Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:02, реферат
Исторические события этого периода получили название "смутное время". Понятие "смута" вошло в историографию из народного лексикона, означая, прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. В России на рубеже XVI-XVII веков "смута" коснулась экономики, внутренней и внешней политики, идеологии и нравственности.
Глава 1. Введение..................................................................................3
1.1 Ситуация в России на рубеже 16-17вв.:
предпосылки Смуты…………………………………………………….3
1.2 Правление Бориса Годунова………………………………………..7
Глава 2. Периоды смуты.......................................................................10
2.1 Первый период смуты……………………………………………....10
2.2 Второй период смуты……………………………………………….12
2.3 Третий период смуты. Интервенция………………………….……14
2.4 Семибоярщина………………………………………………………15
Глава 3. Ополчения................................................................................16
3.1 Первое ополчение…………………………………………………..16
3.2 Второе ополчение. Минин и Пожарский……………………….....16
3.3 Воцарение Романовых………………………………………..…….17
Глава 4 Окончание Смуты....................................................................19
4.1 Окончание интервенции………………………………………….....19
4.2 Итоги………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………...….21
Оглавление:
Глава 1. Введение......................
1.1 Ситуация в России на рубеже 16-17вв.:
предпосылки Смуты…………………………………………………….3
1.2 Правление Бориса Годунова……………
Глава 2. Периоды смуты.........................
2.1 Первый период смуты……………………………
2.2 Второй период смуты……………………………
2.3 Третий период смуты.
2.4 Семибоярщина………………………………………………
Глава 3. Ополчения.....................
3.1 Первое ополчение……………………………………
3.2 Второе ополчение. Минин и Пожарский……………………….....16
3.3 Воцарение Романовых……………………………
Глава 4 Окончание Смуты.........................
4.1 Окончание интервенции…………………………………………...
4.2 Итоги…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Россия на рубеже 16-17 вв. Смутное время.
Часть 1. Введение
1.1 Ситуация в России на рубеже 16-17вв.:
предпосылки Смуты
На рубеже XVI-XVII веков Русское государство вступило в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического, структурного кризиса. Эти годы (1598-1613) называют также эпохой самозванцев.
Исторические события этого периода получили название "смутное время". Понятие "смута" вошло в историографию из народного лексикона, означая, прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. В России на рубеже XVI-XVII веков "смута" коснулась экономики, внутренней и внешней политики, идеологии и нравственности.
Предпосылки и причины
смуты. На рубеже XVI-XVII веков Московское
государство переживало тяжелый
и сложный морально-
Во второй половине XVI века особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 году значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию: в царствование Грозного водворилась страшная привычка не уважать жизнь, честь, имущество ближнего.
Пока на московском престоле были государи старой, привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным государям". Но когда династии прекратились и государство оказалось "ничьим", оно растерялось и пришло в брожение.
Высший слой московского населения - боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей "безгосударственной".
После смерти Ивана Грозного 18 марта 1584 года на престол вступил средний сын Грозного - двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598). Царствование Федора Ивановича было временем политической осторожности и успокоения народа после опричнины. Мягкий по натуре, новый царь не имел способностей к делам правления государством. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван Грозный создал при сыне своеобразный регентский совет. Таким образом, оказалось, что за спиной несамостоятельного Федора стоял его шурин, боярин Борис Годунов, выполняя регентские функции и фактически управляя государством
В событиях начала XVII века участвовали все сословия, и каждое выдвинуло своих лидеров. Из среды боярства вышли такие яркие фигуры, как Федор-Филарет Романов и Михаил Скопин-Шуйский. Дворянство дало стране Дмитрия Пожарского и Прокопия Ляпунова, вольные казаки – Ивана Болотникова и Ивана Заруцкого, посадские люди – Кузьму Минина, духовенство – патриарха Гермогена и целую плеяду самозванцев.
Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний кризис, поразивший русское общество.
Столкновение интересов феодального государства и дворянства, с одной стороны, закрепощенных крестьян, тяглых посадских людей, холопов и других групп зависимых людей – с другой, явилось источником социального кризиса, породившего Смуту.
Кризис феодального сословия стал одним из главных факторов гражданской войны в России. К началу XVII века поместье подверглось такому же дроблению, как и боярские вотчины в XV веке. Численность феодалов вновь увеличилась, тогда как фонды феодальных земель оставались прежними. На этот раз кризис приобрел более глубокий характер. Низшие и наиболее многочисленные прослойки поместного дворянства оказались затронуты процессом социальной деградации.
Коллизии гражданской войны затронули не только низы, но и верхи русского общества. От времен феодальной раздробленности Россия унаследовала могущественную аристократию, представительным органом которой была Боярская дума. Московские государи принуждены были делить власть со своими боярами. Опираясь на опричнину и дворян, Иван VI попытался избавиться от опеки Боярской думы и ввести самодержавную систему управления. Могущество знати было поколеблено, но не сломлено опричниной. Знать ждала своего часа. Этот час пришел, едва настало Смутное время.
Вторжение самозванца, принявшего имя младшего сына Грозного – Дмитрия, положило начало новому этапу в развитии Смуты. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в начале XVII века. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.
Важнейшей предпосылкой смутного времени стал хозяйственный кризис кон. ХVI в., убыль тяглового населения, т.е. несущего “тягло” - налоги в пользу государства, увеличение налогового и феодального бремени. Тенденция к закрепощению крестьян, ухудшение жизни холопов создавали взрывоопасную общественную ситуацию.
