Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 13:52, шпаргалка
Возникновение государственности у восточных славян: причины, особенности
Восточная Европа издревле населялась славянскими племенами. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на значительной территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие. Следовательно, они были не кочевым, а оседлым народом. Славяне занимались также скотоводством, различными видами ремесел.
Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были приведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жесткую оппозицию.
Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооруженное восстание в войсках (3 июня 1907 г.). Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой".
48 Столыпинское аграрное
В основе аграрного законодательства Столыпина лежал Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства», по которому каждый домохозяин – член общины получал право требования предоставления земельного надела в частную собственность. Домохозяин имел право требовать от сельского общества выделения всей земли вместе, единым участком. В одном месте также должны были отводится земли крестьянам, пожелавшим выделится на отруба и хутора.
Столыпинская реформа значительно ускорила процесс расслоения крестьянства и привела к увеличению бедноты, батраков, разорявшиеся крестьяне уходили в город и пополняли ряды рабочих. Позиции же кулачества значительно окрепли.
Важную роль в проведении реформы должен был играть Крестьянский банк, созданный еще в конце XIX в. Он выдавал ссуды на покупку земли (порядок их предоставления, установленные проценты были таковы, что воспользоваться ими могли только зажиточные крестьяне) и быть посредников при продаже земли поместного дворянстваКроме землеустройства крестьян столыпинская реформа предлагала еще одну меру – переселение крестьян на восток, на новые земли, свободные от помещичьего землевладения. Эта мера должна была, по идее правительства, уменьшить земельный голод в центре России, ослабить противоречия между крестьянством и дворянами. Оной из целей этой политики была русификация окраин. Но столыпинская аграрная реформа, не затронув помещичьего землевладения, не могла решить задачи буржуазного преобразования сельского хозяйства.
Столыпинская реформа привела к усилению классовых противоречий в стране, углубила и расширила основу для укрепления союза рабочего касса и трудящегося крестьянства.
49 Уголовное и адаминистративное законодательство в нач. XX века.
В 1903 г. императором был утвержден проект нового Уголовного уложения; постепенно в действие вводились отдельные его главы и статьи. Уложение состояло из 37 глав и 687 статей. Новое Уложение сохранило разделение на Общую (72 статьи) и Особенную части (615 статей). В Общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Особенная часть Уложения включала нормы, предусматривающие ответственность за религиозные, государственные, должностные и другие преступления. Впервые Уложение определяло пространство действия закона – вся территория России. Закон одинаково распространялся на всех лиц, на ней пребывающих.
Под преступлением Уложение 1903 г. понимало: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее 10-го возраста. Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности. Приготовление и покушение на преступление наказывались в случаях, установленных законом (в основном к тяжким преступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.
Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.
Уложение 1903 г. упрощало систему наказаний. Все наказания делились на главные, дополнительные и заменяющие.
Система источников права в начале XX в. пополняется новыми элементами - постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов, именуемых "временные правила".
Наряду с постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуры и функции новообразуемых органов власти и управления.
При реформировании системы государственных органов или создании новых принимались акты, носившие название учреждений. В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленныхотношений. Как общее правило поведения для всех граждан закон в рассматриваемый период становится главным источником права. Закон в материальном смысле отличается от закона в формальном смысле, т.е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае.
50 Изменение в государственном аппарате в годы Первой мировой войны.
Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.
Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т.д.
Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.
на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами.
правительством было разработано Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне; Особое совещание по топливу; Особое совещание по продовольственному делу; Особое совещание по транспорту; Особое совещание по устройству беженцев. В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др. Главным среди них являлось Особое совещание по обороне. В годы первой мировой войны в районах, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться военно-полевые суды, для которых характерны следующие черты: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования
51 Падение самодеожавия и
. Государственная дума
депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол и Манифестом 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.
Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию).
В Петрограде возникло двоевластие: Временное правительство, имевшее мало реальной власти, и Совет, не имевший четко определенных функций, но обладавший реальной властью благодаря своей опоре на рабочих и солдат. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросам о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и военный министр.
Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание (назначенные на сентябрь), реформу местного самоуправления, земельную реформу, создав в апреле систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-заводских комитетов. Будучи временной властью, правительство вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы: на местах оно не имело надежного административного аппарата.
В июне 1917 г. первый Всероссийский съезд советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньшевики.
Временное правительство, потерявшее авторитет в патриотических и консервативных кругах после "дела Корнилова", стало искать поддержки среди социалистов. 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. 14 сентября созывается Демократическое Совещание из представителей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Совещание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. Но уже на нем поднимался вопрос об однородной "социалистической власти", т.е. с большевиками. На совещании был сформирован орган контроля над правительством - Временный Совет Республики ("предпарламент"), превратившийся в орган законодательных предположений. 6 октября распущены Госсовет и Дума.
Весной 1917 г. происходит демократизация
политической жизни страны. Принимаются
законы "О печати" и "Об учреждениях
по делам печати", запретившие административные
взыскания на издания. Могла осуществляться
только последующая цензура (в течение
суток после выпуска) комиссаром по печати.
Упразднялось Главное управление по делам
печати и штат профессиональных цензоров.
Их функции возлагались на комиссаров
Временного правительства. После июльских
событий политика правительства ужесточаетсяВоенно-
Постановление (август 1917 г.) "О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями" определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии.
Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.
В положении "О судах по административным делам" (май 1917г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы,-по жалобам правительственных учреждений на земские органы, и местных органов на правительственных комиссаров.
Учредительное собрание, одним из них стал проект "06 организации Исполнительной власти при Учредительном собрании". Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Октябрьская революция разрушила все эти проекты.
53 Судебный процесс во второй половине XIX-нач.XX вв
Судебный процесс в пореформенный период включал новые принципы и институты, которые были выработаны в ходе судебной реформы 1864г.: бессословность суда, процессуальное равенство сторон, обеспечение защиты и участие присяжных заседателей, свободная оценка доказательств, принятие презумпции невиновности (нет виновного, пока не будет доказана виновность), отделение судебного процесса от административного вмешательства.
Вместе с тем в судебном процессе и позже сохранялись существенные черты старого судопроизводства, особенно это касалось местных судов.
В мировом суде рассмотрение дел осуществлялось в упрощенном порядке без разделения на стадии и в нем соединялись следователь, обвинитель и судья. Здесь допускалось примирение сторон, чему должен был способствовать сам судья. В качестве доказательств в мировом суде служили: показания истцов, ответчиков, потерпевших, свидетелей; письменные доказательства; присяга; показания окольных людей (соседей, знакомых, односельчан).
Изменения в судебном праве, происходившие в начале XX в. своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе -они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд). С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодательстве появляется институт условно-досрочного освобождения, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении стало зачитываться в срок заключения. В 1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.