Также вечером 25 октября
состоялось объединённое заседание (пленум)
обоих московских Советов — рабочих
и солдатских (на тот момент функционирующих
раздельно), на котором был избран боевой
центр московских Советов — Военно-революционный комитет (ВРК)
для «организации поддержки» вооружённого
выступления в Петрограде. «За» голосовало
394 депутата, «против» — 116 (меньшевики
и беспартийные), воздержались — 25 (объединенцы).
Тем не менее меньшевики и объединенцы
вошли в комитет. Эсеры отказались участвовать
в голосовании.
ВРК был избран в составе
7 человек (4 большевика и 3 члена других
партий) под председательством большевика Г. А. Усиевича. Особенностью
Московского ВРК по сравнению с Петроградским
было широкое участие в его работе меньшевиков,
что отчасти объяснялось тем, что раскол
РСДРП на большевистскую и меньшевистскую
фракции носил в Москве менее острый характер.
Сами меньшевики объяснили своё вхождение
в ВРК стремлением «смягчить последствия
безумной авантюры большевиков». Как присутствие
в Московском ВРК меньшевиков, так и отсутствие
в Москве Ленина в какой-то степени повлияли
на характер действий этого органа, менее
решительный, чем в Петрограде. Вместе
с тем 27 окт. меньшевики, а 31 окт. объединенцы
вышли из состава ВРК. Ричард Пайпс в своей фундаментальной
работе «Большевики в борьбе за власть»
указывает, что меньшевики «выдвинули
ряд условий», которые не были приняты.
Согласно приказу № 1
ВРК, части московского гарнизона приводились
в боевую готовность и должны были исполнять
только исходящие от ВРК распоряжения.
Также ВРК выдал распоряжение «о прекращении
выхода буржуазных газет» путём силового
занятия типографий (типографию Московского
листка по собственной инициативе захватили
анархисты). ВРК объявил всеобщую забастовку
и организовал нападения на типографии
буржуазных газет: начатый набор был рассыпан
и утром 26-го октября вышли только «Известия»
и «Социал-Демократ».
Розенгольцу было поручено
«принять все меры для охраны Совета революционными
войсками», и он потребовал немедленной
присылки 1000 солдат с пулемётами из самокатного
батальона. Это было ещё до выбора ВРК.
Самокатный запасный батальон (2500 чел.)
находился в Сокольнических (Улица Стромынка, 20) и Фанагорийских (Бауманская улица, 61) казармах.
ВРК опирался на часть большевизированных
войск (193-й полк, 56-й запасной пехотный
полк, самокатный батальон и др.), рабочих-красногвардейцев.
На сторону большевиков перешли
«двинцы» — солдаты, арестованные
летом 1917 года в Двинске за отказ идти в наступление.
22 сентября (5 октября) они были освобождены
Моссоветом.
Неблагоприятным для большевиков
фактором было и то, что в Москве
находились значительные силы (по некоторым
оценкам — до 20 тыс. чел.) юнкеров, настроенных
резко антибольшевистски.
26 октября.
В ночь на 26 октября ВРК
Московский ВРК издал приказ о
приведении всех частей Московского
гарнизона в боевую готовность. Им
были вызваны в Кремль роты 193-го запасного
полка. Начальник Кремлёвского Арсенала полковник
Висковский подчинился требованию ВРК
о выдаче рабочим оружия. Было выдано 1500
винтовок с патронами, но вывезти оружие
не удалось, так как выезды из Кремля были
блокированы отрядами юнкеров.
Командующий войсками Московского
военного округа К. И. Рябцов обратился в Ставку с просьбой прислать
с фронта в Москву верныеВременному правительству воинские
части и одновременно вступил в переговоры
с Московским ВРК.
27 октября.
27 октября находившиеся
в Москве офицеры, готовые оказать
сопротивление большевистскому
восстанию, собрались в зданииАлександровского военного училища.
Их возглавил начальник штаба Московского
военного округа полковник К. К. Дорофеев.
Силы сторонников Временного правительства,
собравшихся в училище, составляли около
300 человек (офицеры, юнкера, студенты). Они заняли
подступы к училищу со стороны Смоленского
рынка (конец Арбата), Поварской и Малой Никитской, продвинулись
от Никитских Ворот до Тверского бульвара и заняли
западную сторону Большой Никитской улицы до
здания Московского университета и
Кремля. Добровольческий отряд студентов
получил название «белая гвардия» — это был первый
случай употребления данного термина.
Полковник В. Ф. Рар организовал оборону
казарм 1-го кадетского корпуса в Лефортово силами кадетов старших классов. С. Н. Прокопович, единственный
министр Временного правительства,
находившийся на свободе, 27 октября прибыл
в Москву, чтобы организовать сопротивление
большевикам.
