Служилые
люди — в России XIV—XVIII веков общее название лиц,
обязанных нести военную или административную службу в пользу государства.
Служилые люди в Русском
царстве делились на четыре основных категории:
церковных служилых
людей;
боевых холопов или
послужильцев.
Служилые люди «по
отечеству»
Служба в основном передавалась
от отца к сыну. К этой категории относились бояре, окольничьи, стольники, дети боярские, мурзы и служилые татары, литва дворовая, севрюки, дворяне, думные дьяки, белопоместные казаки. Они считались привилегированным
сословием, владели землей (на вотчинном,
«четвертном» или поместном праве) и крестьянами.
За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения.
Служилые люди «по прибору»
Набирались из представителей податных сословий,
лично свободных. Прежде всего это стрельцы,
которые подчинялись Стрелецкому приказу.
Стрелецкому приказу подчинялась и большая
часть городовых казаков. Это можно объяснить
отсутствием четкой разницы в службе городовых
казаков и стрельцов. И те и другие были
вооружены пищалями и коней для службы
не имели. Часть казаков подчинялась Казачьему
приказу. Таких казаков с атаманами и есаулами
было немного. Впоследствии служба «по
прибору» также превратилась в наследственную.
Дети стрельцов становились стрельцами,
дети казаков — казаками. Специфической
группой населения являлись стрелецкие
и казацкие дети, племянники и бобыли.
Эта группа образовалась постепенно, когда
все места в положенном числе городовых
казаков или стрельцов были уже заняты,
но происхождение обязывало этих людей
служить в «приборных» людях. Государство
не считало их полноценным войском, но
в сметные списки по городам они записывались.
Стрелецкие и казачьи дети, племянники
и бобыли имели на вооружении рогатины
и «служили пеши». Существовали и более
мелкие служилые единицы: пушкари, затинщики, воротники, казенные кузнецы, толмачи, рассыльные (гонцы), плотники,
мостники, засечные сторожа и ямские охотники.
Каждая из категорий имела свои функции,
но в целом они считались ниже стрельцов
или казаков. Мостники и сторожа упоминаются
далеко не во всех городах. В Коротояке и Сургуте среди местных служилых людей были и
местные палачи. Служилые люди «по прибору» редко привлекались
к полковой службе. Они занимались огородничеством,
ремеслом, торговлей, промыслами. Все служилые
люди «по прибору» платили в городовую
казну хлебные подати на случай осадного
времени. В XVII веке в разряд служилых людей
«по прибору» были добавлены рядовые военнослужащие
полков «нового строя» — мушкетеры, рейтары, драгуны, солдаты, а так же пашенные солдаты и драгуны.
Церковные служилые люди
Третью, особую и довольно многочисленную
категорию, составляли церковные служилые люди (патриаршьи
дворяне, дети боярские, стрельцы, рассыльные
и пр.), принявшие послушание или постриг
(монашество), содержавшиеся и вооружавшиеся
за счет церкви и подчинявшиеся Патриарху
и высшим иерархам (митрополитам,архиепископам, архимандритам) Русской православной церкви. По свидетельству
современников, патриарх Никон, «при нужде»
мог «выставить в поле» до десяти тысяч
человек. Патриаршьи стрельцы, например,
охраняли патриарха и были особой внутрицерковной
«полицией нравов», следившей за поведением
священнослужителей. «Патриаршие стрельцы постоянно
обходят город, — писал побывывший
в Москве архидиакон Антиохийской Православной церкви Павел Алеппский, — и как только встретят священника и монаха
нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму
и подвергают всякому поношению…».
Патриаршьи стрельцы были и подобием церковнойинквизиции — они занимались розыском и арестами
людей, заподозренных в ереси и чернокнижии,
а после церковной реформы 1666 года и старообрядцев, в том числе протопопа
Аввакума и боярыни Морозовой. «Патриаршьи стрельцы ухватили
боярыню за цепь, сбили на пол и поволокли
прочь из палаты вниз по лестнице, сосчитывая
несчастной головою деревянные ступени…».
Патриаршьи стрельцы ходили по московским
церквам и домам и, изъяв «неправильные»
иконы, приносили их патриарху Никону,
который всенародно ломал их, бросая наземь.
