Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:18, реферат
Последняя треть XIX в. была одним из самых драматических периодов в истории Франции, за которым закрепилось название «fin de siecle» («конец века»): поражение во франко-прусской войне, разгром Парижской Коммуны, монархические заговоры, коррупция и злоупотребления в высших правительственных и финансовых кругах.
Тогда представители французской культуры остро ощутили исчерпанность прежних идей и понятий (философских, научных, художественных), составлявших на протяжении нескольких веков основы западной цивилизации. «Кому довериться? Какому идолу молиться? Кого из святых низвергать?
Последняя треть XIX в. была одним из самых
драматических периодов в истории Франции,
за которым закрепилось название «fin de
siecle» («конец века»): поражение во франко-прусской
войне, разгром Парижской Коммуны, монархические
заговоры, коррупция и злоупотребления
в высших правительственных и финансовых
кругах.
Тогда представители французской культуры
остро ощутили исчерпанность прежних
идей и понятий (философских, научных,
художественных), составлявших на протяжении
нескольких веков основы западной цивилизации.
«Кому довериться? Какому идолу молиться?
Кого из святых низвергать? Чьи сердца
пленять? Какую цель сделать своей?»- в
отчаянии вопрошал Рембо, как и многие
другие, испытавший чувство глубокого
разочарования и усталости от жизни, свое
бессилие перед ней и ужас перед грядущими
историческими потрясениями, которые
они пророчески предвосхищали.
Признанным главой французского символизма
был Стефан Малларме (1842 - 1898). Его первые
стихи, отмеченные влиянием парнасцев
и Бодлера, появились в начале 60-х гг. Среди
них особый интерес представляла эклога
«Послеполуденный отдых фавна»(1865 -1866).
Символисты разработали новый суггестивный
поэтический язык, не называющий прямо
предмет, но намекающий на некое содержание
посредством иносказания, музыкальности,
цветовой гаммы, свободного стиха.
Поиск соответствий – в основе символистского
принципа синтеза, объединения искусств.
Мотивы взаимопроникновения любви и смерти,
гениальности и болезни, трагического
разрыва между внешностью и сущностью,
содержавшиеся в книге Бодлера, стали
доминирующими в поэзии символистов.
Выразителем протеста против прозаической
ясности был П. Верлен, и его роль реформатора
поэтического языка в истории литературы
оправдана. П. Верлен был талантливым новатором,
объявившим борьбу традиционным представлениям
о поэзии, стремящимся создать «новый
язык, новую музыку звуков».
В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые
употребившего верлибр (свободный стих),
воплощалась взятая символистами на вооружение
идея отказа от «красноречия», нахождения
точки скрещения между поэзией и прозой.
Вторгаясь в любые, самые непоэтические
сферы жизни, Рембо достигал эффекта «естественной
сверхъестественности» в изображении
реальности.
Выделяются следующие общие черты доктрины
символизма:
искусство — интуитивное постижение мирового
единства через символическое обнаружение
«соответствий» и аналогий; музыкальная
стихия — праоснова жизни и искусства;
господство лирико-стихотворного начала,
основывающееся на вере в близость внутренней
жизни поэта к абсолютному и в надреальную
или иррационально-магическую силу поэтической
речи; обращение к древнему и средневековому
искусству в поисках генеалогического
родства.
Информация о работе Символизм как литературное направление конца XIX – начала XX в