Создание Швейцарской
Конфедерации.
Среди кельтских племен, населявших территорию
Швейцарии в доисторические времена, выделялись
гельветы, ставшие союзниками римлян после
того, как были разбиты Юлием Цезарем в
битве при Бибракте в 58 до н. э. В 15 до н.э.
Римом были покорены также реты. В последующие
три столетия римское влияние способствовало
развитию культуры населения и его романизации.
В 4–5 вв. н.э. территорию
нынешней Швейцарии захватили
германские племена алеманнов и
бургундов. В 6–7 вв. она вошла в состав
королевства франков и в 8–9 вв. находилась
под властью Карла Великого и его преемников.
Последующая судьба этих земель тесно
связана с историей Священной Римской
империи. После распада империи Каролингов
они были захвачены швабскими герцогами
в 10 в., но те не смогли удержать их под
своей властью, и регион распался на отдельные
феодальные владения. В 12–13 вв. предпринимались
попытки их объединения под властью крупных
феодалов, таких, как Церингены, основатели
Берна и Фрибура, и Габсбурги. В 1264 Габсбурги
завоевали господствующее положение в
восточной Швейцарии. На западе закрепились
графы Савойские.
Габсбурги натолкнулись на сильное сопротивление,
когда попытались объединить свои владения,
отменив привилегии некоторых местных
общин. В центре этого сопротивления оказались
крестьяне, жившие в горных долинах Швица
(отсюда название страны Швейцария), Ури
и Унтервальдена. Эти лесные кантоны, расположенные
у стратегически важной дороги через перевал
Сен-Готард, извлекли выгоды из борьбы
между императорами из династии Гогенштауфенов
и папством. В 1231 Ури, а в 1240 – Швиц получили
права имперских территорий Священной
Римской империи, освободившись от зависимости
перед мелкими феодалами. После кончины
императора Фридриха II в 1250 в империи наступил
период упадка, ознаменовавшийся гражданской
войной во время Великого междуцарствия
1250–1273. Габсбурги, не признавшие прав
Ури и Швица, попытались в 1245–1252 завоевать
Швиц. На помощь ему пришли Ури и Унтервальден,
вступившие во временный союз. В августе
1291 швейцарские общины заключили между
собой постоянный оборонительный союз
и подписали договор, известный как «Вечный
союз», – первое документальное свидетельство
сотрудничества между лесными кантонами.
С этого года начинается официальная история
швейцарского государства. Часть традиционной
легенды об этих событиях, связанная с
именем Вильгельма Телля, не находит подтверждения
в исторических документах.
Рост
и расширение конфедерации.
Первоедоказательство силы конфедерации
было дано в 1315, когда горцы лесных кантонов
Ури, Швиц и Унтервальден столкнулись
с превосходившими войсками Габсбургов
и их союзников. В битве при Моргартене
они одержали победу, которая считается
одной из самых важных в истории Швейцарии.
Эта победа побудила и другие общины присоединиться
к конфедерации. В 1332–1353 города Люцерн,
Цюрих и Берн, сельские общины Гларус и
Цуг заключили отдельные соглашения с
тремя объединившимися кантонами, образовав
ряд конфедераций. Хотя эти соглашения
не имели общей основы, они смогли обеспечить
главное – независимость каждого из участников.
Потерпев поражение в битвах при Земпахе
в 1386 и при Нефельсе в 1388, Габсбурги были,
наконец, вынуждены признать независимость
кантонов,
объединившихся в конфедерацию.
В начале 15 в. участники конфедерации
почувствовали себя достаточно сильными,
чтобы перейти в наступление. В ходе многочисленных
войн и кампаний против австрийских Габсбургов
и Священной Римской империи, герцогов
Савойи, Бургундии и Милана и французского короля Франциска
I швейцарцы стяжали репутацию великолепных
воинов. Их боялись враги и уважали союзники.
В период «героического века» швейцарской
истории (1415–1513) территория конфедерации
расширилась за счет присоединения новых
земель в Аргау, Тургау, Во, а также к югу
от Альп. Было создано 5 новых кантонов.
