Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

После включения белорусских  земель в состав Российской империи  на этой территории было установлено  административно-территориальное деление  российского образца и соответствующая  ему система местного государственного управления.

Реализация буржуазных реформ в Беларуси имела некоторые  особенности. Так, по крестьянской реформе 1861 г. за крестьянами трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской и  Минской) было признано право на сохранение дореформенного надела земли, т.е. с самого начала на этой территории крестьянская реформа проводилась в жизнь на лучших условиях, чем в центральных губерниях России, в Витебской и Могилевской губерниях, где имели место «отрезки» и чересполосица, которые ухудшали положение крестьян. Более того, восстание крестьян под руководством К.Калиновского в 1863 г. заставило царизм в Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губерниях отменить с 1 мая 1863 г. временно обязанное состояние крестьян, которое в других губерниях России длилось до 1883 г., т.е. на большей части территории Беларуси крестьянская реформа была проведена на более льготных условиях. Что касается пореформенных органов крестьянского самоуправления в Беларуси, то их система, структура и компетенция ничем не отличались от аналогичных органов других губерний России.

 

  1. Развіццё адукацыі, літаратуры і навукі ў Беларусі ў другой палове 16-18 стст.

Развитие Бел. культуры в 16-18в. проходило в неблагоприятных  условиях находясь в составе РП, Бел. переживала с ней кризис он ощущался во всех сферах жизни.

Сейм 1668 под угрозой изгнания из страны запретил жителям переходить из каталич.в др.религии. Ко 2-ой половине 18ст. отнгосится распространение идей просвящения.Просвещение –это антифеодальная буржуазная идиология периода становления  капитолистических отношений. Идеи просвящения нашли отражения в философии, лит-ре, искус-е. Самые известные мыслители Бел. Были : Милентий Смотриций- обществ-о-политический и церковный деятель писатель Обобщением его научного и педогогического труда стала книга «Грамматика М. Смотрицкого».

Афанасий Филиппович – бел. писатель публицист церковный деятель .Самое  знаменитое его произ-е «Диариум».

Казимир Лыщинский мыслитель атеист и педагог. Написал труд на латыне «О несуществовании бога» первый употребил термин атеист.

Георгий Конисский –архиепископ философ  и писатель, написал около 80 произ-ий.

Бел.лит-ра 16-18 в . становится все более  светской и демократии.Самые известные  произведение того периода – политические сатиры. 1.«Речь Мелешки»авторство  и время написания неизвестно.Автор высмеивает Бел. шляхту, кот-я перинимает обычаи, гонится за всем неземным.2. «Письмо к Обуховичу» появление было вызвано Смоленско-русским командованием. Смолениским горнизоном командовал Казимир Обухович, ходили слухи что он был подкуплен русскими эта сатира высмеивает продажность и взяточничество Обуховича. В 16-18 в. Произошли изменения в поэзии , произошло зарождение светской лирики , особенно любовной . Наиболее известный представитель поэзии Семион Полоцкий –бел. и руск. писатель и просветитель , церковный деятель. Напечатал 2 сборника стихов «Ветроград многоцветный и Рифмологион Произошли изменения в школьном деле . На бел. открывались православные братсие школы . Они являлись как центрами образования так и центрами книгопечатания. Одной из отличительных особенностей этого периода то что образование было в руках монашеских орденов наибольшее кол-во школ принадлежали ордену изуитов . Первое такое заведение открылось в Вильне далее оно было переименовано в изуитскую академию. Во второй пол. 18в. Известный деятель образования Польши С. Катарский начал школьное дало (реформа Катарского: в 1773 году создана образовательная комиссия, которая осуществляла общее руководство реформой, вводились новые предметы и мн. др.) По этой реформе Ягелонский университет в Кракове и главная школа ВКЛ- высшая ступень новой системы образования. Среднюю ступень образования сост. окружные школы, они имели светское направление, изложение религии в них запрещалось. В кач. низшей системы образования по реформе предусматривалась открытие проф.училищ, что осталось лишь на бумаге.

 

  1. Архітэктура Беларусі ў другой палове 16 – 18 стст. Выяўленчае мастацтва, тэатр, музыка.