27 октября (9 ноября) в
6 часов вечера К. И. Рябцев и КОБ, получив
подтверждение Ставки о высылке войск
с фронта и сведения о выступлении войск под руководством
Керенского и Краснова на Петроград,
объявили город на военном положении и
предъявили О. М. Берзину и Московскому
ВРК ультиматум: распустить ВРК, сдать
Кремль и разоружить революционно настроенные
воинские части. Представители ВРК дали
согласие на увод рот 193-го полка, но потребовали
оставления 56-го полка, квартировавшего
в Кремле.
Согласно другим источникам
силы 193 полка покинули Кремль ещё
с утра, и на предъявленный около
19:00 ультиматум с требованием упразднения
МВРК и вывода из Кремля всех оставшихся
революционных частей, представители
МВРК ответили отказом.
В тот же день юнкера атаковали
отряд солдат-«двинцев», пытавшихся прорваться
к Моссовету, 45 человек из 150 были убиты
или ранены. Также юнкерами был совершён
налёт на Дорогомиловский ВРК, после чего
они закрепились на Садовом кольце от
Крымского моста до Смоленского рынка
и вышли на бульварное кольцо от Мясницких
и Сретенских ворот, захватив почтамт,
телеграф и телефонную станцию.
28 октября. Взятие
Кремля юнкерами.
Утром 28 октября Рябцев
по телефону потребовал от Берзина
сдачи Кремля, сообщив, что город
находится под его контролем.
Не зная действительной обстановки и
не имея связи с ВРК, Берзин принял
решение сдать Кремль. Командующий
броневой ротой 6-й школы прапорщиков
потребовал от солдат 56-го полка сдачи
оружия. Солдаты стали разоружаться
и в Кремль вошли две роты юнкеров.
Когда солдаты увидели, что вошли
только две роты, они сделали попытку
снова овладеть оружием, но это им
не удалось. По ним неизвестным пулеметчиком
был открыт огонь, в результате которого
многие солдаты 56-го полка были убиты
или ранены (по разным оценкам было убито
от 50 до 300 солдат).
После взятия Кремля юнкерами
положение ВРК стало исключительно
тяжелым, так как он оказался отрезанным
от красногвардейцев на рабочих окраинах
города, телефонное сообщение с ними
было невозможно, так как телефонная
станция была занята юнкерами. Кроме
того, сторонники КОБ получили доступ
к вооружению, хранившемуся в Центральном
арсенале в Кремле.
По призыву МК РСДРП(б),
ВРК и профсоюзов в городе началась всеобщая
политическая забастовка. Собравшиеся
в Политехническом музее гарнизонное
совещание полковых, ротных, командных
и бригадных комитетов предложило всем
воинским частям поддержать ВРК, вметсе
с тем постановило распустить совет солдатских
депутатов старого созыва и провести новые
выборы, в результате которых для контактов
с ВРК был создан боевой орган — «Совет
десяти». К исходу 28 октября революционные
силы блокировали центр города.
С 28 по 31 октября солдаты
193-го пехотного запасного полка
принимали участие в захвате
Брянского вокзала, Провиантских складов,
в боях на «Остоженских позициях», штурмовал
штаб Московского военного округа. Во
время штурма был тяжело ранен командир
роты прапорщик А. А. Померанцев.
II съезд Советов. Декрет о мире.
25 – 27.10.1917 г.
Состав: 625 депутата.
390 – большевики.
179 – левые эсеры.
Остальные правые эсеры, меньшевики
и др.
Неудачное попытка эсеров
и меньшевиков создать однородное
социалистическое правительство.
Покинули съезд в знак
протеста против вооруженного выступления
большевиков.
Основные решения:
1) Приняты декреты о
мире и о земле.
2) Провозглашение Республики
Советов.
3) Образованы новые высшие
органы.
3.1) СНК – Совет Народных
Комиссаров во главе с В.И.Лениным.
3.2) ВЦИК – Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет
во главе С Л.Б Каменевым, с 8.11.1917 г. Председатель
ВЦИК – Я. М. Сведлов.
Декрет о мире.
Основные
положения декрета
- Советское рабоче-крестьянское правительство предлагает «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире» — а именно, о «немедленном мире без аннексий и контрибуций», то есть без захватов чужих территорий и без насильственного взыскания с побеждённых материальных или денежных возмещений. Продолжение войны рассматривается как «величайшее преступление против человечества».
- Советское правительство отменяет тайную дипломатию, «выражая твёрдое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждённых или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г», и «объявляет безусловно и немедленно отменённым» всё содержание этих тайных договоров.
- Советское правительство предлагает «всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие» для проведения переговоров о мире и окончательного утверждения условий мира.
