Славянофилы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:38, доклад

Описание работы

Славянофилы - представители национального дворянско-либерального направления - видели реальные перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложившемся русле.
По их мнению, европейские и русские пути развития не совпадали. Особенностью России была община (которая трактовалась ими весьма неопределенно) с традициями общинного землепользования и мирского самоуправления, а также истинный вид христианства, православие, глубоко проникшее в сознание русского человека. При этом помещичья власть в деревне носила патриархальный характер.

Файлы: 1 файл

славяноилы.docx

— 19.13 Кб (Скачать файл)

Славянофилы - представители национального дворянско-либерального направления - видели реальные перспективы  развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложившемся  русле.

По их мнению, европейские  и русские пути развития не совпадали. Особенностью России была община (которая  трактовалась ими весьма неопределенно) с традициями общинного землепользования и мирского самоуправления, а также  истинный вид христианства, православие, глубоко проникшее в сознание русского человека. При этом помещичья  власть в деревне носила патриархальный характер. 
 
Естественное развитие России должно протекать постепенно и “неприметно”, без социальных конфликтов, ибо между государством и народом исконно существовала гармония (нарушенная в петровскую эпоху). Возвращение к допетровским традициям русской жизни виделось ими как гарантия благополучия страны.

Вместе с тем  славянофилы сознавали необходимость  политических перемен, связывавшихся  ими с созывом Земского собора (с обязательным сохранением самодержавия), расширением местного самоуправления, изменением в системе судопроизводства. Ратовали они за введение гласности  и отмену телесных наказаний.

Интерес славянофилов к особенностям русской жизни  стимулировал изучение в эти годы национальной культуры.

Либеральный характер носило и западничество. Сторонники этого направления доказывали, что  Россия идет по тому же буржуазному  пути, что и европейские страны. Они более решительно, чем славянофилы, выступали за проведение в стране буржуазных реформ. Политическим идеалом  западников был буржуазный парламент  в рамках конституционной монархии. Так же как и славянофилы западники хотели осуществить преобразования сверху, без революционных потрясений.

У истоков русской  революционно-демократической идеологии  стояли А.И.Герцен и В.Г.Белинский.

В 1842-1843 гг. Герцен пишет цикл философских работ  “Дилетантизм в науке”, а несколько  позднее, в 1844-1846 гг., свой основной философский  труд “Письма об изучении природы”, в которых предстает как последовательный материалист и сторонник социалистического  строя, воплощавшего единство человеческого  бытия и разума.

Годы ссылки оказали  заметное влияние на мировоззрение  А.И.Герцена. В 40-е годы по своим убеждениям он был вполне сложившимся демократом, революционером и социалистом. Человек  с такими убеждениями в николаевской России не мог найти применения своим  силам, и в 1847 г., в канун революции  во Франции, Герцен уезжает из России. Начало французской революции воодушевило  его, он был полон веры в демократическую  Европу, ее победу над реакцией. Однако последовавшее вскоре после этого  поражение революционных сил  породило в Герцене глубокий пессимизм. В 5О-е годы создается теория “русского  социализма”. Герцен увязывает будущее  человечества с Россией, которая, по его мнению, придет к социализму, минуя капитализм. Важную роль в  этом должна была сыграть община, хранившая  в себе начало социалистического  общества. Будущий социалистический строй в России должен был установиться после отмены крепостного права, с развитием общинных начал в  сочетании с утверждением демократической  республики.

На 40-е годы приходится расцвет деятельности выдающегося  публициста и литературного критика  России В.Г.Белинского. С 1839 г. он приезжает  в Петербург и начинает работать в “Отечественных записках”. Важную роль в формировании демократических  и материалистических взглядов Белинского сыграло в эти годы его общение  с Герценом. Основным условием всех преобразований в России Белинский  видел в отмене крепостного права  и ликвидации существовавшего сословного и политического строя. “Вопросом  вопросов” становится для него идея социализма. В своем знаменитом “Письме  к Гоголю”, написанном незадолго  до смерти, Белинский сформулировал  революционно-демократическую программу-минимум  на 40-е годы, включавшую отмену крепостного  права, прекращение телесных наказаний  и элементарное соблюдение законов  в стране. Ранняя смерть в 1848 г. оборвала творчество В.Г.Белинского, которому не было тогда и 40 лет.

Важную роль в  формировании и распространении  социалистических и революционных  идей сыграли кружки петрашевцев (по имени основателя одного из них, переводчика  Министерства иностранных дел М.В.Бутатевича-Петрашевского). С 1844 г. квартира Петрашевского по пятницам превращалась в своего рода политический клуб прогрессивной интеллигенции, в котором обсуждались самые злободневные вопросы. Членами кружка были М.Е.Салтавов, А.Н.Плещчев, А.Н.Майков, Ф.М.Достоевский, В.А.Милютин и многие другие (в течение нескольких лет на заседаниях кружка побывали сотни человек). Постепенно стали возникать и кружки-филиалы.

Предметом горячих  споров и обсуждений становилась  здесь политика правительства, возможности  и пути социальных преобразований в  России. Среди окружения Петрашевского  были популярны социалистические взгляды, обсуждалась возможность организации  революционного выступления, в котором  движущей силой должны были стать  народные массы (восстание, вспыхнув на Урале, распространялось на Поволжье и  Дон, с последующим движением  восставших на Москву). После свержения  самодержавия предполагалось провести широкие демократические реформы. Фактически кружки петрашевцев стояли на дороге создания тайной организации  с революционно-демократической  программой. Однако этим планам не суждено  было сбыться. В апреле 1849 г. по доносам  провокатора начались аресты, 21 участник кружков (в том числе Буташевич-Петрашевский и Достоевский) были приговорены  к смертной казни, в последний  момент замененной на каторгу.

Кружки петрашевцев  продолжили дальнейшее развитие общественного  движения в России, они явились  промежуточным звеном на пути к новому, разночинскому, революционно-демократическому этапу.


Информация о работе Славянофилы