Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 20:12, реферат
В I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «сак». «Отец истории» Геродот (V в. до н.э.) пишет о них как о скифах, иранцы их называют «сак». Под названием скифов ранние кочевники были известны в Европе. В исторической литературе по отношению к этой эпохе применяются термины «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». К этнокультурному ареалу саков относились многие племена.
Введение
Погребальный обряд
Комплекс вооружения и конского убранства
Искусство
Верования
Заключение
Исследователи
сакского искусства считают, что оно было
тесно связано с искусством Ахеменидского
Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством
Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.
В науке существуют разнообразные предположения
относительно места и времени формирования
сакского искусства «звериного стиля».
Раскопки последних лет на поселении Баба-джан
и святилище Сурх-Дум дали новые образцы
луристанских бронз: бронзовая булавка
с фигуркой припавшей к земле пантеры,
точильный камень с ручкой в виде головы
барана, стилизованные головы орлов, фигуры
хищников, оленей в «летящем галопе», коней,
верблюдов. Однако, как полагают исследователи,
сакское искусство нельзя сводить только
к луристанскому — это два самостоятельных
художественных стиля.
Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на
территорию современного Ирана стали
проникать ираноязычные племена, под влиянием
которых распространился ряд обычаев,
новые типы вооружения и конского снаряжения.
Вместе с иранцами и появились новые сюжеты
в искусстве.
В то же время, иранцы, познакомившись
с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли
достижения их цивилизации. У них иранцы
позаимствовали некоторые черты композиции
и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского
Ирана, которое оказало сильное воздействие
на искусство саков. А познакомились саки
с искусством этих государств во время
своих переднеазиатских походов.
После разгрома их царства мидийским царем
Киаксаром, вернулись домой и унесли с
собой многие образцы изобразительного
творчества.
При раскопках кургана Аржан в Туве —
огромного сооружения диаметром 120 м и
высотой 3 м, под насыпью кургана археологи
обнаружили сложные деревянные конструкции:
в центре находился сруб из огромных бревен
лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого
стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м.
В нем в деревянной колоде был погребен
вождь, а рядом лежали останки еще нескольких
мужчин — родственников и сподвижников
вождя, видимо, добровольно последовавших
за ним в потусторонний мир. Вокруг по
радиусу были поставлены срубы, в которых
захоронены 160 коней в парадном снаряжении.
Останки еще многих коней были найдены
в кольцевых захоронениях, за пределами
кургана.
Все кони были светлой и рыжей масти, т.
е. цвета царей и жрецов.
Курган был разграблен в древности, но
многое досталось и на долю археологов:
самая большая в мире бронзовая бляха
в виде свернувшейся в кольцо пантеры
или, скорее, барса, фигурки горных баранов,
кинжал с ручкой в виде фигурки кабана,
золотая гривна, наконечники стрел. Курган
датируется
VIII в., а найденные в нем предметы сакского
искусства являются самыми древними. Это
позволяет предположить, что сакский звериный
стиль появился в азиатских степях. Это
тем более реально, что здесь для него
имеются истоки.
Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали
фигурки животных. Известны наскальные
рисунки, изображающие оленей, быков. Также
в конце II — начале I тыс. до н. э. формировалось
искусство, которое, однако, еще не было
«звериным стилем».
Искусство «звериного стиля» сформировалось
под влиянием южных традиций, с которыми
саки познакомились во время походов в
Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда
к сакам пришли образы льва, льва-грифона,
«древа жизни». Эти образы вписались в
число местных животных, среди которых
были олень, баран, верблюд, снежный барс,
тигр, орел. Все перечисленные образы не
были только украшениями, саки вкладывали
в них определенное содержание.
Ювелирное искусство достигло у саков
высокого совершенства. Мастера- художники
были знакомы с литьем, штамповкой золота
и могли изготавливать удивительные по
изяществу, композиционному построению
изделия из золота, серебра, бирюзы, которые
украшали человека и его одежду, сбрую
коня, предметы быта. Это гривны, украшенные
мордами животных, кольца, серьги с подвесками
из граната и бирюзы, наборные пояса с
золотыми бляхами, бляхи- нашивки на одежду.
Сакское ювелирное искусство наиболее
полно представлено в кургане Иссык, по
материалам которого удалось получить
представление об одежде знатных саков,
украшениях, которые они носили, оружии,
с которым они шли в бой.
В ювелирном искусстве широко использовали
способ обкладки листовым золотом фигурок
и украшений, вырезанных из дерева. О том,
что обработка дерева и резьба по нему
были у саков очень развиты, свидетельствуют
деревянная посуда, деревянные фигурки
зверей и животных, различные застежки.
Наряду с резьбой по дереву развивалось
ремесло, связанное с обработкой кости
и производством костяных поделок — застежек,
пряжек, пуговиц.
Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали
и вырезали из мягких пород камня великолепные
жертвенники, украшая их богатым резным
орнаментом. Из цветного камня — сердолика,
халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры
изготавливали бусы.
Саки, как и другие народы, поклонялись
силам природы — солнцу, ветру, грозе,
грому, которые представлялись им в образе
богов. А боги, по их понятиям, воплощались
и в фантастических зверей, птиц и животных,
таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность
этих образов в мифологии и фольклоре
вызвали к жизни своеобразный «звериный
стиль» в искусстве евразийских степей.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем
и огнем. Верховное божество
Митра, который сотворил мир, выезжал,
согласно «Авесте», на четверке лошадей.