Ведущим худ-ым направлением 16-18 в. Было БАРОККО наиболее оно  проявился в архитектуре к  постройкам такого типа можно отнести Бернардинский и Иезуитский кастелы в Гродно. Черты стиля барокко присутствовали и в постройках православных храмов (Николаевская церковь в Могилеве, монастырский комплекс в Жировичах). В 30-х годах возникает Виленское барокко. Характерно: легкость, пышность , обилие украшений. Расцвет барокко связан с деятельностью известного архитектора Глаубица. Его работы: Перестройка Полоцкого Софийского собора, Могилевская Спасская церковь. В сер. 18 в. в архитектуре Бел. появился стиль РОККОКО. В этом стиле были построены дворцы Радзивила в Дятлове. Основой этого стиля –ломанные линии, лепные украшения. 70-80гг. в архитектуре Бел. складывается новый стиль классицизм. Ему были свойственны строгие формы, сдержанный декор(гл корпус Гомельского дворцово-паркового ансамбля) . В тесной связи с архитектурой развивалась и ИЗО. В это время на нашей территории существовало неск живописных школ- Могилевская, Палесская, Гродненская и Слуцко- Минская. Наиболее распространенное направление в живописи- иконопись (плоскостное изображение уступало место объемному). Иконы: «Рождение Божьей Матери». Новые веяния отразились и в светской живописи. Такие картины создавались по заказу магнатов. В17-18 вв. созданы портретные родовые галереи : Тышкевичей , Сапег, Радивилов .

Театр. Особенно быстро развивается  школьный театр. Его сущ связано  с орденом иезуитов, где ставились  пьесы на исторически-библейские темы. Школьные пьесы разыгрывались по определенным правилам- не шуметь, не есть, не более 3-х часов и т.д. Уникальным явлением искусства 18в. были крепостные театры. Деятельность театра активизировала и музыкальная жизнь страны. В светской музыки 16-18 вв. наиболее характерен был многолосовая песня лирического, поучительного и ли шуточного содержания. Была открыта одна из первых музыкальных школ. Крепосных детей собирали со всех земель Радивилов, учили играть на скрипке, флейте и т.д. В Несвиже открыта мастерская муз инструментов, оркестр Агинского- 106 инструментов. Вторая половина 18в- расцвет декор-прикладного искусства( посуда Налибокской шкляной мануфаектуры, Слуцкие пояса( Ян Мажарски). То несмотря на неблагоприятные условия культура продолжала развиваться.

 

  1. Палітыка царызма на Беларусі ў канцы 18 – 19 стст.

В результате 3-ех разделов РП. к России были присоеденены Бел. земли. На протяжении болього периода времени царизм осуществил здесь ряд мер В 1796г. Была проведена террит.-административная реформа котор. Предусматривала деление на Губегрни и паветы , в результате были образованы 3 губерни: Беларусская губерня с Витебском , Минская с Минском, Литовская с Литвой. Указом от 23 октября 1772г. Население приводилось к присяге, люди котор. Отказывались должны были покинуть тер. Рос. Империи им довалось 3 месяца для продажи для продажи своей недвижимости . Большинство дворян чтобы не потерять владения присягали Екатерине . На присоединенных бел. землях была ликвидирована власть крупных феодалов. Они были лишены права иметь свои войска и крепости. Были изданы указы о упорядочении жизни еврейсеого народа на наш. тер. Им запрещалось жить в сельск. местн. И заниматься с\х.. В 1801г. Была проведена еще одна админ.- тер. Реформа . В результате на Бел. образов. 6 губернь: Могилевская, Витебская , Смоленская , Виленская , Минская и Гродненская.С целью создания опоры для своей власти на нашей терр.царизмом вводили у нас русское землепользование.Состояние бел.крест.после присоединения ухудшилось.Они были переведены на общий тип налогообложения кот. существ. по всей имп.ерии , но денежная рента и гос-ые налоги на бел. до 1811г. собирались серебряной монетой . На Бел. была введена рекрутская повинность. Рекрутами были мужчины от 19 до 35 лет. В 1812г.брали по 8 рекрутов. На бел. прекращались действия Магдебурского прав. Основной задачей царизма на бел. землях была политика Русификации. После подавление восстание 1820-1821 гг. был закрыт Виленский универс. , а в 1863 -1864 – закрыт горе- горецский сельскохоз. Институт. В 1840 г. была отмененено действие статута и запрещено употребление в официальном документе название Литва и Беларусь, вместо них- северо-зап. Край . Проводниками руссификац. Политики били русские учителя : священники и чиновники Большой воед бел-ой нации нанесла политика нац-го раздела бел в соответствии с верой: если православный- русский, католик- поляк.