Казачество, численность которого значительно возросла, было недовольно политикой центральной власти (Борис Годунов запретил казакам из-за их своеволия появляться в русских порубежных городах и вести там торговлю), что также приводило к обострению социально-политических противоречий в стране. Кроме того, часть казаков надеялась на повышение своего социального статуса, получение земельных пожалований от царя, оказавшегося на престоле благодаря ее поддержке.
После смерти Ивана Грозного и, особенно, пресечения династии в 1598 г., когда Федор Иванович умер, не оставив детей, обострился политический кризис, вызванный борьбой различных боярских кланов за власть.
Пресечение династии вслед за опричниной обострило и духовный кризис общества. Царь в православном сознании выступал как хранитель природного и общественного порядка. Его власть воспринималась как идущая от Бога. Отсутствие законного, “природного” царя - защитника от внешних врагов, природных и социальных бед, в случае реальных потрясений могло осознаваться как страшная угроза всему русскому народу и стране. Это приводило к социальной нестабильности, появлению самозванцев, в которых народ видел спасителей, готовых восстановить “Правду” (т.е. социальную справедливость) и порядок.
Помимо внутренних причин смуты огромное влияние на развитие обстановки в обществе оказали и внешние факторы. “Нестроением” русской земли пытались воспользоваться соседи, вмешивавшиеся в ее внутренние дела, что также ухудшало экономическую обстановку, обостряло социально-политические противоречия.
1.2 Правление Бориса Годунова
В 1584 г. на престол взошел слабоумный
Федор Иванович. В борьбе за власть
между членами опекунского
Фактически управляя страной, он сумел
добиться относительной социально-
Во внешней политике Годунову удалось
ликвидировать некоторые
Однако положительные
В начале 1598 г. умер бездетный Федор. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова (1598-1605). Он долгое время отказывался, но под угрозой отлучения от церкви согласился взойти на престол, обещая при этом заботиться о своих подданных, улучшить условия их жизни, не прибегать к казням. Впервые в стране на трон вступил не “природный”, а избранный царь, что и должно было стать основой авторитета его власти. Борис Годунов, зарекомендовавший себя как талантливый государственный деятель, задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие страны. При нем наметилось и сближение России с Западом. На службу приглашались иностранцы, русские молодые дворяне отправлялись на учебу за границу.
В 1598 году Годунов отменил недоимки по налогам и податям, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении государственных повинностей.
Успешное начало правления Б. Годунова оказалось прерванным природной катастрофой начала ХVII в. В 1601 и 1602 гг. из-за дождей и ранних заморозков на корню погиб урожай, что привело к страшному голоду. Власть предприняла активные меры по выходу из кризиса. Неурожай в стране привел к голоду и росту социальной напряженности. И в этой обстановке хаоса Годунов пытался не допустить народного восстания. Он установил предельную цену на хлеб, в ноябре 1601 года разрешил переход крестьян (на Юрьев день, единственный день в году, когда крестьяне могли свободно переходить от одного хозяина к другому), начал раздачу хлеба из государственных амбаров, усилил репрессии по разбойным делам и разрешил уходить холопам от своих хозяев, если те не могли их прокормить. Тем не менее, эти меры успеха не имели. Народ бедствовал, а знать устраивала дележ богатства и привилегий, злобно соперничая в поисках личного благополучия. Запасов зерна, припрятанных многими боярами, хватило бы всему населению на несколько лет. Среди бедноты наблюдались случаи людоедства, а спекулянты удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него. Суть происходящего хорошо осознавалась в народе и определялась словом "воровство", но быстрых и простых путей выхода из кризиса не мог предложить никто. Чувство сопричастности к общественным проблемам у каждого отдельного человека оказывалось недостаточно развитым. К тому же немалые массы простых людей заражались цинизмом, корыстью, забвением традиций и святынь. Разложение шло сверху - от потерявшей всякий авторитет боярской верхушки, но грозило захлестнуть и низы.
В народе, воспринимавшим бедствия как Божье наказание за грехи, все более распространялись слухи о греховности Бориса (ему вменялось страшное преступление - детоубийство 1591 г.) и его царствования (оно не от бога, а от людей, избравших его на Земском соборе). Голод и разочарование в правлении Бориса Годунова привели к первым народным выступлениям и ожиданию спасителя. Царским воеводам в 1603 г удалось подавить движение военных холопов, грабивших обозы с продовольствием под Москвой, но распространению слухов о чудесном спасении царевича Дмитрия власти препятствовать так и не смогли.
Глава 2. Периоды смуты.
2.1 Первый период смуты
Личность человека, бежавшего в 1602 г. из России в Польшу и выдавшего себя за царевича Дмитрия, до сих пор остается загадкой. Согласно официальной версии им был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Он происходил из обедневшего дворянского рода, был холопом Федора Никитича Романова - двоюродного брата царя Федора Ивановича (по материнской линии). После расправы Бориса Годунова над семьей Романовых, ложно обвиненной в заговоре, Отрепьев сумел скрыться, постригся в монахи и даже устроился личным секретарем патриарха Иова. Это свидетельствует о таланте и способностях будущего самозванца. Не исключено, что к этой роли его подготовили Романовы, прекрасно знавшие жизнь царского двора и детали трагедии в Угличе.