В 1513–1798 Швейцария стала конфедерацией
13 кантонов. Кроме них, в конфедерацию
входили земли, вступившие в союз с одним
или несколькими кантонами. Постоянный
центральный орган отсутствовал: периодически
созывались общесоюзные сеймы, где право
голоса имели только полноправные кантоны.
Общесоюзных администрации, армии и финансов
не было, и такое положение сохранялось
вплоть до Французской революции.
От Реформации до Французской
революции.
В 1523 Хульдрих Цвингли бросил открытый
вызов Римско-католической церкви и возглавил
движение за религиозные реформы в Цюрихе.
Его поддержали жители ряда других городов
северной Швейцарии, но в сельских местностях
он встретил сопротивление. К тому же возникли
расхождения с радикальным анабаптистским
крылом его последователей в самом Цюрихе.
Цвинглианское течение протестантизма
впоследствии объединилось с течением
Жана
Кальвина из Женевы в Швейцарскую реформатскую
церковь. Поскольку кантоны центральной
Швейцарии оставались католическими,
раскол по религиозному принципу был неизбежен.
После непродолжительных религиозных
столкновений установилось примерное
равновесие между обеими религиями. В
1648 независимость Швейцарии от Священной
Римской империи была официально признана
Вестфальским мирным договором.
Политическая жизнь Швейцарии
в 18 в. была спокойной. В «век Просвещения»
прославились бернский естествоиспытатель
и поэт Альбрехт фон Галлер (1708–1777), историк
И. фон Мюллер, а также уроженец Женевы
философ Жан Жак Руссо и великий педагог
и гуманист из Цюриха И.Г.Песталоцци. В
это время в Швейцарию устремился поток
иностранных гостей, среди них – Вольтер,
Гиббон и Гёте.
Революция
и восстановление Конфедерации.
Французская революция оказала глубокое
влияние на Швейцарию как в политическом,
так и в философском отношениях. В 1798 французские
войска вторглись в страну и оккупировали
ее. Французы предоставили завоеванным
кантонам конституцию, которая заменила
рыхлую федерацию на «единую и неделимую
Гельветическую республику». Революционные
идеи демократии, гражданских свобод и
централизованной власти впервые в истории
Швейцарии привели к созданию сильного
централизованного управления. Конституция
1798, созданная на основе конституции первой
Французской республики, предоставляла
всем швейцарцам равные права перед законом
и кодекс гражданских свобод. Однако она
посягала на традиционный федерализм,
и многие швейцарцы не желали ее признавать.
Борьба между федералистами, противниками
новой системы, и централистами, поддерживавшими
ее, временно утихла, когда Наполеон Бонапарт
в 1802 даровал республике конституцию,
известную как «Акт о медиации (посредничестве)».
Она восстановила многие прежние привилегии
кантонов и расширила число
кантонов с 13 до 19.
После поражения Наполеона
кантоны отмежевались от режима,
навязанного французами, и опытались
возродить прежнюю конфедерацию. После
длительных переговоров был выработан
Союзный договор, подписанный в сентябре
1814. Он провозглашал союз 22 суверенных
кантонов, но не указывал, что они составляют
одно государство. В декларации Венского
конгресса (март 1815) и Парижском мирном
договоре (ноябрь 1815), великие державы
признавали вечный нейтралитет Швейцарии.
Гражданская
война и новая конституция.
В течение следующих трех десятилетий
в Швейцарии нарастали либеральные настроения.
В ответ на действия радикалов в союзном
сейме и в некоторых кантонах (закрытие
монастырей в Аргау, изгнание иезуитов)
семь консервативных католических кантонов
сформировали оборонительный союз Зондербунд.
В 1847 сейм небольшим большинством голосов
объявил о роспуске этого объединения.
Федеральная армия под руководством генерала
Гийома Дюфура одержала победу в гражданской
войне, прежде чем в конфликт успели вмешаться
вропейские державы.
В результате победы над Зондербундом
была принята новая конституция (1848). Было
достигнуто равновесие между устремлениями
централистов-радикалов и федералистов-консерваторов.
Из непрочного союза государств-кантонов
Швейцария превратилась в единое союзное
государство. Был создан постоянный орган
исполнительной власти в виде федерального
совета из семи членов, избираемых законодательным
органом из двух палат – национального
совета и совета кантонов. Федеральное
правительство было наделено правом выпускать
деньги, регулировать таможенные правила
и, самое главное, определять внешнюю политику.