Церковные служилые люди привлекались
и к государственной службе. В конце XVI
и в начале XVII веков сторожевую слубжу
по охране южного порубежья Русского государства
вместе с казаками несли и «люди рязанского
владыки». Многочисленные монастыри-крепости — Новодевичий монастырь, Донской монастырь,Симонов монастырь, Новоспасский монастырь, Новоиерусалимский монастырь, Николо-Пешношский монастырь,Высоцкий монастырь, Спасо-Евфимиев монастырь, Боголюбский монастырь, Богоявленско-Анастасиин монастырь,Ипатьевский монастырь, Толгский монастырь, Ростовский Борисоглебский
монастырь, Желтоводский Макариев монастырь, Спасо-Прилуцкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь, Пафнутьево-Боровский монастырь, Псково-Печерский монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь, Иосифо-Волоцкий монастырь, Троице-Сергиева лавра и
другие имели мощную артиллерию, высокие
стены с башнями и многочисленные гарнизоны
из иноков-воинов, были способны выдержать
длительную осаду и играли ключевую роль
в обороне Русского государства. Свято-Троицкий Борщевский монастырь,
одна из мощнейших крепостейБелгородской черты,
был основан в 1615 году донскими казаками
и Борщев строился именно для атаманов
и казаков, «которые из них постригаются
и, которые из них же раненые и увечные
в том монастыре будут».
Боевые холопы (послужильцы)
Четвертую категорию составляли боевые холопы (послужильцы) — вооруженные слуги,
принадлежавшие к разряду несвободного
населения. Существовали в Российском
государстве в XVI—XVIII веках, составляли
вооруженную свиту и личную охрану крупных
и средних землевладельцев и несли военную
службу в поместном войске вместе
с дворянами и «детьми боярскими». Послужильцы
занимали промежуточное социальное положение
между дворянством и крестьянами. По сравнению
с совершенно бесправными пашенными и
дворовыми холопами эта прослойка пользовалась
немалыми привилегиями. Начиная со второй
половины XVI века среди боевых холопов
все чаще стали появляться разоренные
«дети боярские» и забракованные при царском
верстании «новики», для которых поступление
на службу в боярскую свиту, даже ценой
свободы, было единственной возможностью
сохранить свою принадлежность к военному
сословию. В разные года численность боевых
холопов колебалась от 15 до 25 тысяч человек,
что составляло от 30 до 55 % общей численности
всего поместного войска.
В XIX веке слово сохранялось в форме «служивый» как обращение
к солдатам или другим низшим воинским чинам.
Однодворцы - крестьяне особой группы, образовавшейся
в XVIII в. (в основном в губерниях Центральной
России) из потомков мелких служилых
людей. Получали за службу землю в количестве,
достаточном для одного двора. Были свободны
от телесных наказаний, имели сокращенный
(до 15 лет) срок воинской службы, но платили
подушную подать. Однодворцы владели крепостными
крестьянами, но с правом продажи их таким
же однодворцам. В 1841-1858 гг. крепостные
однодворцы были выкуплены государством.
После 1862 г. слились со всем крестьянством.
Однодворцы — класс измельчавших служилых
землевладельцев, когда-то поселенных
по южным, преимущественно, границам Московского
государства для их защиты. При Петре они
были записаны в ревизские
"сказки", платили подушные подати,
но сохраняли право личного
землевладения и владения крестьянами.
До петровских реформ к промежуточным
сословным группам относились так называемые
служилые люди по прибору, т.е. завербованные
или мобилизованные правительством в
стрельцы, пушкари, затинщики, рейтары,
копейщики и т.д., причем их дети также
могли наследовать службу отцов, но эта
служба не была привилегированной и не
предоставляла возможностей иерархического
возвышения. За эту службу давалось денежное
вознаграждение. Земли (при приграничной
службе) давались в так называемые "вопчие
дачи", т.е. не в поместье, а как бы в общинное
владение. В то же время, по крайней мере
на практике, не исключалось их владение
холопами и даже крестьянами. В результате
Петровских реформ многочисленные мелкие
промежуточные группы "старых служб
людей" были одним решительным актом
лишены привилегий и приписаны к государственным
крестьянам.
Поскольку в число однодворцев попали
и обедневшие потомки старинных дворянских
родов (при Петре I некоторые из них записывались
в однодворцы, чтобы избежать обязательной
службы), имевшие дворянские грамоты, 5
мая 1801 им было предоставлено право отыскивать
и доказывать потерянное их предками дворянское
достоинство. Но уже через 3 года повелено
было рассматривать их доказательства
"со всею строгостью", наблюдая при
этом, чтобы в дворянство не были допущены
люди, утратившие его "за вины и отбывательство
от службы". В 1816 Государственный совет
признал, что одного доказательства наличия
дворянских предков для однодворцев недостаточно,
необходимо еще достижение дворянства
через службу. Для этого однодворцам, представившим
доказательства их происхождения от дворянского
рода, предоставлялось право поступления
на военную службу с освобождением от
повинностей и производством в первый
обер-офицерский чин через 6 лет. После
введения в 1874 всеобщей воинской повинности
однодворцам было предоставлено право
восстанавливать утраченное предками
дворянство (при наличии соответствующих
доказательств, подтвержденных свидетельством
дворянского собрания их губернии) путем
поступления на военную службу в качестве
вольноопределяющихся и получения офицерского
чина в общем
порядке, предусмотренном для вольноопределяющихся.
https://ru.wikipedia.org