Смутное время: предпосылки и последствия. Земский собор 1613 г. Восшествие на престол династии Романовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Отправленное на помощь русское войско подавило мятеж. Но теперь уже греки не спешили выполнять свои обязательства. Принцесса оставалась в Константинополе. Вероломство императора побудило Владимира двинуться в Крым и захватить византийский город Херсонес (Корсунь). Условием его возвращения империи стало выполнение заключенного ранее договора. Василий II уступил.

Содержание работы

1. Крещение Руси.………………………………………………………….………………….3
Влияние христианизации на становление и развитие русского государства…………………………………………………………………………….5

Смутное время: предпосылки и последствия. Земский собор 1613 г. Восшествие на престол династии Романовых ……………………………………………………….5

Павел I на российском престоле: особенности его правления по сравнению с екатерининской эпохой…………………………………………………………………...9
Причины заговора против Павла I………………………………………………..10

Политика “военного коммунизма”: краткая характеристика……………………..11

Приход к власти Л.И. Брежнева. Застойные процессы в советском обществе в 70-е - 80-е гг. XX в………………………………………………………………………...12

Список литературы …………………………………………………….…………………….14

Файлы: 1 файл

Отечественная история.docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
1.   Крещение Руси.………………………………………………………….………………….3

    1. Влияние христианизации на становление и развитие русского государства…………………………………………………………………………….5

 

  1. Смутное время: предпосылки и последствия. Земский собор 1613 г.  Восшествие на престол династии Романовых ……………………………………………………….5

 

  1. Павел I на российском престоле: особенности его правления по сравнению с екатерининской эпохой…………………………………………………………………...9
    1. Причины заговора против Павла I………………………………………………..10

 

  1. Политика “военного коммунизма”: краткая характеристика……………………..11

 

  1. Приход к власти Л.И. Брежнева. Застойные процессы в советском  обществе в 70-е - 80-е гг. XX в………………………………………………………………………...12

 
Список литературы …………………………………………………….…………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Крещение Руси.

 

В 980 г. в Киеве перед княжеским  теремом было создано языческое  капище с идолами 9 языческих богов. Среди них были Хоре, Дажьбог, Перун, Мокошь, Семаргл, Стрибог. Историки назвали это событие попыткой религиозной реформы. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства и общества. Однако опыт не удался, и спустя 8 лет поверженные идолы были сброшены в Днепр1.

Почему это произошло? Ответ  на этот вопрос одновременно есть ответ  и на другой, еще более важный вопрос: что побудило Владимира принять  христианство?

С образованием Древнерусского государства  произошли серьезные перемены. Между  тем жизнь общества по-прежнему покоилась  на основаниях, восходящих к языческой  религии. В результате возникала  духовная напряженность. Поклонение родоплеменным  богам более отвечало потребностям родового строя: оно невольно воспроизводило племенной сепаратизм, порождало  коллективную ответственность за все  поступки, оправдывало кровную месть. Владимир создал языческий пантеон, который должен был стать общим  пантеоном, пригодным для единого  государства. Но в системе языческих  представлений это означало, что  отныне надо принимать нередко чужих  и враждебных богов и отказываться от своих прежних, родоплеменных.

Социальные отношения требовали  регламентации, покоившихся не только на княжеских законах, но и на нравственных установках. Последние предполагали личную ответственность человека за свои поступки, признание моральных  правил, которые бы объединяли, а  не рознили и без того лишенное прежней монолитности общество, создавали  бы условия для его функционирования вне зависимости от материального  и сословного положения его членов. Язычество не способно было разрешить  эту проблему в противоположность  христианству, которое предлагало верующим спасение через веру.

Интересы политические требовали  такую религию, которая бы духовно  упрочивала государство и монархию, предотвращала конфликты. Язычество  с его непрерывным противоборством  богов и политеизмом (многобожием) в этом смысле уступало христианскому  монотеизму — единобожию.

Человек средневековья в своих  духовных и нравственных исканиях испытывал  потребность в религии, которая  бы наиболее полно и сокровенно отвечала ему на все жизненные вопросы. Столь сложные и противоречивые задачи язычеству были не по силам. Оно было лишено той глубины и  универсализма, какие имелись в  христианстве. Новая жизнь требовала новой религии. И после неудачной попытки реформировать языческий пантеон богов Владимир пришел к выводу о необходимости принятия новой монотеистической религии. Так как практически весь европейский мир уже перешел к христианству, Русь не могла больше оставаться языческой окраиной. Кроме того, христианству были присущи важные нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество. Главным в христианстве было не богатство и власть, а совершенствование души. Христианство могло отпустить грехи и оправдать человека в его проступках.