В качестве федеральной столицы был выбран
Берн. Пересмотренная конституция 1874 с
последующими поправками еще более усилила
власть федерального правительства, не
ставя под угрозу федеративную основу
Швейцарского государства.
В последние десятилетия
19 в. развивалась промышленность
Швейцарии, развернулось строительство
железных дорог. Импортируемое
сырье перерабатывалось в высококачественные
продукты, которые затем поступали на
мировой рынок.
Швейцария
в мировых войнах.
С началом Первой мировой войны возникла
угроза национальному единству Швейцарии:
франкоязычные швейцарцы в основном симпатизировали
Франции, а немецкоязычные – Германии.
Четырехлетняя мобилизация легла тяжелым
бременем на экономику страны, ощущался
дефицит промышленного сырья, росла безработица,
не хватало продовольствия. Всеобщее недовольство
вылилось в массовые забастовки в ноябре
1918.
В 1919 Женева была избрана в качестве штаб-квартиры
Лиги наций. Швейцария стала членом этой
организации только после жарких внутренних
дебатов и после получения гарантий соблюдения
ее нейтралитета. Начало Второй мировой
войны застало население страны более
сплоченным: мало кто в Швейцарии приветствовал
нацизм. Однако в стратегическом отношении
положение конфедерации было значительно
более уязвимым, поскольку она находилась
в окружении тоталитарных держав.
Внешняя
политика.
С окончанием Второй мировой войны Лига
наций прекратила свое существование.
Швейцария приняла решение не вступать
в новосозданную Организацию объединенных
наций (ООН) и приобрела статус наблюдателя,
что позволило разместить в Женеве европейскую
штаб-квартиру и несколько специализированных
организаций ООН, включая Международную
организацию труда и Всемирную организацию
здравоохранения. Швейцария сочла, что
отказ от вступления в ООН – лучший способ
сохранить свое независимое положение
нейтральной страны при постоянно меняющемся
соотношении сил на мировой арене. Такое
решение укрепило позиции Швейцарии в
международной политике. Эта страна является
членом нескольких организаций ООН: Международного
суда, Продовольственной и сельскохозяйственной
организации ООН (ФАО), Организации объединенных
наций по вопросам образования, науки
и культуры (ЮНЕСКО) и Управления верховного
комиссара ООН по делам беженцев. Швейцария
оказывает значительную помощь развивающимся странам.
Придерживаясь традиционной политики
нейтралитета, Швейцария в 1950-х и начале
1960-х годов сталкивалась с большими трудностями
в вопросе об участии в различных планах
европейской интеграции. В 1948 она вступила
в Организацию Европейского экономического
сотрудничества, но воздержалась от присоединения
к Европейскому экономическому сообществу
(впоследствии – Европейскому союзу, ЕС).
Очевидные политические цели этой организации
были неприемлемы для Швейцарии. Однако
она стала одной из стран-учредителей
Европейской ассоциации свободной торговли
в 1959, а в 1963 вошла в Совет Европы, снова
продемонстрировав свою заинтересованность
в европейском сотрудничестве. В 1972 национальный
референдум ратифицировал соглашение
о свободной торговле с ЕС, согласно которому
к 1977были постепенно сняты пошлины на
все промышленные
изделия. В 1983 Швейцария стала полноправным
членом Группы десяти, объединения крупнейших
вкладчиков Международного валютного
фонда (МВФ).
Политические
и социальные перемены.
В 1960-х годах Швейцария столкнулась
с тяжелой внутренней проблемой.
Несколько ранкоязычных округов, расположенных
в горах Юра в кантоне Берн, потребовали
образования нового кантона. Это встретило
сопротивление со стороны немецкоязычного
населения этого региона. Для предотвращения
столкновений туда были введены федеральные
войска. В начале 1970-х годов избиратели
кантона Берн одобрили проведение референдума
во франкоязычных округах по вопросу об
отделении. В результате серии плебисцитов,
проводившихся в течение ряда лет, три
из семи округов и несколько пограничных
общин проголосовали за создание нового
кантона. Этот новый кантон получил название
Юра. Решение было затем одобрено на общенациональном
референдуме в 1978, и новый кантон ступил
в конфедерацию в 1979.