Именно
в Италии созрели и получили развитие
основные идеи Ренессанса, которые
постепенно распространились и в
других странах европейского континента.
Например, на Севере континентальной
Европы распространился тип итальянского
города-коммуны, получивший название «вольного
города». А созданный ещё в XIV веке
Ганзейский союз, который включал
северогерманские города и имел опорные
пункты от Лондона до Новгорода, стал
торговым гегемоном в Северной Европе.
Между тем Англия и Франция закончили
свою Столетнюю войну, хотя в Европе появился
ещё один серьёзный игрок – империя Габсбургов,
создавших на рубеже XV-XVI веков в Европе
одно из самых больших государств. Затем
последовала буржуазная революция в Нидерландах,
освободившихся от власти испанцев. В
целом ряде европейских стран начали складываться
условия для господства абсолютизма. Вот
на этом политическом фоне происходило
становление и развитие Ренессанса в Европе.
Знакомству европейцев с итальянским
Возрождением способствовала не только
его известность на континенте. Хорошей
репутацией пользовались итальянские
университеты, в которых училось немало
иностранцев. Старейший в Европе Болонский
университет, основанный в 1088 году, подразделялся
даже на два самостоятельных учебных заведения.
Одно из них было предназначено для итальянцев,
другое – для иностранцев. При рассмотрении
истоков Ренессанса в Европе надо принимать
во внимание и местные условия, влиявшие
на формирование новой культуры, а также
зародившиеся здесь традиции в искусстве,
выразившиеся, прежде всего, в готике.
Наконец, крестовые походы, при всей бесславности
их итогов, способствовали ознакомлению
европейцев с теми элементами восточной
культуры, которые составили затем основу
придворного этикета, рыцарских обычаев,
общей культуры. Первые веяния Ренессанса
в культуре стран континентальной Европы
заметны на рубеже XIV-XV веков. Так, во Франции
одним из таких центров Возрождения стала
Бургундия. При дворе бургундских правителей
развивается придворно-рыцарская культура
позднеготического периода, появляются
заметные работы в скульптуре, алтарной
живописи, а также в миниатюре. Присущая
французам утончённость прослеживается
в работах художников XV века, что привело
к формированию изящного стиля, особенно
проявившегося при строительстве замков
и особняков знати (архитекторы Леско,
Делорм, Дюсерсо и другие). Уместно вспомнить
имя скульптора Жана Гудона, принявшего
участие в декоративной отделке парижского
Лувра. В искусстве Нидерландов особо
сосредотачиваются на деталях – будь-то
миниатюра или портрет. Здесь в начале
XV века работает основоположник нидерландской
живописи Ренессанса Ян Ван Эйк, один из
первых в Европе портретистов. А вершиной
его творчества стали монументальные
алтарные композиции. На рубеже XV-XVI веков
одним из самых своеобразных нидерландских
живописцев был Хиеронимус Босх, в произведениях
которого сложно переплетались неуёмная
фантазия, гротеск, сатира. Художник опирался
на традиции народной культуры, что ещё
большее отражение нашло в творчестве
другого великого голландца – Питера
Брейгеля Старшего, главы демократического
направления в искусстве Нидерландов
XVI века. В его работах, пронизанных чутким
вниманием к деталям, запечатлена народная
жизнь в различных её проявлениях, а выраженные
в них идеи созвучны настроениям общества
в канун Нидерландской буржуазной революции.
Исторические корни Ренессанса в Германии
восходят к первой половине XV века, и здесь
он тоже был связан с готикой. Как и в Нидерландах,
в немецком искусстве нашли отражение
крупные социально-политические коллизии,
которые в начале XVI века вылились в Крестьянскую
войну, а потом привели к Реформации. По
времени Ренессанс в Германии охватывает
сравнительно небольшой период, не далее
середины XVI века. Но и этого оказалось
достаточно, чтобы немецкие художники
создали целый ряд прекрасных творений,
особенно в живописи и графике. Их авторы
такие замечательные мастера, как Дюрер,
Нитхардт, Кранах Старший, Альтдорфер,
Хольбейн Младший. Наибольшую известность
среди них приобрёл Альбрехт Дюрер (1471-1528).
Художник, гравёр, теоретик искусства,
он считается основоположником немецкого
Возрождения. Его работам присуща тонкость
исполнения, выразительность и жизненность
запечатлённых в них образов. Наконец,
говоря о Германии, следует вспомнить,
что она стала родиной книгопечатания
в Европе. В середине XV века Иоганн Гутенберг
напечатал в Майнце Библию на латыни. Идеи
Ренессанса захватили и другие страны
континента, хотя степень их распространения
была различной, а местная народная культура
придавала работам мастеров Возрождения
национальное своеобразие. Скажем, в Испании,
где творил неподражаемый Эль Греко, появился
стиль «платереско», в соседней Португалии
– «мануэлино». Дух Ренессанса проник
в Хорватию, Словакию, Чехию, Польшу, Литву,
Венгрию, Трансильванию и Западную Украину.
