Система воспитания детей по Песталоцци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:01, сочинение

Описание работы

Песталоцци хотел высвободить детей из тины кровавых событий и переместить их в простую, но чистую домашнюю обстановку и домашние условия. Он был уверен, что этого достаточно для того, чтобы они проявили здравый смысл и большую способность к деятельности, а также испробовали свои силы во всем, что только может удовлетворять ум и отвечать сокровеннейшему влечению сердца.

Файлы: 1 файл

Эссе на тему Система воспитания детей по Песталоцци.docx

— 19.01 Кб (Скачать файл)

Эссе на тему Система воспитания детей по Песталоцци

Песталоцци хотел высвободить  детей из тины кровавых событий и  переместить их в простую, но чистую домашнюю обстановку и домашние условия. Он был уверен, что этого достаточно для того, чтобы они проявили здравый  смысл и большую способность  к деятельности, а также испробовали  свои силы во всем, что только может  удовлетворять ум и отвечать сокровеннейшему влечению сердца. Также Песталоцци считал, что в качестве образовательного средства надо использовать не искусственные вспомогательные средства, а только природу, окружающую детей, повседневные их потребности и их постоянно живую деятельность.

Своим опытом он хотел доказать, что общественное воспитание должно подражать преимуществам домашнего  воспитания и что первое имеет ценность для человеческого рода в случае подражания последнему. Песталоцци писал: «Школьное обучение, не проникнутое тем духом, который требуется для воспитания человека, и не основанное на самой сущности семейных отношений, на мой взгляд, ведет не к чему иному, как к искусственному уродованию людей. Хорошее человеческое воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на лице ребенка любую перемену его душевного состояния. Такое воспитание по существу требует, чтобы сила воспитателя была подобна отцовской, оживленной наличием всех семейных отношений».

Его главная цель была напрвлена на то, чтобы воспользоваться пробудившимся в детях первым чувством, вызванным их совместной жизнью и начавшимся развитием их сил, сделать детей братьями, сплотить весь дом, словно одну большую семью, и на основе таких отношений и вытекающего из них настроения оживить во всех детях чувства справедливости и нравственности. В этом случае своей деятельности Песталоцци исходил из следующего принципа: в первую очередь старайся сделать своих детей отзывчивыми и, удовлетворяя их ежедневные потребности, добивайся того, чтобы основу их впечатлений, опыта и деятельности составляли любовь и благодеяния, которые тем самым надежно закреплялись бы в их сердце; затем старайся научить их многому, чтобы они могли уверенно и широко применять в своем кругу эти благодеяния. И в последнюю очередь, наконец, займись опасными знаками, выражающими добро и зло,- словами. Свяжи их с повседневными, домашними явлениями и всем окружением и позаботься о том, чтобы они полностью основывались на желании разъяснить детям происходящее в них и вокруг них, чтобы посредством этого возбудить в детях справедливые и нравственные воззрения на жизнь и отношения.

Своим детям педагог объяснял очень мало, он не учил их морали, ни религии; но, когда они вели себя так тихо, что можно было расслышать дыхание каждого ребенка, тогда  он спрашивал их: «Разве вы не станете разумнее и лучше, если будете вести себя так, а не шумя?»

Средством воспитания в приюте была тишина. Тишина, которую в своем  присутствии Песталоцци требовал во время обучения, была для него великим  средством для достижения его  цели; таким же средством было сохранение детьми сидячего положения во время  занятий. В отношении тишины Песталоцци добился того, что в то мгновенье, когда он этого требовал, даже при повторении за ним одновременно всеми детьми каких-либо слов, был слышен каждый неверно произнесенный звук, так что Песталоцци мог вести обучение имея слабый и хриплый голос. Также иногда педагог в шутку требовал от детей чтобы они, повторяя за ним то, что он говорил, пристально смотрели на большой палец. Одичавшая девочка, привыкающая целыми часами держать голову и туловище прямо и не глазеть по сторонам, только благодаря одному этому делала успех в своем нравственном развитии.

Между тем, если дети проявляли  жестокость и грубость, Песталоцци был строг и применял даже телесные наказания, описывая это тем, что: «педагогический принцип с помощью одних только слов овладевать умами и сердцами множества детей и обходиться без воздействия телесных наказаний, конечно, выполним в отношении удачных детей и при счастливых обстоятельствах; но для разнородной массы нищих детей, при их возрасте, усвоенных ими привычках и при необходимости надежно и быстро простыми средствами воздействовать на всех, при всем этом достигая определенной цели, впечатление от телесного наказания было существенно необходимо, а опасение потерять из-за этого доверие детей - совершенно неосновательно».

