Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 14:25, шпаргалка
Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки и учебной дисциплины.
Славянские племена в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства.
Экономическое, политическое и культурное развитие Руси в IX-XII вв. Принятие христианства на Руси.
Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические предпосылки и последствия.
Нашествие татаро-монголов на Русь, его политические и экономические последствия.
Вопросы к экзамену/зачету по курсу «История»
1.Предмет, методология
и задачи Отечественной
Предметом изучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.
В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.
История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.
Метод(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.
Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы , в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно - материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико -материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно - исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
Существуют также специально - исторические методы исследования :
- хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
- синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
- дихронный - метод периодизации;
- историческое моделирование;
- статистический метод.
Если в школе на первый план выдвигается задача познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском - выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.
2 Славянские племена в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства.
Из описаний византийских историков
VI в. видно, что славяне жили родоплеменным
строем.
В середине VI века возникает аварский
союз. Образовав свою державу(Каганат),
авары вступили в борьбу с Византией, но
в 626 г. потерпели поражение. Аварский каганат
распался. В середине VII г. в южных степях
складывается Болгарское государство.
Часть болгар откочевала на Дунай, другая
осела в среднем течении Волги и на нижней
Каме, создав государство Булгарию. Во
второй половине VII в. хазары начали теснить
болгар. Хазарам удалось установить своё
господство над племенами восточных славян.
В VII - VIII вв. у славян шел интенсивный процесс
разложения родоплеменного строя. Повесть
«временных лет» сообщает о крупных восточнославянских
племенных союзах(полянах, древлянах,
словенах, дреговичах, кривичах, полочанах,
северянах, радимичах, вятичах) образование
которых предшествовало возникновению
государства.
IX в. у восточных славянах появляется
государство.
В 882 г. родственник Рюрика князь Олег
дружиной отправился на юг и подошел к
Киеву, где княжили Аскольд и Дир. Олег
хитростью выманил их из города, убил и
захватил Киев, сделав его своей столицей.
Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил
себе древлян, северян и радимичей. Княжение
Олега, прозванного «Вещим», согласно
летописи, продолжалось 33года. Именно
с этого момента можно говорить о существовании
Древнерусского государства, державы
Рюриковичей.
Первоначально в состав гос-а вошли земли
вдоль торгового пути «из варяг в греки».
Политику объединения славянских земель
продолжили князь Игорь(912-945) и княгиня
Ольга(945-964), присоединившие земли уличей,
тиверцев, древлян. Князь Святослав распространил
власть Киева на земли вятичей между Окой
и Волгой. Формирование государственной
территории Древней Руси завершилось
при князе Владимире, присоединившем «червенские
города» и карпатскую Русь. В начале XI
века Древня Русь объединила все восточнославянские
племена и превратилась в крупнейшее государство
средневековой Европы.
3.Экономическое, политическое и культурное развитие Руси в IX-XII вв. Принятие христианства на Руси.
Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие страны.
Общепринятой датой принятия христианства на Руси стал 988г. Однако новая религия утвердились не сразу. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты языческого народного сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях оставалась языческим обществом с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Христианская религия на Руси принималась как бы в языческой оболочке и лишь скользила по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. В то же время нельзя и приуменьшать значение введения христианства, Уже тогда влиявшего на русскую культуру, во многом предопределившего весь дальнейший исторический путь нашей страны.
Утверждая христианства на Руси в качестве государственной религии - событие большого исторического значения. Древнерусское гос-о упрочило экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся с семью христианских народов и государств.
Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Правовые институты придали раннефеодальным государству и монархии характер богоустановленности. Страна приобщалась к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Православие становится важнейшим фактором утверждения менталитета русского народа. Вместе с тем христианство было принято в его византийской варианте, что впоследствии привело к политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития. С введением христианства на Руси утверждалась и церковная организация: митрополия, делившаяся на епископии, границы которых обычно совпадали с границами земель.
