Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:33, реферат
С. Ю. Витте был крупным государственным деятелем, внесшим огромный вклад в переустройство хозяйственного уклада и государственного строя страны в конце XIX — начале XX веков. В этой работе приведены сведения о плюсах и минусах деятельности Витте. Рассказано о становлении его личности, приходу к власти, а так же дана характеристика его реформам и значение их для современников.
Введение…………………………………………………………………….…3
1.Становление личности Витте………………………..……………………4
2.Начало карьеры Витте. Служба в министерстве путей сообщения..…..5
3. Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на этом этапе………………………………….………………………………......7
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………...……………….……..13
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
Дисциплина: История
Реферат
С.Ю.Витте и его вклад в буржуазную модернизацию России
Работу выполнила:
Студент группы 1-Э-1
Е.Е.Бурмистрова
Руководитель:
С.Ю.Каргапольцев
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Становление личности Витте………………………..……………………4
2.Начало карьеры Витте. Служба в министерстве путей сообщения..…..5
3. Политика Витте на посту министра финансов.
Основные реформы на этом этапе………………………………….……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………...……………….……..
Введение
С. Ю. Витте был крупным государственным деятелем, внесшим огромный вклад в переустройство хозяйственного уклада и государственного строя страны в конце XIX — начале XX веков. В этой работе приведены сведения о плюсах и минусах деятельности Витте. Рассказано о становлении его личности, приходу к власти, а так же дана характеристика его реформам и значение их для современников.
Становление личности Витте
Родился Витте 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье крупного чиновника. Его отец Юлий Федорович, член совета наместничества, был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику. Мать, урожденная Е. А. Фадеева, вела свою родословную по женской линии от старинного княжеского рода Долгоруких.
Детские и юношеские годы С.Ю. Витте провел в доме дяди генерала Р.А.Фадеева, известного военного историка и публициста, человека не прогрессивных взглядов, но достаточно образованного, близкого к славянофильским кругам. Получив домашнее образование, Витте в 1866 г. поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Под влиянием своего дяди увлекался славянофильскими идеями. А в то время славянофильство было препятствием на пути капиталистической модернизации России.1 Под воздействием различных обстоятельств, в том числе, смерть отца, дяди, осложнившееся материальное положение семьи, так сложилось, что по окончании университета Витте поступает на государственную службу. В 1869 г. он был зачислен в канцелярию новороссийского и бессарабского генерал - губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. Почти одновременно Витте поступил на службу в управление казенной Одесской железной дороги. Освоив работу практически всех звеньев аппарата, он вскоре стал начальником конторы движения.
Начало карьеры Витте.
Служба в министерстве путей сообщения
Деятельность будущего реформатора в министерстве путей сообщения началась успешно. За короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 г. был уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, перешедшей к тому времени в собственность частного общества. В годы русско-турецкой войны молодой специалист зарекомендовал себя распорядительным и умелым администратором, за что был удостоен высочайшей благодарности. Вскоре С. Ю.Витте как теоретик и практик железнодорожного дела привлек к себе внимание министра финансов того времени И. А. Вышнеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Хорошо изучив этот вопрос, Витте предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты.
10 марта 1889 года Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел с производством, минуя все ступени чиновной иерархии, сразу в чин действительного статского советника. 2
Витте проектировал учредить при министерстве финансов департамент железнодорожных дел. Департамент должен был заведовать тарифной частью железных дорог, а также общей финансовой частью железных дорог. Задумывалось создать тарифный комитет, он должен был рассматривать все тарифы, которые предполагалось вводить. На случай возникновения каких-либо разногласий планировалось создать совет, который состоял из: министра финансов, высших представителей различных министерств, из членов министерства финансов. Это законопроект рассматривался лично государем и был принят.
15 февраля 1892 года Витте назначается министром путей сообщения. На государственной службе Витте развил бурную деятельность. При его активном участии был разработан покровительственный тариф 1891 года, ставший защитительным барьером для развивавшейся отечественной промышленности во внешнеторговой политике России.
Пользуясь положением выдвиженца Александра III, Витте ведет необычную кадровую политику: набирает людей, отдавая приоритет прежде всего профессиональнальным качествам.3
В начале 1893 года становится управляющим министерства финансов, министром финансов с производством в чин тайного советника, почетный член императорской Академии наук. В это время все было сосредоточено в руках министра финансов: управление промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным хозяйством и финансами.
Политика Витте на посту министра финансов. Основные реформы на этом этапе
Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с долгом в 74,3 млн. рублей. Разменный фонд, доставшийся Витте в наследство от Вышнеградского, был им не только сохранен, но и значительно приумножен. Если в 1891 году в подвалах Госбанка и в его кассе было в наличии золота и иностранной валюты на 211,5 млн. руб., то к концу 1893-го – уже на 361,5 млн. руб.4 Сначала он носился с мыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала панику среди финансистов. Министр скоро понял ошибочность такого шага к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения, с ростом прямых и косвенных налогов. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной монополии на продажу вино - водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну. Витте сумел увеличить доходы государственных предприятий и имуществ. Он умудрился сначала уменьшить убыточность действовавших железных дорог, а затем даже получил от них небольшую прибыль. Ему удалось также существенно понизить долю бюджетных отчислений на армию и флот. Это дало ему возможность направлять в народное хозяйство (промышленность и строительство)до 55 % бюджетных ассигнований.
