Ситуация в России на рубеже 16-17 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Исторические события этого периода получили название "смутное время". Понятие "смута" вошло в историографию из народного лексикона, означая, прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. В России на рубеже XVI-XVII веков "смута" коснулась экономики, внутренней и внешней политики, идеологии и нравственности.

Содержание работы

Глава 1. Введение..................................................................................3
1.1 Ситуация в России на рубеже 16-17вв.:
предпосылки Смуты…………………………………………………….3
1.2 Правление Бориса Годунова………………………………………..7
Глава 2. Периоды смуты.......................................................................10
2.1 Первый период смуты……………………………………………....10
2.2 Второй период смуты……………………………………………….12
2.3 Третий период смуты. Интервенция………………………….……14
2.4 Семибоярщина………………………………………………………15
Глава 3. Ополчения................................................................................16
3.1 Первое ополчение…………………………………………………..16
3.2 Второе ополчение. Минин и Пожарский……………………….....16
3.3 Воцарение Романовых………………………………………..…….17
Глава 4 Окончание Смуты....................................................................19
4.1 Окончание интервенции………………………………………….....19
4.2 Итоги………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………...….21

Файлы: 1 файл

история готовая.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

Глава 1. Введение..................................................................................3

 

1.1 Ситуация в России  на рубеже 16-17вв.:

предпосылки Смуты…………………………………………………….3

1.2 Правление Бориса Годунова………………………………………..7

Глава 2. Периоды смуты.......................................................................10

2.1 Первый период смуты……………………………………………....10

2.2 Второй период смуты……………………………………………….12

2.3 Третий период смуты. Интервенция………………………….……14

2.4 Семибоярщина………………………………………………………15

Глава 3. Ополчения................................................................................16

3.1  Первое ополчение…………………………………………………..16

3.2  Второе ополчение. Минин  и Пожарский……………………….....16

3.3  Воцарение Романовых………………………………………..…….17

Глава 4 Окончание Смуты....................................................................19

4.1 Окончание интервенции………………………………………….....19

4.2 Итоги………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………...….21

 

 

 

Россия на рубеже 16-17 вв. Смутное время.

Часть 1. Введение

1.1 Ситуация  в России на рубеже 16-17вв.:

предпосылки Смуты

На рубеже XVI-XVII веков Русское государство вступило в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического, структурного кризиса. Эти годы (1598-1613) называют также эпохой самозванцев.

Исторические события  этого периода получили название "смутное время". Понятие "смута" вошло в историографию из народного  лексикона, означая, прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. В России на рубеже XVI-XVII веков "смута" коснулась экономики, внутренней и внешней политики, идеологии и нравственности.

Предпосылки и причины  смуты. На рубеже XVI-XVII веков Московское государство переживало тяжелый  и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства. С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего "тягла", и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце XVI века число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальных холопов всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Во второй половине XVI века особые обстоятельства, внешние  и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 году значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию: в царствование Грозного водворилась страшная привычка не уважать жизнь, честь, имущество ближнего.

Пока на московском престоле были государи старой, привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира  Святого, население в огромном большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным государям". Но когда династии прекратились и государство оказалось "ничьим", оно растерялось и пришло в брожение.

Высший слой московского  населения - боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей "безгосударственной".

После смерти Ивана Грозного 18 марта 1584 года на престол вступил  средний сын Грозного - двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598). Царствование Федора Ивановича было временем политической осторожности и успокоения народа после опричнины. Мягкий по натуре, новый царь не имел способностей к делам правления государством. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван Грозный создал при сыне своеобразный регентский совет. Таким образом, оказалось, что за спиной несамостоятельного Федора стоял его шурин, боярин Борис Годунов, выполняя регентские функции и фактически управляя государством

В событиях начала XVII века участвовали все сословия, и каждое выдвинуло своих лидеров. Из среды боярства вышли такие яркие фигуры, как Федор-Филарет Романов и Михаил Скопин-Шуйский. Дворянство дало стране Дмитрия Пожарского и Прокопия Ляпунова, вольные казаки – Ивана Болотникова и Ивана Заруцкого, посадские люди – Кузьму Минина, духовенство – патриарха Гермогена и целую плеяду самозванцев.