В 1960-х годах возникла заметная напряженность
вокруг вопроса о большом числе рабочих
из стран Южной Европы, приехавших на заработки
в Швейцарию. Несмотря на традиционный
интернациональный характер страны и
необходимость участия иностранцев в
ее экономической жизни, многие швейцарцы
проявляли враждебное отношение к мигрантам
из Южной Европы и считали их виновными
во внутренних проблемах страны, таких
как нехватка жилья. В соответствии с этим
правительство ввело ограничения, резко
сократившие долю иностранцев среди работающих.
Политическое движение, требовавшее дальнейшего
уменьшения числа иностранных рабочих,
не добилось большой поддержки на выборах,
но смогло организовать в 1970, 1974 и 1977 референдумы
по конституционным поправкам об ограничении
доли иностранцев в составе населения
Швейцарии. Эти предложения не получили
одобрения, но попытки ограничить присутствие
иностранцев в Швейцарии не прекращались
и в
1980–1990-х годах. В 1982 избиратели отклонили
предложение правительства о либерализации
правил, регулирующих пребывание иностранных
рабочих и их семей, а в 1987 иммиграция была
еще более ограничена. В 1994 участники референдума
одобрили ужесточение закона о пребывании
иностранцев. Тем не менее контингент
иностранных рабочих остается большим
– 25% от общего числа занятых. В то же время
число иностранных граждан, проживающих
в Швейцарии, возросло примерно до 1,4 млн.
Многие из них – беженцы из Боснии и Герцеговины
и развивающихся стран.
В середине 1980-х годов правительство Швейцарии
предприняло попытки покончить с изоляцией
страны и заключить ряд двусторонних и
многосторонних соглашений со странами
ЕС. На референдуме 1986 швейцарские избиратели
подавляющим большинством отклонили предложение
правительства о вступлении в ООН, но спустя
шесть лет проголосовали за участие Швейцарии
в МВФ и Всемирном банке. В декабре 1992,
через семь месяцев после заявления правительства
о намерении Швейцарии вступить в ЕС, население
отвергло предложение о присоединении
к Европейскому экономическому пространству,
которое с января 1994 включило страны Европейской
ассоциации свободной торговли с ЕС в
единую
зону свободной торговли.
Отношение Швейцарии к постепенно
укрепляющемуся ЕС оставалось
камнем преткновения для внешней
политики страны в конце 1990-х
годов. На выборах 1995 обнаружилась
растущая
поляризация мнений избирателей по этому
вопросу. Наибольшего успеха на них добились,
с одной стороны, социал-демократы, которые
активно поддерживают интеграцию, а с
другой – правая Швейцарская народная
партия, выступающая не только против
вступления в ЕС, но и против участия в
Европейском экономическим пространстве
и сотрудничества Швейцарии с другими
торговыми и политическими союзами. Принятое
в 1996 решение об участии швейцарских вооруженных
сил в маневрах и технологических программах
организации «Партнерство ради мира»
вызвало бурные протесты в стране.
Полемика
по поводу денежных вкладов жертв нацистского
геноцида.
В конце 1990-х годов правительство Швейцарии
было вовлечено в международный спор о
возвращении частными швейцарскими банками
золота и другого ценного имущества, конфискованных
нацистской Германией в годы Второй мировой
войны у жертв геноцида. Предметом обсуждения
были также денежные вклады и ценности,
размещенные европейскими евреями в швейцарских
банках до и во время войны с целью уберечь
их от захвата
нацистами.
Сразу же после войны Швейцария согласилась
вернуть похищенные вклады пострадавшим
и их наследникам. Однако в ходе судебных
разбирательств, привлекших большое внимание
общественности в середине 1990-х годов,
частные истцы и группы еврейских адвокатов
утверждали, что Швейцария не выполнила
своих обязательств, и обвинили швейцарские
банки в том, что они препятствуют наследникам
в доступе к «замороженным» счетам умерших
вкладчиков.