 

  1. Грамадска-палітычны рух на Беларусі ў канцы 18 – першай палове 19 стст. Паўстанні 1794 і 1830-1831 гг.

Ликвидация гос-венности РП и ВКЛ , события войны оказали  большое влияние на развитие общ  мысли Б. 18-19в- период зарождения бел.-нац. освоб. движения – это общественное течение за освобождение бел нрода из-под колониального гнета за нац. возраждение Б. В истории белорусского нац. движения можно выделить два этапа: 1. 1794 -1863 движение осуществлялось в основных рамках польского нац. освоб. процесса.2. 1863 -1918 г. движение в этот период осознавало бел. интересы и возраждение бел. гос-ти соц-ой базой нац. освоб. движения была мелкая шляхта духавенство . Они мечтали о независимости от Польши, ВКЛ .В 1817г. по инициативе студентов Виленского универс. Адама Мицкевича, Яна Чачоты было организовано «товарищество филаматов» (любители наук).Позднее от этого товарищества отделилось товарищество филаретов (любители добродетели). Просуществовали недолго и были раскрыты.В ноячбре 1830 г. вВаршаве начинается шляхецкое восстание( толчок – желание Ник 1 задушить Бельгийскую революцию), кот охватило всю Польшу. Сущ два лагеря консервативный и демократический .На Бел. и Литве восстание не имело большого размаха В Вильне был создан центр.комитет.кот. в последствии оказался малодействительным.Восстание на Б и Литве началось в марте 1831, в кот были втянуты шляхта, мещане, крестьяне и духовенство.Пиком восстания стала битва за Вильню 19 июля 1831.Повстанцы потерпели поражение и отступили. К концу августа восстание на Бел.было почти полностью подавлено.8 сентября 1831 русская армия вступила в Варшаву и автономия Польши отменена. В октябре 1831 царским правительством был проведен разбор шляхтыэкто не имел этих документов переводились в однодворцев. Для укрепления русск элемента в крае переселялись выходцы из России. Поражение восстания репрессии оказали большое влияние на дальнейший ход общ.-пол.движение на Бел. Движение все более революционизировалось. Значит роль в движении принадлежит демократическому тов-ву. Таким образом 1-ая пол.19в. явилась периодом бел.нац.-освобод.движения.Деятельность членов нац.-освобод. Движения была направлена против ассимиляции бел. народа как в колонизацииэтак и русификации. После восстания 1830 на Бел. зародилось революц демократич движение- сочитание просветительства и революц борьбы.

 

  1.  Вайна 1812 года і Беларусь.