К коням имели отношение боги Сурья, Яма,
Агни, Индра. Изображения крылатых коней
на головном уборе царя из кургана Иссык
— это солнечная колесница. Образ крылатого
коня как образ солнца есть в мифологии
других народов. У греков крылатые кони
влекли по небу колесницу солнечного бога
Аполлона.
Изображения хищных орлов тоже были символами
бога солнца. В представлении индоиранских
народов солнце предстает в виде колесницы
с одним колесом, которую мчат по небу
четыре коня или четыре орла.
Саки имели свое понятие об устройстве
мира (космоса). Порядок в космосе представлялся
понятием арта, который ассоциировался
с Солнцем, движением солнечной колесницы.
Порядок в космосе, гармония, организаторами
в которых были боги Митра, Варуна, Индра,
модель мира представлялась как сочетание
трех миров — подземного мира — низа;
середины — земли, и верхнего — неба. У
мира было четыре стороны — правая, левая,
передняя и задняя.
Примером символического представления
саков о космосе является головной убор
сакского царя из Иссыка. Орнаменты на
нем разделены на три вертикальных яруса.
Колпак по кругу обрамляет изображение
цепи золотых гор и деревьев. У подножия
гор помещены «земные звери»: тигры, козлы.
На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный
фриз означает мировой горный хребет,
по представлениям саков, окружавший мир
со всех сторон.
Орнамент символизирует трехчастную организацию
мира снизу вверх: подземный мир — земля
— небеса. На четырех крестообразно расположенных
точках кольцевых фризов помещены изображения
зверей — охранителей сторон света; востока
и запада, севера и юга. Впереди головного
убора имеется солнечная эмблема — символ
всего космоса в целом: четыре крылатых
коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный
знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя
углами света, которые солнце обходит
на своем пути. Переднюю сторону саки считали
восточной стороной света, заднюю — западом.
Возложение такого колпака-короны осмысливалось
как передача вождю власти над всем мифологическим
Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной,
ее центр, и все символы на его одежде это
мифологическое представление.
В целом, сакский, или сакско-скифский
«звериный стиль» сложился как закономерное
выражение мировоззрения сакских племен,
как воплощение в изобразительном искусстве
их мифологии, как особая знаковая система
для выражения идеологии кочевников.
Религия кочевых народов Средней Азии – это один из вариантов древнеиранской религии. Судя по данным погребального обряда, элементы зороастризма проникали и в религию кочевников, особенно непосредственно соседствовавших с оседлыми областями. Но вообще правоверный зороастриец религию кочевников понимал как нечто чуждое. О массагетах, одном из сакских племен, античные авторы (Геродот, Страбон) писали, что они почитают богом солнце и приносят ему в жертву коней, посвящая светилу самых быстрых животных. Но и в Авесте есть такое выражение: «Мы молимся Солнцу, Бессмертному свету, чьи кони быстры». Налицо параллелизм между сообщениями о религии массагетов и авестийскими верованиями. Авеста содержит и объяснение связи между божеством Солнца и конями: древние иранцы представляли себе движение солнца по небу в виде сверкающей повозки, в которую были запряжены небесные кони. Близкие верования были и у древних индийцев. Вообще, эти верования имеют индоевропейское происхождение.
Массагеты клялись «богом Солнца, владыкой массагетов» (Геродот). Такая клятва сохранилась у некоторых ираноязычных жителей Памира (ваханцы, ишкашимцы, таджики и др.), а само солнце именуют термином, восходящим к имени Ахурамазды – верховного божества зороастризма. Причем клятва Солнцем (точнее, «головой солнца») у современных памирцев считается очень сильной. Возможно, эти представления об Ахурамазде – Солнце – реликт древних верований памирских саков (на Восточном Памире проживали в I тысячелетии до н.э. сакские племена).
У среднеазиатских саков был развит культ огня, тесно связанный с почитанием божества Солнца. Хотя огонь почитался еще индоевропейцами и, позже, индоиранцами, лишь у иранцев, как это видно по памятникам зороастрийской религии, огонь имел столь важное и всеобъемлющее значение.
Верования, связанные с огнем в Авесте, во многом (но не во всем!) могут быть сопоставлены с огнем, называемым Агни в древнеиндийской религии. Однако в Авесте нет божества Агни, оно заменено другим божеством. Термин для «огня» в Авесте – это Атар. Он применяется как для обозначения огня вообще, так и в специальном смысле: священный огонь, жертвенный огонь и, наконец, огонь как божество – сын Ахурамазды.
В Гатах «огонь» носит эпитет «Красный Атар» и тесно ассоциирован с Ахурамаздой. Огонь – сын Ахурамазды. Роль огня в повседневной жизни зафиксирована в Авесте – Атар, бог Огня, назван «домовладыкой всех домовладений». Он характеризуется как «пылающий», «красный» и т.д. В Авесте Атар носит, в частности, титул «сильный», «могущественный», причем он оказывает помощь благочестивому зороастрийцу, от него зависят все блага жизни: «Подари мне, о Атар, сын Ахурамазды, быстро счастье, крепкую защиту, богатую жизнь».
О распространенном в Бактрии почитании божества огня свидетельствует наличие бактрийских имен, в состав которых входило имя бога огня.
Разумеется, не Заратуштра изобрел культ огня – он был распространен у древних иранских кочевых (как и оседлых) народов задолго до возникновения зороастризма.
Так, у саков, живших в Семиречье, были бронзовые жертвенники. Кроме того, есть специальные курильницы. В нескольких случаях такие предметы впущены в могилы или же являлись составными элементами жертвенно-культовых обрядов, связанных с огнем
Эпоха саков показывает, что Великая Степь - степная часть Центральной Азии представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций, с одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны, он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилиэационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.