Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:01, сочинение
Песталоцци хотел высвободить детей из тины кровавых событий и переместить их в простую, но чистую домашнюю обстановку и домашние условия. Он был уверен, что этого достаточно для того, чтобы они проявили здравый смысл и большую способность к деятельности, а также испробовали свои силы во всем, что только может удовлетворять ум и отвечать сокровеннейшему влечению сердца.
Эссе на тему Система воспитания детей по Песталоцци
Песталоцци хотел высвободить детей из тины кровавых событий и переместить их в простую, но чистую домашнюю обстановку и домашние условия. Он был уверен, что этого достаточно для того, чтобы они проявили здравый смысл и большую способность к деятельности, а также испробовали свои силы во всем, что только может удовлетворять ум и отвечать сокровеннейшему влечению сердца. Также Песталоцци считал, что в качестве образовательного средства надо использовать не искусственные вспомогательные средства, а только природу, окружающую детей, повседневные их потребности и их постоянно живую деятельность.
Своим опытом он хотел доказать,
что общественное воспитание должно
подражать преимуществам
Его главная цель была напрвлена на то, чтобы воспользоваться пробудившимся в детях первым чувством, вызванным их совместной жизнью и начавшимся развитием их сил, сделать детей братьями, сплотить весь дом, словно одну большую семью, и на основе таких отношений и вытекающего из них настроения оживить во всех детях чувства справедливости и нравственности. В этом случае своей деятельности Песталоцци исходил из следующего принципа: в первую очередь старайся сделать своих детей отзывчивыми и, удовлетворяя их ежедневные потребности, добивайся того, чтобы основу их впечатлений, опыта и деятельности составляли любовь и благодеяния, которые тем самым надежно закреплялись бы в их сердце; затем старайся научить их многому, чтобы они могли уверенно и широко применять в своем кругу эти благодеяния. И в последнюю очередь, наконец, займись опасными знаками, выражающими добро и зло,- словами. Свяжи их с повседневными, домашними явлениями и всем окружением и позаботься о том, чтобы они полностью основывались на желании разъяснить детям происходящее в них и вокруг них, чтобы посредством этого возбудить в детях справедливые и нравственные воззрения на жизнь и отношения.
Своим детям педагог объяснял очень мало, он не учил их морали, ни религии; но, когда они вели себя так тихо, что можно было расслышать дыхание каждого ребенка, тогда он спрашивал их: «Разве вы не станете разумнее и лучше, если будете вести себя так, а не шумя?»
Средством воспитания в приюте была тишина. Тишина, которую в своем присутствии Песталоцци требовал во время обучения, была для него великим средством для достижения его цели; таким же средством было сохранение детьми сидячего положения во время занятий. В отношении тишины Песталоцци добился того, что в то мгновенье, когда он этого требовал, даже при повторении за ним одновременно всеми детьми каких-либо слов, был слышен каждый неверно произнесенный звук, так что Песталоцци мог вести обучение имея слабый и хриплый голос. Также иногда педагог в шутку требовал от детей чтобы они, повторяя за ним то, что он говорил, пристально смотрели на большой палец. Одичавшая девочка, привыкающая целыми часами держать голову и туловище прямо и не глазеть по сторонам, только благодаря одному этому делала успех в своем нравственном развитии.
Между тем, если дети проявляли жестокость и грубость, Песталоцци был строг и применял даже телесные наказания, описывая это тем, что: «педагогический принцип с помощью одних только слов овладевать умами и сердцами множества детей и обходиться без воздействия телесных наказаний, конечно, выполним в отношении удачных детей и при счастливых обстоятельствах; но для разнородной массы нищих детей, при их возрасте, усвоенных ими привычках и при необходимости надежно и быстро простыми средствами воздействовать на всех, при всем этом достигая определенной цели, впечатление от телесного наказания было существенно необходимо, а опасение потерять из-за этого доверие детей - совершенно неосновательно».
Песталоцци считал, что все элементарное нравственное образование покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится в силу своего происхождения и окружающей его среды. Он ежедневно старался развить в детях более постоянную способность к самостоятельности в семейной жизни, старался приучить их к труду, ведь именно с трудом он связывал обучение.