12 июня! 812 года 600-тысячная армия Наполеона без об]яулення вой ны вступила в пределы Российской империи, на земли Беларуси i Лiтвы.16 июня была занята Вильнюс, 24 июня - Москва. ополяченная белорусский знать встречала французские войска как вызвалiцеляу от русских захопнiкау. Армии Наполеона в пределах Литвы i Беларуси супрацьстаялi две русские армии: Первая (127 тыс.) - командующий Барклай де Толлi (штаб в Вильно); Вторая (45 тыс.) - командующий генерал Багратион (штаб в Волковыске). При таких соотношении сил, разрешение русские армии не могли дать генеральную битву Наполеону. Главной задачей русских армий на первом этапе войны (июнь-август 1812 года) было об "единение 1 i 2 русских армий i избежать разгрома поодиночке. Русская армия отступала, ведя оборонительные бои. Наi-более значимыми бiтвамi на белорусском территории были: около городка Мир (27 - 28 июня), около местечка Романова (2 июля), около деревни Салтанаука (11 июля), около местечка Астроуна (13 июля 1812 года). К началу августа почти вся территория Беларуси была захвачена войсками Наполеона. Отношение населения Беларуси к воюющих сторон были НЕ адназначнымi. Для крестьян i горожан i русский, i французская власть были прышлымi, прыгнятальнiцкiмi, чужими. I французы, i русские заставляли работать на пана, платить огромные налоги, а во время войны забирали апошняе.Але русская власть давала возможность белорусскому крестьянину жить в мирных умовах.Французы принесли вайну.Гэта i обусловила создание партычзанскiх атрадау на Беларусi.Для борьбы с партизанами i обеспечения армии фуражом Наполеон аставiу в Беларуси 100-ты сячнае армии. командирами партизанских атрадау в Беларуси в большинстве были местные жители: Маркау Максим, Мiронава Федора, Цiмафееу Иван Тарасавiч, Тарас-крестьянин. Шляхта i магнаты Беларуси приветствовали приход французов i поступали на лужбу в наполеоновского армию. ны приветствовали оккупационный режим с надеждой на восстановление ВКЛ в границах Речи Посполитой. Социальная политика Наполеона вполне устраивало их, поскольку французский император храните прыгоннiцкiя порядки i привилегии шляхты.Ён обещал магнатом Беларуси восстановление их раньше первой государства. В начале октября 1812 г.пачалося отступление войск Наполеона из Масквы.Французы отступали в направлении Ушачи-Лепель-Чашнiкi.26 ка стрычнiка русская армия вступила в Витебск, 4 ноября освободили Минск , 9 - Борисов, а 12 декабря Могилев. 14-15 ноября около деревни Студенкi, на поунач от Борисова, произошла самая значительная битва завершающего этапа этой вайны.Тут погибло около 20 тыс. французов. Через Бяразiну пераправiлася не более 60 тыс войск.24 лiстапда в Сморгони Наполеон покинул армию i отъехали в Парыж.8 декабря русская армiz без боя заняла Гародню.Да Немана дошло около 30 тыс.французау, что было катастрофой для Наполеона. Война 1912 года на Беларуси оставила сожжены, разграблены города, местечки, вескi.Холад, голод, болезни привели к массовой гибели людей. Минского иска В 1811 г. насчитывалось 11 тыс человек, а в конце 1812 г. - 3 тыс.480.У 1816 численность мужского населения по сравнению с 1811 сократил лося на 73 тыс. в Магiлеускай области, на 37 тыс., в Витебской. Пасяуныя площади сократились напалову.У денежном исчислении потеря Беларуси от войны клала 51 млн.882 тыс.615 руб. серабром.Цар, дараваушы измену местных помещичье щипала, ничего не сделал для крестьян, что сражались в партизанских отрядах, либо в российских вайсках.Больш того, крепостничество в белорусских деревнях после войны 1812 года резко узмацнiцнiуся

 

  1. Адукацыя, навука і літаратура на Беларусі ў канцы 18 –  19 стст.

Просвещение и романтизм - основные направления развития культуры Беларуси конца XVIII - первой половины XIX в. Период с конца XVIII по 10-е гг. XIX в. относится к эпохе Просвещения  в Беларуси. Идейной основой данной эпохи стали работы философов-просветителей, которые призывали к преобразованию общественного строя на рациональных, то есть умных, началах. Они считали, что причина всех страданий народа - не-вуцтва Примерно с 10-х гг. XIX в. в культуре Беларуси возникают ростки нового идейного и художественного направления - романтизма. В Западной Европе романтизм возник раньше. Он изобразил разочарование теми результатами, которыми закончилась французская буржуазная революция конца XVIII в. Преобразование общества путем, предложенным философами, не привело к созданию «Царство разума» на Земле. В противовес просветительско-му рационализма мировоззрение эпохи романтизма проникнуты утверждением превосходства духовного начала над разумом. Под влиянием просветительских идей образование постепенно избавлялась от церковного влияния, переходила в под-упорядочение к государству и приобретала светский характер. Э-то обусловило проведение в последней трети XVIII - начале XIX в. ряда реформ в области образования Российской империи. До сих пор в Беларуси сложилась довольно запутанная сеть учебных заведений, лишенных единого руководства и не связанных между собой. В 1802 г. было образовано Министерство народного просвещения. Европейская часть России делилась на 6 учебных округов, каждую из которых возглавлял назначенный царем попечитель. Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская губернии вошли в состав Виленской учебного округа, которую возглавил магнат Адам Чарторыйский. Научным и административным центром округа был Виленский университет. В результате реформ увеличилась сеть школ, прочное место в учебных планах заняли естественные дисциплины. Положительными результатами являлись относительная доступность начале-вых учебных заведений, отсутствие ограничений нацио-нального, веравызнальнага и возрастного характера, обеспечение-ние девочкам право посещать школу. Важную роль в системе школьного образования продолжали играть католические учебные заведения В ряду мероприятий, направленных на расширение русского влияния в крае, было закрытие в 1832 г. Виленского университета и временная ликвидация Виленского учебного округа (до 1850 г.). В школах в обязательном порядке вводилось обучение на русском языке. Объединение униатской церкви с православной вне и скорыла закрытие католических монастырей и их учебных установ.Адбывалася зарождение профессионального образования на Бело-руси. В 1840 г. начала действовать Горы-Горецкая земледельческая школа. В 1848 г. на ее базе открылся Горы-Горецкий земледельческий институт - первое в России и одна из первых в Европе высших сельскохозяйственных учебных заведений. Литература. Белорусский литература первой половины XIX в. отразило переплетение идей Просвещения и романтизма, хотя определяющими были романтические принципы. Именно романтическое мировоззрение с его вниманием к национальной культу-ры способствовал развитию фольклористики, использованию в искус-кой творчества народных песен, сказок, преданий, что и привело к возникновению первых произведений на белорусском языке.