Окончательным толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в далекой Византии. В конце 80-х гг. X в. империя переживала трудные времена. Центральная власть была ослаблена мятежами. Изнемогавший в борьбе с мятежниками император Василий II стал искать союзников за пределами страны.

Киевский князь Владимир согласился прислать войско на условиях заключения брака с принцессой Анной, сестрой  императора. Это должен был быть чисто династический брак — родство  с правящей в Византии династией  необычайно высоко поднимало престиж  Владимира в международных делах. Образованные византийцы, с пренебрежением смотревшие не только на языческую  Русь, но и на христианскую Европу принуждены были ответить согласием. Однако непременным  условием стало крещение Владимира.

Отправленное на помощь русское  войско подавило мятеж. Но теперь уже  греки не спешили выполнять свои обязательства. Принцесса оставалась в Константинополе. Вероломство  императора побудило Владимира двинуться  в Крым и захватить византийский город Херсонес (Корсунь). Условием его возвращения империи стало выполнение заключенного ранее договора. Василий II уступил.

По одному из преданий, во взятом Херсонесе  Владимир и его дружина приняли  христианство. Вернувшись в Киев, великий  князь разрушил языческий пантеон  и призвал киевлян принять  крещение: «Кто не со мной, тот против меня». Киевляне последовали примеру князя и приняли крещение. Произошло это в 988 г., который и считается годом принятия христианства на Руси.

Однако сам процесс христианизации затянулся надолго. Многие языческие праздники соединились с христианскими, люди молились перед иконами и праздновали масленицу.

Для Руси на несколько веков стало  характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианского и языческого сознания. Православной церкви пришлось считаться с этим обстоятельством, приспосабливая некоторые языческие праздники к христианским.

    1. Влияние христианизации на становление и развитие

русского государства

 

Принятие христианства — событие  эпохальное. Оно оказало огромное влияние на историю Руси, во многом предопределив ее последующее развитие.

Во – первых церковь оказала огромное влияние на политическую жизнь.

Во – вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное  положение Киевской Руси, уровняло его с другими европейскими государствами, привело к установлению тесных связей с соседними странами.

В – третьих церковь способствовала формированию и развитию княжеских  и боярских вотчин, а так же появлению  крупного церковного землевладения.

В – четвёртых, принятие христианства способствовало проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка кирпичных стен, возведение куполов. Иконопись, фресковая живопись, возникли на Руси благодаря христианству.

В – пятых церковь способствовала распространению письменности, появлению  первых рукописных книг, при монастырях открывались школы, библиотеки.

В – шестых христианство укрепляло  моногамную семью, устраняло ряд  жестоких обычаев: принесение врагов в  жертву языческим богам, убийство рабынь и слуг, что способствовало росту  населения.

 

 

 

 

 

  1. Смутное время: предпосылки и последствия. Земский собор 1613 г. Восшествие на престол династии Романовых

 

Накануне  Смуты. В конце 16 века в стране обострились социальные противоречия. Тяжёлый хозяйственный кризис, вызванный опричниной и войнами, привёл к новому витку по закрепощению крестьян. В 1581 г. были введены «заповедные годы», - годы, в которые крестьянам запрещались переходы. В 1597 г. принимаются указы об «урочных летах», т.е. беглых крестьян, возможно, было искать в течение 5 лет. Однако эти меры означали ещё только начало крепостничества: крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу. Положение усугубил кризис, вызванный смертью последнего представителя династии Рюриковичей Фёдора Иоанновича и воцарением Бориса Годунова2.

В это время успешно велась внешняя  политика: результатом войны со Швецией (1590 – 1593) стало возвращение по «Тявзинскому миру» земель, захваченных в Ливонскую войну (были возвращены Копорье, Корела, Ям и Ивангород).

Имело огромное значение учреждение в 1581 г. патриаршества. Первым патриархом Руси стал Иов. Но продолжение политики закрепощения и особенно неурожайные  годы вначале 17 в. привели к новому кризису. Борис Годунов пытался  вытащить страну из кризиса. Но 1603 – 1604 гг. на западных рубежах произошло восстание Хлопка. Оно стало прологом к следующим событиям.

Смутное время. Термин "Смутное время" был принят историками XVIII-XIX вв. В советский период историки отвергли его как "дворянско-буржуазный", предложив взамен "крестьянскую войну и иностранную интервенцию", что, безусловно, не соответствует полностью определению этого периода. Сейчас понятие "Смуты" возвращается, и одновремено предлагается называть события начала XVII в. в России гражданской войной, ибо в них были задействованы практически все социальные группы и слои.

