Смутное время в России в начале XVII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

История России XVII века изобилует событиями. Одним из самых ярких является смена царских династий России, именно в этом веке, после бед Смутного времени, эпохи самозванцев, династия Рюриковичей сменилась новой династией Романовых. В данной работе мы попытаемся рассмотреть предпосылки и причины смуты, а также исследуем время, предшествующее правлению первых представителей династии Романовых. Смутное время – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI – начале XVII вв. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвласти), самозванство, гражданскую войну и интервенцию.

Содержание работы

Введение

Предпосылки к началу смуты

Правление Бориса Годунова

Воцарение Лжедмитрия I

Заговор Шуйского

Лжедмитрий II

Семибоярщина

Народные ополчения

Избрание царя

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

В 1608 году крымские татарыр впервые за долгое время перешли Оку и разорили центральные русские области. Польско - литовскими войсками были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице - Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль. Даже города, добровольно признавшие власть самозванца, беспощадно разграблялись отрядами интервентов. Поляки взымали налоги с земли и торговли, получали "кормления" в русских городах. Всё это вызвало к концу 1608 года широкое национально - освободительное движение. В декабре 1608 года от самозванца отложились Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Пермь, Вятка. В январе 1609 года племянник Василия Шуйского князь Михаил Скопин - Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4 - тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 ополчение города Устюжна выбило поляков и черкасов (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля "вологодские и поморские мужики" освободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных и северо - русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине). В феврале 1609 года правительство Шуйского заключило договор со Швецией, рассчитывая на помощь в войне с "Тушинским вором" и его польскими отрядами. Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Отдав шведам русскую крепость Корела, Василий Шуйский получил военную помощь, и русско - шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице - Сергиева монастыря. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

В июле 1610 года Шуйский был  низложен боярами и насильно пострижен  в монахи. Власть временно перешла  к "Семибоярщине", правительству, подписавшему в августе 1610 договор  с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот  примет православие. В Москву вступили польские войска.

 

Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком  далеко. Остановить разрушение могли  только кардинальные меры. Василий  Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл. Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, "без воли всея земли", народное сознание отказалось признать его царем.

 

Семибоярщина

С 1610 по 1613 годы в России началось боярское правление - семибоярщина (Мстиславский, Трубецкой, Голицын, Оболенский, Романов, Лыков, Шереметев). Московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. 20 - 21 сентября польские войска вступили в столицу, привели москвичей к присяге верности Владиславу, а потом разослали по всей стране '' известительные'' грамоты, требуя, чтобы королевичу присягала вся Русь. Сам же Владислав отказывался ехать в Москву, несмотря на то, что польский гарнизон находился в Кремле. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Грабежи и насилия, совершаемые польско - литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства - на северо - западе и на востоке ряд русских городов "сели в осаду" и отказывались присягать Владиславу. В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В других городах и уездах не хотят поступать по примеру “семибоярщины”. Более того, их жители выступают против интервентов.

 

Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия.

Страна переживала наивысший  момент разрушения. Поляки хозяйничали  в самой Москве, шведы, выйдя из роли "союзников", разоряли северо - западные русские земли. Не прекращались народные выступления.17 марта 1611 года поляки, принявшие спор на рынке за начало восстания, устраивают резню в Москве, 7 тысяч москвичей погибает только в Китай - городе. Правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все большее неудовольствие. У служилых людей, и у "земских" людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, был один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

Во главе национально - религиозной оппозиции в это  время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь. Гермоген, вступивший в конфликт с польскими войсками, в декабре 1610 - январе 1611 г.г. рассылает грамоты с призывом к освобождению столицы и отказу от присяги, обращается к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарх был подвергнут заключению в Чудове монастыре, его дело продолжали монастыри: Троице - Сергиев и Кирилло - Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с призывами к соединению и "великому стоянию" против врагов за святую православную веру и за свое отечество. И, у Гермогена нашлись последователи, недовольные правлением как Владислава, так и боярами от его имени, а также лютованием польских интервентов. Для этого два раза собиралось народное ополчение.

 

Народные ополчения

В начале 1611 года в Рязанской  земле было создано первое ополчение , которое возглавил дворянин Прокопий Ляпунов. В состав ополчения вошли жители Мурома, Костромы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Вологды. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 года вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей - бояр подожгли город. Здесь в районе Сретенки был ранен князь Д. Пожарский, командовавший передовыми отрядами. Однако развить успех русские войска не смогли. Руководители ополчения высказались за возврат беглых крестьян к своим владельцам. В результате распри на военном совете восставших, противники Ляпунова зазвали его в казачий "круг" и убили. Ополчение рассеялось. В том же году крымские татары, не встречая отпора, разорили Рязанский край, шведы захватили Новгород, а Смоленском после долгой осады овладели поляки.

 

В сложившихся тяжелых  обстоятельствах осенью 1611 г. посадский  староста Нижнего Новгорода Козьма (в некоторых исторических документах его называют Кузьмой) Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. С помощью населения других русских городов была создана материальная база для борьбы с интервентами. Возглавил ополчение Козьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Дмитрия Пожарского. В феврале 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было "строить" не только войско, но и "землю". Летом 1612 года со стороны Арбатских ворот ополчение подошло к Москве и вынудило польский гарнизон в Кремле капитулировать. Князь Пожарский вступил в Москву с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Но полностью интервенция не была ликвидирована: поляки и казачьи отряды продолжали рыскать по стране. Они повсюду сталкивались с народным сопротивлением, порой перераставшим в партизанскую войну. В жестокой и суровой борьбе русский народ отстоял свою независимость. В сентябре подмосковные воеводы договорились, "по челобитью и приговору всех чинов людей", чтобы им вместе "Москвы доступать и Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости", и всякие дела делать заодно, а грамоты от единого правительства писать отныне от имени обоих воевод: Трубецкого и Пожарского. Пожарский хотел собрать "общий земский совет" для обсуждения того, "как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю".