Песталоцци считал, что все элементарное нравственное образование покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится в силу своего происхождения и окружающей его среды. Он ежедневно старался  развить в детях более постоянную способность к самостоятельности в семейной жизни, старался приучить их к труду, ведь именно с трудом он связывал обучение.

Иоганн Генрих Песталоцци говорил, что самые благотворные для человеческого рода познания вообще исходят из этого основания и в наиболее нетронутом виде встречаются у круга людей с самыми ограниченными знаниями.

Руководствуясь этими  принципами, он именно с самого начала не очень стремился к тому, чтобы  его дети преуспевали в складывании  слогов, чтении и письме, а скорее стремился к тому, чтобы они, упражняясь во всем этом, вообще развивали свои душевные силы по возможности разносторонне  и деятельно. Он заставлял их наизусть заучивать склады, раньше чем они знали азбуку, и весь класс умел наизусть складывать из них самые трудные слова, не зная еще ни одной буквы. Но позднее Песталоцци нашел, что для общего и первоначального упражнения сил значительно более полезно дать пять сочетаний всех согласных алфавита с гласными и таким образом заставить детей твердо заучить наизусть простые упражнения во всех слогах. Если дети научились читать написанные ряды первичных сочетаний, то через несколько дней они начинают читать печатные, а еще через несколько дней и напечатанные латинским шрифтом. 
При обучении письму его метод состоял в том, чтобы подолгу задерживаться на трех-четырех буквах, содержащих основы многих других, образовывать и складывать из них слова, прежде чем браться за новую букву. Песталоцци писал: «Моим твердым принципом было доводить до совершенства даже самое незначительное, изучаемое детьми, никогда и ни в чем не возвращаться вспять, не допускать детей забывать ни одного слова, однажды ими выученного, никогда не допускать, чтобы они хотя бы одну букву, которую писали хорошо, стали писать хуже. Я был терпелив в отношении самых медлительных; но если ребенок делал что-либо хуже, чем делал это раньше, я бывал строг».

В первые дни педагог заставлял воспитанников наизусть складывать некоторые очень трудные слова, и как только один ребенок усваивал это слово, он сразу же брал к себе нескольких детей, еще не знавших этого слова, и учил их выговаривать его. Таким образом Песталоцци с самого начала подготавливал себе помощников.

Целью Иоганна Генриха  Песталоцци было настолько упростить  все средства обучения, чтобы каждый простой человек легко мог  обучать своих детей, и постепенно сделать почти излишними начальные  школы.

Этот великий педагог  очень любил детей, которые жили у него в приюте он даже писал, что: «С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их похлебка была моей похлебкой, их питье было моим питьем. У меня ничего не было, у меня не было ни дома, ни семьи, ни друзей, ни слуг - только они были у меня. Когда они бывали здоровы, я находился среди них, когда они бывали больны, я тоже находился около них. Я спал в одном помещении с ними. Вечером я последним ложился в постель, а утром первым вставал. И даже будучи уже в постели, я продолжал молиться вместе с ними и поучать их, пока они не засыпали: этого желали они. Под непрерывной угрозой заражения, я сам снимал с их платья и с них самих грязь, с которой почти невозможно было бороться». Это высказывание свидетельствует о необычайной доброте Песталоцци, о его отношении к бедным, униженным детям, он принимал их как своих детей, отдавал им полностью самого себя и жил ради этих детей.

Мое отношение к этому  человеку нельзя передать словами. Я  считаю, что если бы в наше время  таких людей было больше, то мы не переживали бы различного рода кризисы  и не видели бы унижения и оскорбления  низших слоев населения, а старались  всячески им помочь все вместе.

Система воспитания по Песталоцци очень помогла бы развитию личности на сегодняшний день. Ведь именно сейчас детей не приучают к труду, тем  самым, воспитывая у них лень. Детям не дают развивать природные задатки, нагружая их огромным количеством кружков дополнительного образования, не разобравшись, надо это детям или нет. Поэтому, на мой взгляд, в детские дома и в школы нужно включить систему воспитания по Песталоцци, чтобы дети развивались в гармонии с природой и учились приносить пользу другим людям и своей стране.

 

 


Информация о работе Система воспитания детей по Песталоцци