Бедствия Смутного времени  потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний кризис, поразивший русское общество.

Столкновение интересов  феодального государства и дворянства, с одной стороны, закрепощенных крестьян, тяглых посадских людей, холопов и других групп зависимых людей – с другой, явилось источником социального кризиса, породившего Смуту.

Кризис феодального  сословия стал одним из главных факторов гражданской войны в России. К началу XVII века поместье подверглось такому же дроблению, как и боярские вотчины в XV веке. Численность феодалов вновь увеличилась, тогда как фонды феодальных земель оставались прежними. На этот раз кризис приобрел более глубокий характер. Низшие и наиболее многочисленные прослойки поместного дворянства оказались затронуты процессом социальной деградации.

Коллизии гражданской  войны затронули не только низы, но и верхи русского общества. От времен феодальной раздробленности  Россия унаследовала могущественную аристократию, представительным органом которой была Боярская дума.  Московские государи принуждены были делить власть со своими боярами. Опираясь на опричнину и дворян, Иван VI попытался избавиться от опеки Боярской думы и ввести самодержавную систему управления. Могущество знати было поколеблено, но не сломлено опричниной. Знать ждала своего часа. Этот час пришел, едва настало Смутное время.

Вторжение самозванца, принявшего имя младшего сына Грозного – Дмитрия, положило начало новому этапу в развитии Смуты. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в начале XVII века. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

Важнейшей предпосылкой смутного времени стал хозяйственный  кризис кон. ХVI в., убыль тяглового населения, т.е. несущего “тягло” - налоги в пользу государства, увеличение налогового и феодального бремени. Тенденция к закрепощению крестьян, ухудшение жизни холопов создавали взрывоопасную общественную ситуацию.

Казачество, численность которого значительно возросла, было недовольно политикой центральной власти (Борис Годунов запретил казакам из-за их своеволия появляться в русских порубежных городах и вести там торговлю), что также приводило к обострению социально-политических противоречий в стране. Кроме того, часть казаков надеялась на повышение своего социального статуса, получение земельных пожалований от царя, оказавшегося на престоле благодаря ее поддержке.

После смерти Ивана Грозного и, особенно, пресечения династии в 1598 г., когда Федор Иванович умер, не оставив детей, обострился политический кризис, вызванный борьбой различных боярских кланов за власть.

Пресечение династии вслед за опричниной обострило и духовный кризис общества. Царь в православном сознании выступал как хранитель природного и общественного порядка. Его власть воспринималась как идущая от Бога. Отсутствие законного, “природного” царя - защитника от внешних врагов, природных и социальных бед, в случае реальных потрясений могло осознаваться как страшная угроза всему русскому народу и стране. Это приводило к социальной нестабильности, появлению самозванцев, в которых народ видел спасителей, готовых восстановить “Правду” (т.е. социальную справедливость) и порядок.

Помимо внутренних причин смуты  огромное влияние на развитие обстановки в обществе оказали и внешние факторы. “Нестроением” русской земли пытались воспользоваться соседи, вмешивавшиеся в ее внутренние дела, что также ухудшало экономическую обстановку, обостряло социально-политические противоречия.

1.2 Правление Бориса Годунова

В 1584 г. на престол взошел слабоумный Федор Иванович. В борьбе за власть между членами опекунского совета победил Борис Годунов.

Фактически управляя страной, он сумел  добиться относительной социально-экономической  и политической стабилизации, в первую очередь, за счет закрепощения крестьян, поддержки средних и мелких землевладельцев и облегчения положения посадских людей. При нем возникают новые города - Самара, Саратов, Курск, Белгород и др. В 1589 г. был избран первый русский патриарх, что повысило авторитет русской церкви и государства.

Во внешней политике Годунову удалось  ликвидировать некоторые последствия  Ливонской войны. После войны  со Швецией по Тявзинскому договору 1595 г. Россия вернула часть утраченных территорий, что дало ей возможность снова получить выход к морю.

