеский род, постепенно объединивший
все русские земли под своим управлением
и создавший государство с центром в Киеве.
На этих летописных сведениях и основывалась
знаменитая норманнская теория, в соответствии
с которой государственные начала
были привнесены на дикую Русь извне, и
государство, таким образом, носило здесь
искусственный характер. Норманнской
теории придерживались многие историки
XVIII—XIX вв., хотя и тогда у нее было немало
противников. Большинство современных
ученых не отрицают того, что норманны
сыграли определенную роль в становлении
русского государства, однако они указывают
на органичность и постепенность этого
процесса, связанного с имущественным
расслоением, зарождением племенной знати,
появлением славянских дружин. Все это
происходило на Руси на протяжении нескольких
веков. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство.
В нём шли процессы перехода от общественного
устройства к феодальному, но феодальный
строй ещё не сложился. Во главе государства
стоял великий князь, опирающийся
на военную дружину. Он возглавлял
войско, руководил всей системой управления,
был законодателем, верховным судьёй.
Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы
были старшие дружинники - бояре, бывшие воеводами,
членами постоянного совета - думы. Для
обозначения младшей дружины применялись
термины «отроки», «гриди».
Они были главной военной силой. Наряду
с властью князя в Киевской Руси существовало
народное собрание - вече. Оно ведало вопросами
войны и мира, финансами и земельными ресурсами.
Князь заключал с вечем договор - «ряд»,
причём вече могло и сместить князя. Тем
самым власть князя не была абсолютной.
В этом нашёл отражение переход от родового
строя к феодальному. За то, что князь с
дружиной защищали страну от врагов, население
платило им дань, которая шла на содержание
дружины. Дань собиралась дружинными отрядами,
которые раз в год объезжали территории
подвластных племён («полюдье»). Так, в
944г. древлянами был убит князь Игорь. Его
вдова Ольга с большим трудом справилась
с непокорным племенем и затем упорядочила
сбор дани, установив ее точный размер
— урок, и места ее сбора
— погосты. Однако и
после этого киевским князьям не раз приходилось
устраивать военные походы в земли радимичей,
вятичей и пр., чтобы подтвердить свое
господство. Однако постепенно новые отношения
получают все большее развитие в самых
различных сферах жизни. Так, на Руси появляется
феодальная аристократия — боярство. Основным его
источником стала избранная часть дружинников
— старшая дружина, которая составляла
при князе постоянный совет — думу, получала за верную
службу вотчины — земельные владения
в наследственную собственность. В отдаленных
от Киева землях, например в Новгородской,
боярство оформлялось из местной племенной
знати. Наряду со свободными общинниками
— людьми — на Руси в это
время уже появляются различные категории
зависимого земледельческого населения.
С одной стороны, это рабы — холопы, челядь, — ничего
не имевшие и находившиеся в полном владении
своего господина. С другой — смерды, рядовичи, закупы — земледельцы,
по тем или иным причинам попавшие
в частичную зависимость от
феодала. Они сохраняли свое хозяйство,
но значительную часть времени должны
были работать на вотчинных землях. Т.о.,
в Киевской Руси существовали элементы
строя первобытнообщинного, рабовладельческого
и феодального, причем последние, очевидно,
преобладали. По мере становления государства
Киевская Русь оно становилось все более
опасным противником для своих соседей,
и прежде всего богатой Византии. В 911г.
князь Олег принудил капитулировать
ее столицу Константинополь, взял богатую
добычу и заключил с византийским императором
выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный
поход на Византию совершил Игорь. Активную
внешнюю политику вел его сын Святослав.
В 964—965 гг. он разгромил Хазарский каганат;
в начале 970-х гг. совершил поход на
Дунай, доставив множество хлопот Византии;
в 971 г. на обратном пути в Киев был убит
новыми кочевыми противниками Руси —
печенегами. Важнейшей вехой в становлении
Киевского государства явилось принятие
христианства Владимиром Святославичем
в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после
того как его попытка создать единую
государственную религию на основе славянских
языческих верований окончилась полной
неудачей.