Налоговая политика
Витте принял
энергичные меры для
Винная монополия
Помимо внушительного налогообложения, еще одним доходным средством для государства стала винная монополия – исключительное право государства на приобретение и продажу спиртных напитков, введенная в 1894 г. Винокурение осталось в частных руках, но сырой спирт приобретался исключительно казной. Введению винной монополии предшествовало создание в различных регионах страны нескольких казенных предприятий по очистке сырого спирта. Очистка спирта и изготовление водки производилось так же на частных предприятиях, но только по заказам казны и под наблюдением акцизной службы. Продажа водки и вина осуществлялась исключительно государством. Монополия вводилась постепенно: в 1896г. В южных и юго-западных губерниях, в 1897г. – в северо-западных, в 1898г. – в Петербургской губернии и т.д. Процесс завершился в 1902г. Введением монополии в Сибири. Фискальное значение этого мероприятия было огромно; доходы казны с 1897 по 1914г. Возросли с 52 млн рублей до 824 млн рублей.6
Денежная реформа
Вершиной финансовой деятельности Витте была денежная реформа – введение в России золотого рубля. Переход на золотой монометаллизм страны Запада начали уже давно. В России переход на золотой рубль подготавливался еще при Бунге и Вышнеградском. Витте завершил эту работу. В 1893 г. Он прекратил свободную чеканку серебряной монеты, что исключило возврат к серебряному монометаллизму.7 В1894 и 1896 гг. Витте сделал два крупных займа во Франции, что способствовало увеличению золотого запаса .
Реформа была проведена в 1897 г. Золотое содержание рубля уменьшилось на одну треть. Кредитные билеты стали свободно обмениваться на золото – рубль на рубль. Серебро стало использоваться только для чеканки разменной монеты.
Одновременно
с денежной реформой
Введение золотого
стандарта привело к
Таможенная политика
Протекционизм во внешней торговле в большей степени способствовал индустриализации.8 Витте продолжил политику повышения ввозных тарифов. Почти запретительный характер носил принятый при Вышнеградском тариф 1891г., по которому обложение товаров повысилось в 3-4 раза. Этот тариф способствовал повышению внутренних цен, что обеспечивало крупные дивиденды отечественным предпринимателям. Некоторые западные страны в ответ так же повышали тарифы на продукцию, ввозимую из России. В 1892г-1894гг. разгорелась настоящая таможенная война между Россией и Германией. Германия значительно повысила тариф на сельскохозяйственную продукцию, ввозимую из России. Не добившись снижения пошлин, Витте в 1893г. Повысил тарифные ставки на многие промышленные изделия из Германии. Та увеличила ввозные пошлины на 50%; в ответ Россия сделала тоже самое. Торговля была почти парализована. Лишь в 1894г. Был разработан и подписан договор о взаимном понижении тарифов. Российские экспортеры хлеба вздохнули с облегчением.
Рабочий вопрос
К концу 1890-х гг. С.Ю. Витте отходит от идеи попечительской политики правительства как части правительственной доктрины, построенной на принципе особой, самобытной эволюции России. При непосредственном участии Витте разработаны и приняты законы: о регулировании рабочего дня (июнь 1897 г, по нему максимальная продолжительность рабочего дня составила – 11,5 часов), о выплате вознаграждения рабочим по несчастным случаям (июнь 1903 г.). Также вводится институт фабричных старост, в компетенцию которых входило участие в разбирательстве трудовых конфликтов). Одновременно активизировалась политика, направленная на усиление религиозно-монархических настроений среди рабочей среды.
Манифест 17 октября
Набирало силу рабочее движение: забастовали печатники, железнодорожники, почта и телеграф. Вся жизнь страны оказалась парализована всеобщей политической стачкой , которая проходила под лозунгами: долой царя, созыв Учредительного собрания, введение политических свобод, политическая амнистия, 8-часовой рабочий день. 12 октября царь подписал указ о собраниях с присутствием представителей полиции ; 13 октября согласился образовать совет министров под председательством С.Ю. Витте. Наконец 17 октября после продолжительных колебаний Николай II подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», написанный Витте и членом Госсовета А.Д. Оболенским. В нем содержались следующие основные положения:
Заключение
Итоги экономической политики С.Ю. Витте были неоднозначными. Эта политика, сводившаяся в значительной мере к ускоренному развитию промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза товаров из России, немало способствовала бурному промышленному подъему 90-х годов, когда промышленное производство возросло в среднем в 2-3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам, однако цель Витте - сравняться с этими странами - достигнута не была. Велика была и цена индустриализации. Она дорого обходилась российским налогоплательщикам и государственной казне. При Витте, несмотря на все его искусство в манипуляции кредитами, государственный долг вырос почти в полтора раза, с 4,6 до 6,6 млрд. руб. Создавая тепличные условия для отечественной промышленности, ограждая ее от конкуренции со стороны иностранной промышленности, эта политика негативно сказывалась также на качестве отечественной промышленной продукции и менталитете российской буржуазии, формируя у последней такие черты, как аполитичность, приспособленчество, паразитизм, стремление получать сверхприбыли без проявления забот о совершенствовании производства и повышении качества производимой продукции.
Информация о работе С.Ю.Витте и его вклад в буржуазную модернизацию России