Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:38, доклад
Славянофилы - представители национального дворянско-либерального направления - видели реальные перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложившемся русле.
По их мнению, европейские и русские пути развития не совпадали. Особенностью России была община (которая трактовалась ими весьма неопределенно) с традициями общинного землепользования и мирского самоуправления, а также истинный вид христианства, православие, глубоко проникшее в сознание русского человека. При этом помещичья власть в деревне носила патриархальный характер.
Славянофилы
- представители национального
По их мнению, европейские
и русские пути развития не совпадали.
Особенностью России была община (которая
трактовалась ими весьма неопределенно)
с традициями общинного землепользования
и мирского самоуправления, а также
истинный вид христианства, православие,
глубоко проникшее в сознание
русского человека. При этом помещичья
власть в деревне носила патриархальный
характер.
Естественное развитие России должно
протекать постепенно и “неприметно”,
без социальных конфликтов, ибо между
государством и народом исконно существовала
гармония (нарушенная в петровскую эпоху).
Возвращение к допетровским традициям
русской жизни виделось ими как гарантия
благополучия страны.
Вместе с тем
славянофилы сознавали
Интерес славянофилов к особенностям русской жизни стимулировал изучение в эти годы национальной культуры.
Либеральный характер носило и западничество. Сторонники этого направления доказывали, что Россия идет по тому же буржуазному пути, что и европейские страны. Они более решительно, чем славянофилы, выступали за проведение в стране буржуазных реформ. Политическим идеалом западников был буржуазный парламент в рамках конституционной монархии. Так же как и славянофилы западники хотели осуществить преобразования сверху, без революционных потрясений.
У истоков русской
революционно-демократической
В 1842-1843 гг. Герцен
пишет цикл философских работ
“Дилетантизм в науке”, а несколько
позднее, в 1844-1846 гг., свой основной философский
труд “Письма об изучении природы”,
в которых предстает как
Годы ссылки оказали
заметное влияние на мировоззрение
А.И.Герцена. В 40-е годы по своим убеждениям
он был вполне сложившимся демократом,
революционером и социалистом. Человек
с такими убеждениями в николаевской
России не мог найти применения своим
силам, и в 1847 г., в канун революции
во Франции, Герцен уезжает из России.
Начало французской революции
На 40-е годы приходится
расцвет деятельности выдающегося
публициста и литературного критика
России В.Г.Белинского. С 1839 г. он приезжает
в Петербург и начинает работать
в “Отечественных записках”. Важную
роль в формировании демократических
и материалистических взглядов Белинского
сыграло в эти годы его общение
с Герценом. Основным условием всех
преобразований в России Белинский
видел в отмене крепостного права
и ликвидации существовавшего сословного
и политического строя. “Вопросом
вопросов” становится для него идея
социализма. В своем знаменитом “Письме
к Гоголю”, написанном незадолго
до смерти, Белинский сформулировал
революционно-демократическую
Важную роль в
формировании и распространении
социалистических и революционных
идей сыграли кружки петрашевцев (по
имени основателя одного из них, переводчика
Министерства иностранных дел М.В.
Предметом горячих
споров и обсуждений становилась
здесь политика правительства, возможности
и пути социальных преобразований в
России. Среди окружения Петрашевского
были популярны социалистические взгляды,
обсуждалась возможность
Кружки петрашевцев продолжили дальнейшее развитие общественного движения в России, они явились промежуточным звеном на пути к новому, разночинскому, революционно-демократическому этапу.