Однако Ренессанс в странах Европы, как
и в Италии, не сводился лишь к искусству.
Новая эпоха нашла яркое отражение также
и в литературе. Завершался процесс становления
национальных языков и литератур, хотя
ещё оставалась в хождении латынь. На ней
составляли учёные трактаты, зато народный
язык всё чаще использовался в новелле,
которая дала начало более крупным жанрам.
Всё это нашло яркое выражение в творчестве
таких писателей, как Франсуа Рабле, Мигель
де Сервантес, Уильям Шекспир, в драмах
которого комические ситуации сочетаются
с трагизмом бытия. В литературе Германии
и Нидерландов гротеск дополняется сатирой
(особенно «Корабль дураков» Себастьяна
Бранта и «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского,
«Письма тёмных людей» Ульриха фон Гуттена).Говоря
даже в общих чертах о литературе Ренессанса,
нельзя не упомянуть о ряде других крупных
литературных явлений. О «рыцарском романе»,
о тонкой и проникновенной французской
поэзии (творчество Франсуа Вийона, Пьера
Ронсара), о «конкистадорской» поэме на
Пиренеях («Лузиады» португальца Луиша
Камоэнса), об испанском театре (прежде
всего Лопе де Вега), об «Опытах» Мишеля
Монтеня, положившего начало жанру эссе
в европейской литературе, об «Утопии»
Томаса Мора.Словом, Ренессанс затронул
практически все стороны европейской
культуры, включая и музыку. Она приобретает
светский характер. Меняются её стиль
и характер, появляются новые жанры вокальной
и инструментальной музыки – мадригал,
баллада, кантата, оратория. Но вместе
с тем происходит удивительная вещь: как
раз в Италии, которая уже было рассталась
с великой эпохой Возрождения, музыка
получает новый мощный импульс для последующего
развития. Став в авангарде реформы всего
музыкального искусства, Италия словно
берёт реванш за потери в других направлениях
культуры.
Возрождение, или Ренессанс—
эпоха в истории культуры Европы, пришедшая
на смену культуре Средних веков и предшествующая
культуре нового времени. Примерные хронологические
рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть
XVI века и в некоторых случаях — первые
десятилетия XVII века.
Рост городов-республик
привёл к росту влияния сословий,
не участвовавших в феодальных отношениях:
мастеровых и ремесленников, торговцев,
банкиров. Всем им была чужда иерархическая
система ценностей, созданная средневековой,
во многом церковной культурой, и
её аскетичный, смиренный дух. Это привело
к появлению гуманизма — общественно-философского
движения, рассматривавшего человека,
его личность, его свободу, его активную,
созидающую деятельность как высшую ценность
и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры
науки и искусства, деятельность которых
находилась вне контроля церкви. Новое
мировоззрение обратилось к античности,
видя в ней пример гуманистических, не
аскетичных отношений. Изобретение в середине
XV века книгопечатания сыграло огромную
роль в распространении античного наследия
и новых взглядов по всей Европе.
- Александр III Миротворец.
При поддержке Александра
III Толстой и его преемник И. Н.
Дурново проводили политику контрреформ,
которые ограничивали либеральные
преобразования 1860-70-х годов. Университетский
устав 1884 урезал автономию высшей школы.
Затруднялось поступление в гимназии
детей из низших сословий («циркуляр
о кухаркиных детях», 1887). Крестьянское
самоуправление с 1889 было подчинено
земским начальникам - чиновникам из
местных помещиков, соединявших
в своих руках судебную и административную
власть. Земское и городовое положения
(1890 и 1892) ужесточили контроль администрации
над местным самоуправлением, ограничили
права избирателей из низших слоев общества.
Во время коронации
в 1883 Александр III объявил волостным
старшинам: «Следуйте советам и
руководству ваших предводителей
дворянства». Отражением этой установки
стали меры по охране сословных прав
дворян-помещиков (учреждение Дворянского
поземельного банка, принятие выгодного
для помещиков Положения о
найме на сельскохозяйственные работы),
усиление административной опеки над
крестьянством, консервация общины
и большой патриархальной семьи.
Предпринимались попытки повысить
общественную роль православной церкви
(распространение церковно-приходских
школ), ужесточались репрессии против
старообрядцев и сектантов. На окраинах
проводилась политика русификации,
ограничивались права инородцев (особенно
евреев).
Дипломатия. Экономика. Итоги царствования