Скрытая интервенция. Кризисной обстановкой начала XVII в. в России воспользовалась Речь Посполитая (объединенные по Люблинской унии 1569 г. Литва и Польша). Бежавший из кремлевского Чудова монастыря в Польшу и объявивший себя царем Дмитрием (на самом деле погибшим в 1591 г. в Угличе) Григорий Отрепьев был поддержан польскими магнатами, с помощью которых он во главе 4-тысячного войска в 1604 г. предпринимает поход на Москву. На его сторону стали переходить крестьяне и посадские люди порубежных западных земель, а после неожиданной смерти Годунова и бояре. В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашен царем. Однако проводимая им политика не удовлетворяла ни правящую верхушку, ни народные массы. Чашу терпения переполнила его свадьба с католичкой Мариной Мнишек. 17 мая 1606 г. он был убит. Царем стал Василий Шуйский, правивший, прежде всего исходя из интересов бояр и одновременно усиливший закрепостительные меры3.

Продолжением предыдущих выступлений  явилось крестьянское восстание  под предводительством Ивана  Болотникова (1606-1607). Поход также начался из западных русских земель (Комарицкая волость). Войско было разнородным по социальному составу: казаки, крестьяне, холопы, посадские люди, служилые люди всех рангов. Восстание имело царистскую направленность: сам Болотников выступал как воевода царя Дмитрия Ивановича. Проведя ряд успешных сражений с правительственными поисками, болотниковцы подошли к Москве. После двухмесячной осады из-за предательства дворян они были вынуждены отступить к Калуге, а затем и Туле, где и капитулировали перед царским войском. Причинами поражения являлись стихийность, плохая вооруженность, пестрота социального состава восставших.

Переход к открытой интервенции. Еще когда Василий Шуйский вел осаду Тулы, в Польше появился новый самозванец - Лжедмитрий II, который в отличие от Лжедмитрпя I, выдвинутого внутренними силами, с самого начала был ставленником польского короля Сигизмунда III. В его войско входили польские отряды, казаки, а также остатки болотниковцев. Разбив в нескольких столкновениях войска Шуйского, в июне 1608 г. самозванец подошел к Москве и остановился в местечке Тушино. Образовался Тушинский лагерь. Были сформированы приказы и Боярекая дума, "наречен" патриарх (им стал Филарет, в миру боярин Фолор Никитович Романов). Таким образом тушинцы противостояли царской власти и правительству Василия Шуйского. Их власть распространилась на значительную часть территории страны (север и северо-запад). Осажденной оказалась мощная крепость - Троице-Сергиев монастырь.

Воспользовавшись тем, что московское правительство в феврале 1609 г. заключило  союз со Швецией, Польша, состоявшая с  ней в войне, перешла к открытой интервенции в России. В сентябре началась осада Смоленска Сигизмундом III. Дальнейшей задачей являлось непосредственное завоевание русских земель, а польский король стал претендовать на царский  престол. Летом 1610 г. польские отряды двинулись  к Москве.

В этих условиях бояре и дворяне  в июле 1610 г. произвели переворот: свергли Шуйского, Образовалось переходное правительство из семи бояр - "семибоярщина" (1610-1612). Бояре, задумав посадить на русский  престол польского королевича Владислава, впустили в Кремль польские войска во главе с гетманом Гонсевским, который стал самовластно распоряжаться в стране. А на севере к оккупации перешли шведы. Россия оказалась перед прямой угрозой утраты независимости.

Первое и второе народные ополчения. Теперь только опираясь на народные массы можно было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В стране созревает идея всенародного ополчения. К февралю-марту 1611 г. сформировалось первое ополчение. Его вождем стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Вскоре ополченцы осадили Москву, и 19 марта произошел решающий бой, в котором приняли участие восставшие москвичи. Освободить город не удалось. Оставшись у городских стен, ополчение создало высший орган власти - Совет всея земли. 30 июня 1611 г. принимается "Приговор всей земли", предусматривавший будущее устройство России, но ущемлявший права казачества и имевший к тому же крепостнический характер. После убийства казаками Ляпунова, первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском.

Второе ополчение стало создаваться  в одном из крупнейших городов  страны - Нижнем Новгороде. Возглавили его нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. С помощью населения многих городов  были собраны материальные средства. Весной 1612 г. ополчение двинулось  к Ярославлю, где создаются правительство  и приказы. В августе ополченцы  вошли в Москву. После ликвидации попыток польского отряда Ходкевича  проникнуть в Кремль для помощи находившемуся  там польскому гарнизону, он сдался. 26 октября 1612 г. Москва была освобождена. "Вопреки всем последствиям опричнины, - замечает современный, историк Н.Н.Покровский, - подтвердилась в общегосударственном масштабе значимость земщины, спасшей отечество от иноземного разбоя".

Информация о работе Смутное время: предпосылки и последствия. Земский собор 1613 г. Восшествие на престол династии Романовых