Однако положительные изменения, происходившие в стране, омрачились трагедией в Угличе, где в 1591 г. при невыясненных обстоятельствах  погиб царевич Дмитрий. Официальная  комиссия, возглавляемая В. Шуйским, назначенным Годуновым, засвидетельствовала несчастный случай. Между тем широкое распространение получили слухи о причастности правителя к этой смерти, ибо Дмитрий мог стать его конкурентом в борьбе за власть. Современный анализ всех обстоятельств смерти и политической обстановки в стране показывает, что Годунову эта смерть могла только повредить. И не случайно во главе следствия он поставил представителя знатного княжеского рода, также претендовавшего на престол.

В начале 1598 г. умер бездетный Федор. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова (1598-1605). Он долгое время отказывался, но под угрозой отлучения от церкви согласился взойти на престол, обещая при этом заботиться о своих подданных, улучшить условия их жизни, не прибегать к казням. Впервые в стране на трон вступил не “природный”, а избранный царь, что и должно было стать основой авторитета его власти. Борис Годунов, зарекомендовавший себя как талантливый государственный деятель, задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие страны. При нем наметилось и сближение России с Западом. На службу приглашались иностранцы, русские молодые дворяне отправлялись на учебу за границу.

В 1598 году Годунов отменил недоимки по налогам и податям, дал некоторые  привилегии служилым и посадским  людям в выполнении государственных повинностей.

Успешное начало правления  Б. Годунова оказалось прерванным природной  катастрофой начала ХVII в. В 1601 и 1602 гг. из-за дождей и ранних заморозков на корню погиб урожай, что привело  к страшному голоду. Власть предприняла  активные меры по выходу из кризиса. Неурожай в стране привел к голоду и росту социальной напряженности. И в этой обстановке хаоса Годунов пытался не допустить народного восстания. Он установил предельную цену на хлеб, в ноябре 1601 года разрешил переход крестьян (на Юрьев день, единственный день в году, когда крестьяне могли свободно переходить от одного хозяина к другому), начал раздачу хлеба из государственных амбаров, усилил репрессии по разбойным делам и разрешил уходить холопам от своих хозяев, если те не могли их прокормить. Тем не менее, эти меры успеха не имели. Народ бедствовал, а знать устраивала дележ богатства и привилегий, злобно соперничая в поисках личного благополучия. Запасов зерна, припрятанных многими боярами, хватило бы всему населению на несколько лет. Среди бедноты наблюдались случаи людоедства, а спекулянты удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него. Суть происходящего хорошо осознавалась в народе и определялась словом "воровство", но быстрых и простых путей выхода из кризиса не мог предложить никто. Чувство сопричастности к общественным проблемам у каждого отдельного человека оказывалось недостаточно развитым. К тому же немалые массы простых людей заражались цинизмом, корыстью, забвением традиций и святынь. Разложение шло сверху - от потерявшей всякий авторитет боярской верхушки, но грозило захлестнуть и низы.

В народе, воспринимавшим бедствия как Божье наказание  за грехи, все более распространялись слухи о греховности Бориса (ему  вменялось страшное преступление - детоубийство 1591 г.) и его царствования (оно не от бога, а от людей, избравших его на Земском соборе). Голод и разочарование в правлении Бориса Годунова привели к первым народным выступлениям и ожиданию спасителя. Царским воеводам в 1603 г удалось подавить движение военных холопов, грабивших обозы с продовольствием под Москвой, но распространению слухов о чудесном спасении царевича Дмитрия власти препятствовать так и не смогли.

 

Глава 2. Периоды  смуты.

2.1 Первый период смуты

Личность человека, бежавшего в 1602 г. из России в Польшу и выдавшего себя за царевича Дмитрия, до сих пор остается загадкой. Согласно официальной версии им был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Он происходил из обедневшего дворянского рода, был холопом Федора Никитича Романова - двоюродного брата царя Федора Ивановича (по материнской линии). После расправы Бориса Годунова над семьей Романовых, ложно обвиненной в заговоре, Отрепьев сумел скрыться, постригся в монахи и даже устроился личным секретарем патриарха Иова. Это свидетельствует о таланте и способностях будущего самозванца. Не исключено, что к этой роли его подготовили Романовы, прекрасно знавшие жизнь царского двора и детали трагедии в Угличе.

Информация о работе Ситуация в России на рубеже 16-17 веков