Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:25, шпаргалка
История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.
1 Сущность, формы, функции исторического знания.
История - это наука о
прошлом человеческого
В сущности, история - одна из
важнейших форм самосознания людей.
Опытом истории стремятся
История выполняет несколько
социально значимых функций. Первая
- познавательная и интеллектуально-развивающая
функция исходит из познания исторического
процесса как социальной отрасли
научного знания, из теоретического обобщения
исторических фактов, выявления главных
тенденций общественного
Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.
Таким термином часто называют
историческую литературу, имея в виду
не только библиографию, но и анализ,
критический разбор литературы. Предшественниками
историографии были архаическая
мифология и архаический эпос.
Для Древней Руси характерны былинный
и героико-патриотический эпос. Архаическая
мифология трансформировалась с
появлением письменности в историографию.
Древнейшая египетская летопись, высеченная
на каменной плите, относится к ХХV
в. до н.э. Первым историографом считается
древнегреческий мыслитель
В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.
С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) и В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского", - необходимость для России мудрого самодержавия.
Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.
В советский период историки
особенно успешно изучали социально-
С середины 80-х гг. XX в., с
началом в нашей стране "перестройки",
шел пересмотр исторического
наследия советского времени. Историография
пополнилась вводимыми в
Преодолевая конъюнктурные
перекосы в трактовке прошлого и
настоящего, соотношении общего и
особенного, современная историография
стала пополняться более
2. Восточные Славяне. Образование древнерусского государства.
Славяне - этническая группа
в составе индоевропейской
4. Инициатива объединения исходила
от Новгорода и Киева. 5. Осуществлял миссию
объединения
князь Олег.
Деятельность первых князей: 1. главная задача- организовать полюдье, а затем организовать
торговую экспедицию с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. 2. Охрана торговых путей.
3. защита границы.
Киев становится столицей по 2 причинам: 1. главная оборонительная крепость против степных
кочевников. 2. Центральная вывозная база для торговли.
Таким образом, при Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путём
насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву и обложения их данью.
По версии Рыбакова государство Киевская Русь было создано 3 братьями Кий, Щек, Хорив.
По версии совр. историков восточные славяне находились на предгосударственном уровне развитиядолчком для создания государства служили призвание варягов.
3.Киевская русь
Раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8—9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охватывала огромную территорию — от Таманского полуострова на Ю., Днестра и верховьев Вислы на З. до верховьев Северной Двины на С., являясь одним из крупнейших государств Европы. Образованию К. Р. предшествовал период (6—8 вв.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии.
За время существования К. Р. восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования трёх братских народностей — русской, украинской и белорусской. К. Р. положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого Древнерусского государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию.
Основной формой
государства в К. Р. была раннефеодальная
монархия. Власть принадлежала киевскому
князю, который был окружен дружиной,
зависящей от него и кормившейся
в основном за счёт его походов. Некоторую
роль играло в это время и вече.
Управление осуществлялось при помощи
тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной
организации. Доходы князя имели различные
источники. В 10—начале 11 вв. это в основном
"полюдье", дань — "уроки", получаемые
ежегодно с городов. В 11—начале 12 вв. в
связи с появлением крупного землевладения
с различными видами феодальной ренты
функции князя расширились. Владея собственным
крупным доменом, князь вынужден был вести
в нём сложное хозяйство, назначать посадников,
волостелей, тиунов и т. д., руководить
всей многочисленной администрацией.
Он был военным руководителем государства,
но теперь ему приходилось организовывать
не столько дружину, сколько феодальное
ополчение, приводимое вассалами, нанимать
иноземные войска. Усложнились мероприятия
по укреплению и защите внешних границ.
Деятельность князя, в общем не ограниченная,
все же контролировалась и направлялась
верхушкой класса феодалов — боярством.
Роль веча снизилась. Оно всецело находилось
в руках бояр. Княжеский двор стал административно-
Сельское население К. Р. состояло из крестьян-общинников, ещё не попавших под власть феодала (число их всё уменьшалось), и уже закрепощенных. Существовала также группа крестьян, оторванных от общины, лишённых средств производства и являвшихся рабочей силой внутри феодальной вотчины.
4 Внешняя политика К.Р.
Борьба с кочевниками. К. Р. была
вынуждена постоянно вести
Во-первых, торговля по пути "из Варяг в Греки".Во-вторых, славянские набеги на берега империи. Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде. Наиболее известны походы при Олеге и Игоре. Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор.По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. В 911 г. условия договора были дополнены обязательством сторон наказывать за преступления, совершенные против другой стороны, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.
Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако греки предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. Дружинники предпочли взять дань и не биться. В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда болгар. При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.