5Нашествие татаро-монголов на Русь, его политические и экономические последствия.
Тринадцатое столетие стало переломным в отечественной истории. В конце XII - первой половине XIII вв. Русь столкнулась с наступлением немецких рыцарей - крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. В ходе продвижения на Восток западноевропейских народов, прежде всего, германцев, были почти сметены с лица земли полабо - прибалтийские славянские племена. Летом 1240 г. были разгромлены шведы, а 5 апреля 1242 г. - немецкие рыцари на Чудском озере. Монголы в 1219 - 1224 гг. предприняли походы в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, на Кавказе и в половецкие степи. В 1223г. на р.Калке монголы нанесли поражение русско-половецким войскам. В 1236-1241гг. внук Чингисхана Батый покорил русские земли. Вернувшись после неудачного похода в Европу, монголы создали в 1242г. Золотую орду и установили иго, длившегося до 1480 г.
Последствия нашествия были исключительно тяжелы. Резко сократилось население страны. Были уничтожены многие города. По данным археологов, из 74 городов Руси XII-XIIIвв. 49 были разорены, причем в 14 из них жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села, Разорение и систематическое ограбление возрождающихся русских городов стали причиной их замедленного развития в XII-XV вв., что неизбежно вело к задержке формирования буржуазных отношений в России. Русь все больше становилась сельской страной. В результате нашествий были утрачены многие производственные навыки, исчезли многие виды ремесла. Пострадали международные торговые связи Руси. Нашествие привело к гибели культурных ценностей. Сильный удар был нанесен по письменности и грамотности.
В последние 25 лет XIII в. Орда предприняла до 15 крупных походов, сопровождающихся новыми разрушениями и жертвами. Следовательно, татаро-монгольское нашествие было настоящей национальной катастрофой. Политическая зависимость от Золотой Орды выразилась в изменении положения князей, которое должны были ездить в Орду и получать ханский ярлык на княжение.
7Реформы Ивана IV (Грозного) конца 40-50 х гг. XVI в. Политика опричнины: ее цели и последствия.
С утверждением на престоле
ИванаVI Васильевича, венчавшегося на царство
в 1547г., начинается бурное реформирование
устоев жизни московского общества. Ограничивались
властные полномочия Боярской думы. В
противовес этому законосовещательному
органу с 1549гю стали созываться сословно
- представительные учреждения - Земские
соборы, куда наряду с царем, представителями
Боярской думы, высшего духовенства, входили
выборные от низших сословий. Принимая
решения всем составом участников, Земские
соборы созывались по мере необходимости,
для решения наиболее важных вопросов
- венчание на царство, объявление войны
или заключение мира, определение налоговой
политики.
Изданием Судебника 1550г. был сделан шаг
к ограничению полномочий «кормленщиков».
В 1555-1556 гг. в ходе земской реформы кормления
были полностью отменены. «Кормленичий
доход» наместников и волостелей заменялся
общегосударственным налогом, из средств
которого государственная казна субсидировала
служилых людей.
В результате приказной реформы была
упорядочена система исполнительной власти
и управления включавшая 22 приказа, делившиеся
на три вида: 1)функциональные(Разрядный,
Ямской, Посольский, Поместный…); 2)территориальные,
ведавшие отдельными территориями и разрядами
населения(приказ Сибирского дворца, Земский
приказ…); 3)дворцовые, т.е. обслуживающие
потребности царского двора.
С принятием в 1556 г. «Уложения о службе»
не только усиливалась военная мощь государства,
но и устанавливался единый порядок организации
воинской службы.
Наряду со службой «по отечеству» с 1550
г. формировался порядок службы «по прибору».
Преобразования 1550-х гг.не только укрепляли
государство, примиряя интересы царя,
боярства и формирующихся сословий, но
также направляли развитие России на путь
сословно - представительной монархии.
Однако слабые ростки всесословного государства
были вскоре уничтожены политикой опричного
террора.