С 1996 американские местные и федеральные
политические деятели и организации развернули
кампанию по возвращению т.н. нацистского
золота, и многие муниципалитеты США, в
том числе города Нью-Йорк, пригрозили
применить экономические санкции против
швейцарских банков, если последние откажутся
оказать помощь истцам. В августе 1998 банковская
группа «Швайцерише кредитанштальт» и
ШБФ согласились выплатить 1,25 млрд.
долл. в качестве компенсации жертвам
геноцида и их наследникам. После этого
угрозы применения санкций были прекращены.
Полемика нанесла ущерб международному
престижу Швейцарии и вызвала волну возмущения
в этой стране. Средства массовой информации
США и европейских государств часто представляли
швейцарских банкиров и дипломатов как
крайне несимпатичных людей, проявивших
равнодушие к искам жертв геноцида. Внимание
общественности обращалось также на помощь,
которая поступала в нацистскую Германию
из Швейцарии. Несмотря на нейтралитет
страны, швейцарские промышленники поставляли
в гитлеровскую Германию сырье и промышленные
изделия. Многие швейцарские политики
сочли, что официальные круги США изображают
их как злодеев; швейцарцы придерживались
мнения, что достигнутое соглашение –
капитуляция перед давлением извне, унизительная
для нации в целом.
Борьба
за права женщин.
Движение за предоставление избирательных
прав женщинам, впервые увенчавшееся успехом
во франкоязычных кантонах в конце 1950-х
годов, достигло своей главной цели только
в 1971, когда женщины получили право голосовать
и быть избранными на федеральных выборах.
Однако в ряде кантонов женщинам еще долго
чинились препятствия в реализации их
избирательных прав на местных выборах.
В 1991 в немецкоязычном полукантоне Аппенцелль-Иннерроден,
последней территории Швейцарии, противодействовавшей
эмансипации женщин, они получили право
участвовать в ежегодных собраниях избирателей.
Следующим шагом было принятие в 1981 конституционной
поправки, гарантирующей равные права
женщин. В 1984 Элизабет Копп стала первой
женщиной, избранной в федеральный совет.
В 1985 женщинам были предоставлены равные
права в семье (до этого муж считался главой
семьи, что позволяло ему односторонне
распоряжаться семейными финансами и
не разрешать жене работать). В 1991 совет
города Берн постановил, что в его составе
не
должно быть более 60% представителей одного
пола.
Меры по охране окружающей
среды.
Транзитное положение Швейцарии в системе
меридиональных европейских перевозок,
осуществляемых большегрузными автомашинами,
осложнило экологическую ситуацию на
горных дорогах страны. Кроме того, выхлопные
газы способствовали разрушению лесов,
защищающих горные деревни Швейцарии
от лавин и селей. Для сокращения выбросов
выхлопных газов от автотранспорта швейцарское
правительство в 1985 ввело дорожные пошлины,
был установлен предельный вес для автомашин
(28 т), ограничено движение
в ночные часы и в выходные дни. На референдуме
1994 избиратели одобрили решение о том,
что к 2004 иностранные коммерческие грузы
должны будут перевозиться через территорию
Швейцарии только по железной дороге.
Развитие экономики.
До конца 1980-х годов Швейцария имела положительное
сальдо бюджета. Ее экономика отличалась
малыми темпами инфляции, невысоким уровнем
безработицы и низкими процентными ставками.
В 1988 и 1989 бюджеты были сведены с превышением
доходной части в 900 млн. и 300 млн. долларов
соответственно, безработица в 1987 достигла
рекордно низкого уровня в 0,7%. Однако рост
инфляции (6% в 1991) побудил Швейцарский
национальный банк повысить процентные
ставки и ограничить эмиссию денег. В начале
1990-х годов происходил спад в экономике
страны. Хотя в 1991–1993 валовой внутренний
продукт сократился менее чем на 1%, уровень
безработицы в 1992 достиг 3,6% и в конце 1993
– 4,5%, главным образом из-за сокращения
числа рабочих мест в строительстве и
машиностроении. В
1994 наметились признаки экономического
подъема, особенно в сфере международных
финансовых услуг, однако безработица
в обрабатывающей промышленности и других
отраслях производства продолжала расти.
В 1997 конъюнктура улучшилась за счет увеличения
экспорта, оживился спрос, возросли инвестиции,
но капиталовложения в строительство
продолжали сокращаться.
|
|