 

Избрание царя

"Совет всея земли"  созвал в Москву представителей  разных слоев населения на  Земский собор (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное крестьянство). Сравнительно  легко договорились о том, чтобы  "литовского и шведского короля  и их детей и иных некоторых  государств иноязычных нехристианской  веры Греческого закона на  Владимирское и Московское государство  не избирать, и Маринки и сына  ее на государство не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из  своих, но тут начались разногласия,  споры, козни и смуты, ибо  среди "великородных" московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата.

 

После долгих и безрезультатных  споров, под сильным влиянием казаков  кандидатура Михаила Романова была специально обсуждена на ряде соборных совещаний и получила предварительное  одобрение 7 февраля 1613 г. Выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего  Михаила Романова, сына томившегося  в польском плену тушинского патриарха  Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре  вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - "послали  тайно, верных и богобоязненных людей  во всяких людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...". А по возвращении посланных Земский Собор 21 февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные хрестьяне всего Московского государства", а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова - Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться. Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность постепенно восстановить экономику и государственную власть. 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство. Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец - патриарх Филарет, который "всеми делами царскими и ратными владел". Власть восстановилась в форме самодержавной монархии. Руководители борьбы с интервентами получили скромные назначения. Д. М. Пожарский был направлен воеводой в Можайск, а К. Минин стал думным воеводой.

 

Заключение

В 1598 г. бездетный царь Фёдор  Иоаннович умер. Наследников у  Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась. Возник династический  кризис. После этого в России последовали  драматические события, которые  продолжались 15 лет и получили название "Смута", "Смутное время". Смутное время - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско - шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Смутное время - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII веков. Династический кризис вызвал растерянность в народе, а в верхних слоях знати возбудил хищные амбиции и стремление к власти и привилегиям. Схватка за царский престол, начатая московским боярством, привела к разрушению государственного порядка, к общественной деморализации. Смута проявилась прежде всего в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII века добил привычные моральные ценности, скреплявшие людей в единый коллектив. В работе были рассмотрены основные события жизни россиян в период после смерти Ивана Грозного. После смерти этого монарха Россия столкнулась с проблемой кризиса царской династии, т.к. после Ивана IV не осталось наследников. Земля - Божия, она не продается, а дается всем людям в пользование от имени государства и олицетворяющего это государство Самодержца. Земледелец кормит воина и чиновника, воин защищает чиновника и земледельца, чиновник "наблюдает землю" и помогает Государю управлять. В православном государстве сословия трудятся во имя такого государства, которое является внешней стеной Церкви, способствуя ее трудам по спасению народа Божиего и, таким образом, работает не просто для какого-либо земного учреждения, а Бога ради. Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным государям". Но когда династии прекратились, государственная земля стала "ничьей". Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной "борьбе всех против" и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских "перелетах" и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки "воровских людей". Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне "сошли безвестно куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, "шалостью" и своим союзом с врагами государства. Смутное время - период фактического безвластия, хаоса и небывалых общественных потрясений. Понятие "Смута" пришло в историографию из народного лексикона, означая прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи, разложение. Ряд историков считает, что в центре событий была проблема законности верховной власти, другие исследователи сводят суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви.

Непосредственным толчком  к брожению послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой массовое сознание признавало в качестве "природных государей". Народ бедствовал, а в это же время знать устраивала дележ  богатства и привилегий, злобно соперничая в поисках личного благополучия. Запасов зерна, припрятанных многими  боярами, хватило бы всему населению  на несколько лет. Суть происходящего  хорошо осознавалась в народе и определялась словом "воровство", но быстрых  и простых путей выхода из кризиса  не мог предложить никто. Последствия  Смуты были тяжелейшими для развития страны. В экономическом плане  Смута была долговременным откатом  назад и города, и деревни.

Необходимые для развития страны средства снимались с населения  в виде тяжелейших налогов. Учитывая, что в разоренной стране у населения  почти не было денег, часть налогов  приходилось собирать натурой. Последствия  Смуты - разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения  страны продолжали сказываться еще  полтора десятилетия.

Следствием Смутного времени  стали изменения в системе  управления страной. Смутное время  было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был  утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной  Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным  гнётом, с этих территорий уйдёт  практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Смутное время привело к глубокому  хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства  размер пашни сократился в 20 раз, а  численность крестьян в 4 раза. Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия  Смуты - разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.

Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия  в управлении страной, жесткая поляризация  общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Только путем распрей, розней, эпохи самозванцев, Смутного времени Россия пришла к правлению новой династии - Романовых. Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно - не "царская вотчина", а предмет общей заботы и общего дела "всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия". Окончание Смуты способствовало победе государственного начала над земско-местническими амбициями. Стало ясно, что соединение областей воедино служит их же пользе - при условии, что соблюдаются добровольность этого соединения и права на местную самобытность. После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный строй как социальная структура.

Информация о работе Смутное время в России в начале XVII в