Стоит отметить, что часть  уроженцев Беларуси работал-ла в  пользу польской культуры. Наиболее известной  фигурой среди них является Адам Мицкевич. Свои произведения он писал  на польском языке, используя сюжеты белорусского истории и фольклора. Ян Борщевский почти всю свою жизнь посвятил собиранию народного творчества. Он создал несколько стихов на белорусском языке и поэму «грабежи мужиков». В своем главном произведении «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастыч-ных рассказах», написанным на польском языке, автор литера-турно переработал фольклорный материал. Поэт и драматург Винцент Дунин-Марцинкевич осуществил переход от польской литературной традиции к собственно белорус-кой.

  1. Архітэктура, выяўленчае мастацтва, тэатр і музыка Беларусі ў канцы 18 –  19 стст.

 

Просвещение и романтизм - основные направления развития культуры Беларуси конца XVIII - первой половины XIX в. Период с конца XVIII по 10-е гг. XIX в. относится к эпохе Просвещения  в Беларуси. Идейной основой данной эпохи стали работы философов-просветителей, которые призывали к преобразованию общественного строя на рациональных, то есть умных, началах. Они считали, что причина всех страданий народа - не-вуцтваПрыкладна с 10-х гг. XIX в. в культуре Беларуси возникают ростки нового идейного и художественного направления - романтизма. В Западной Европе романтизм возник раньше. Он изобразил разочарование теми результатами, которыми закончилась французская буржуазная революция конца XVIII в. Преобразование общества путем, предложенным философами, не привело к созданию «Царство разума» на Земле. В противовес просветительско-му рационализма мировоззрение эпохи романтизма проникнуты утверждением превосходства духовного начала над разумом Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве Беларуси конца XVIII-первой половины XIX в. наглядалася взаи-действие двух течений - классицизма и романтизма. Классицизм был официальным стилем, которого придерживалась Петербургская академия искусств. Однако в изобразительное искусство пронизал-кают и элементы рамантызму.Перапляценне черт классицизма и романтизма наблюдаются в творчестве белорусского художника Иосифа Олешкевича. Художник жил в Петербурге, однако часто приезжал в Беларусь. Здесь он создал ряд портретов. Некоторые из них выполнены в стиле классицизма (портрет А. Чарторийского). Отдельные произведения Аляш-рович Дашкевич отразили романтические веяния.

Валентий Ванькович  вошел в историю белорусского живо-пису как представитель романтизма. Мастерская Ваньковича в Мин-иска была центром, вокруг которого группировались лучшие художественные силы города. Художник создал ряд их портретов в стиле роман-тызму. Полотно Ваньковича «Мицкевич на скале Аюдаг» явлений-является типичным примером романтического портрета. Художник Ян Дамель оставил значительный след почти во всех жан-рах изобразительного искусства. Наиболее известен он как мастер исторического жанра. Ян Дамель хорошо знал отечественную и антыч-ную историю Художник создал такие картины, как «Смерть князя Понятовского», «Смерть Глинн-ского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление-ление французов через Вильно в 1812 . »и др. Автором классических произведений белорусской живописи является Иван Хруцкий. За натюрморт «Цветы и фрукты» он получил звание академика. Хруцкий написал много натюрмортов, пейзажей и портретов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"