Иоганн Генрих Песталоцци говорил, что самые благотворные для человеческого рода познания вообще исходят из этого основания и в наиболее нетронутом виде встречаются у круга людей с самыми ограниченными знаниями.
Руководствуясь этими
принципами, он именно с самого начала
не очень стремился к тому, чтобы
его дети преуспевали в складывании
слогов, чтении и письме, а скорее
стремился к тому, чтобы они, упражняясь
во всем этом, вообще развивали свои
душевные силы по возможности разносторонне
и деятельно. Он заставлял их наизусть
заучивать склады, раньше чем они знали
азбуку, и весь класс умел наизусть складывать
из них самые трудные слова, не зная еще
ни одной буквы. Но позднее Песталоцци
нашел, что для общего и первоначального
упражнения сил значительно более полезно
дать пять сочетаний всех согласных алфавита
с гласными и таким образом заставить
детей твердо заучить наизусть простые
упражнения во всех слогах. Если дети научились
читать написанные ряды первичных сочетаний,
то через несколько дней они начинают
читать печатные, а еще через несколько
дней и напечатанные латинским шрифтом.
При обучении письму его метод состоял
в том, чтобы подолгу задерживаться на
трех-четырех буквах, содержащих основы
многих других, образовывать и складывать
из них слова, прежде чем браться за новую
букву. Песталоцци писал: «Моим твердым
принципом было доводить до совершенства
даже самое незначительное, изучаемое
детьми, никогда и ни в чем не возвращаться
вспять, не допускать детей забывать ни
одного слова, однажды ими выученного,
никогда не допускать, чтобы они хотя бы
одну букву, которую писали хорошо, стали
писать хуже. Я был терпелив в отношении
самых медлительных; но если ребенок делал
что-либо хуже, чем делал это раньше, я
бывал строг».
В первые дни педагог заставлял воспитанников наизусть складывать некоторые очень трудные слова, и как только один ребенок усваивал это слово, он сразу же брал к себе нескольких детей, еще не знавших этого слова, и учил их выговаривать его. Таким образом Песталоцци с самого начала подготавливал себе помощников.
Целью Иоганна Генриха
Песталоцци было настолько упростить
все средства обучения, чтобы каждый
простой человек легко мог
обучать своих детей, и постепенно
сделать почти излишними
Этот великий педагог очень любил детей, которые жили у него в приюте он даже писал, что: «С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их похлебка была моей похлебкой, их питье было моим питьем. У меня ничего не было, у меня не было ни дома, ни семьи, ни друзей, ни слуг - только они были у меня. Когда они бывали здоровы, я находился среди них, когда они бывали больны, я тоже находился около них. Я спал в одном помещении с ними. Вечером я последним ложился в постель, а утром первым вставал. И даже будучи уже в постели, я продолжал молиться вместе с ними и поучать их, пока они не засыпали: этого желали они. Под непрерывной угрозой заражения, я сам снимал с их платья и с них самих грязь, с которой почти невозможно было бороться». Это высказывание свидетельствует о необычайной доброте Песталоцци, о его отношении к бедным, униженным детям, он принимал их как своих детей, отдавал им полностью самого себя и жил ради этих детей.
Мое отношение к этому человеку нельзя передать словами. Я считаю, что если бы в наше время таких людей было больше, то мы не переживали бы различного рода кризисы и не видели бы унижения и оскорбления низших слоев населения, а старались всячески им помочь все вместе.
Система воспитания по Песталоцци очень помогла бы развитию личности на сегодняшний день. Ведь именно сейчас детей не приучают к труду, тем самым, воспитывая у них лень. Детям не дают развивать природные задатки, нагружая их огромным количеством кружков дополнительного образования, не разобравшись, надо это детям или нет. Поэтому, на мой взгляд, в детские дома и в школы нужно включить систему воспитания по Песталоцци, чтобы дети развивались в гармонии с природой и учились приносить пользу другим людям и своей стране.