Смутное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:10, реферат

Описание работы

«Российская государственность в «смутное время» - одна из важных и актуальны тем в истории государственного управления России. Ведь в жизни нашей страны случались времена, когда, казалось, ей неминуемо грозило уничтожение. И только объединив усилия, "всем миром" удавалось противостоять врагу. Неважно, к какому сословию, к какой национальности относился человек, какое имел образование и где жил, - беда для всех была одна.

Файлы: 1 файл

Реферат .docx

— 228.81 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

 «Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

  

 

 

 

Кафедра истории и гуманитарных наук

 

 

 

Реферат по дисциплине

                История

«Смутное время»

№  вариант

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил: студент

                                                              группы БТСЗУ13-01

                                                  

                                                               Проверил: кандидат  

                                                                                                 исторических наук, доцент                                                                                                                                                                                                          

                                              Лонин А.В

 

 

 

 

 

Введение:

«Российская государственность в «смутное время» - одна из важных и актуальны тем в истории государственного управления России. Ведь в жизни нашей страны случались времена, когда, казалось, ей неминуемо грозило уничтожение. И только объединив усилия, "всем миром" удавалось противостоять врагу. Неважно, к какому сословию, к какой национальности относился человек, какое имел образование и где жил, - беда для всех была одна. Спасая Родину, люди отдавали накопленное в помощь армии, создавали военные отряды. Такие добровольные военные формирования получили название "ополчение". В истории России их было несколько. Первое ополчение 1611 года. Второе ополчение 1611-1612 годов. Народное ополчение 1812 года. И, наконец, народное ополчение в Отечественной войне 1941-1945 годов.

С.М.Соловьев считал причиной Смуты падение народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных начал со старыми. Другой причиной Смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями.

К.А.Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь тех людей в государстве, которые боролись за власть.

Н.И.Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, обвиняя в ней все социальные слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию.

Целью моей работы является рассмотреть Российское государство в «Смутное время». Правление государством, и какова значимая роль в «Смутном времени» Минина и Пожарского. Государство после смуты.

 

Предпосылки и причины смуты

События конца XVI - начала XVII века, называемые Смутным временем, стали для Московского царства, по словам В. О. Ключевского, страшным потрясением, поколебавшим глубочайшие его основы. Русские люди называли последние годы Смуты "великой разрухой Московского государства", а современники-иностранцы - "московской трагедией". Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства.

Истоки изматывающей Российское государство Смуты уходят в царствование Ивана IV. 18 марта 1584 года во время игры в шахматы скончался царь Иван, вошедший в историю под именем Грозный. Своего старшего сына, Ивана, отец убил в припадке гнева в 1581 году, младшему, Дмитрию, исполнилось лишь два года, и жил он вместе с матерью, седьмой женой Ивана Грозного, Марией Нагой в Угличе, отданном царевичу в удел. Преемником Грозного стал второй его сын, царевич Федор.

Иван Грозный, понимая, что престол после него перейдет к "блаженному", создал при сыне своеобразный регентский совет. Наибольшей силой в нем поначалу пользовался Никита Романович Юрьев, дядя царя. Но он умер, и выросло влияние другого опекуна, Бориса Годунова, приходившегося царю Федору шурином. Пользуясь мягким характером царя и поддержкой сестры-царицы, Борис, постепенно оттеснив других опекунов, стал править государством единолично. И правил все 14 лет царствования Федора умно и осторожно. То было время отдыха для государства и народа, переживших недавние страхи и ужасы погромов опричнины.

И тем не менее полного доверия к Годунову в народе не было: его подозревали в двуличии и коварстве. После трагической гибели в Угличе царевича Дмитрия (1591) мало кто сомневался: кому, как не Годунову, на руку смерть возможного претендента на престол? И хотя следственная комиссия во главе с тайным врагом Годунова князем В. И. Шуйским, посланная в Углич, подтвердила, что царевича не убили, а он сам зарезался в припадке падучей, тревожные слухи продолжали ходить по Москве.

В январе 1598 года умер бездетный царь Федор, не осталось никого из династии Ивана Калиты, кто бы мог занять трон, вдова Федора Ирина ушла в монастырь. Годунов же, пользуясь поддержкой сестры и патриарха Иовы, сумел сплотить вокруг себя преданных людей - и Земский собор избирает его царем.

Начало царствования Бориса вызвало всеобщее одобрение. Царь заботился о бедных, жестоко преследовал "злых" людей, приглашал на русскую службу иностранцев и предоставлял льготы заморским купцам. Свое внимание он обращал более всего на устройство внутреннего порядка в стране. Но, увы, при всем том новый царь не отличался государственной дальнозоркостью. Он оказался первым в России "бескнижным" государем, то есть практически безграмотным. Отсутствие образования, несмотря на наличие здравого смысла и ума, сужало круг его воззрений, а эгоизм и чрезвычайное себялюбие мешали стать по-настоящему значимой фигурой своего времени.

Но главное - он совершил большую стратегическую ошибку. Будучи избранным на царство Земским собором, ему, по словам В. О. Ключевского, "следовало всего крепче держаться за свое значение земского избранника, а он старался пристроиться к старой династии…". Он вызвал возмущение и гнев родовитых дворян, много натерпевшихся при Грозном и теперь желавших ограничения всевластия избранного царя. Борис, чувствуя недовольство бояр и опасаясь за свою власть, создал сеть полицейского надзора, опорой которой были доносы и клевета. Начались опалы, пытки, казни. Сам же царь все время теперь проводил во дворце, редко выходил к народу и не принимал, как это делали прежние цари, челобитных.

Начало XVII века оказалось временем необыкновенно бедственным для народа: год за годом следовали неурожаи. Люди ели траву, кору деревьев, кожу, говорили и о каннибализме. Вымирали целые селения. Народ ожесточился. Начались спекуляция хлебом, голодные бунты, разбои, воровство, мор... В народе возникло убеждение: царствие Бориса не благословляется небом; если утвердится на престоле род Годуновых, это не принесет Русской земле счастья.

Лжедмитрий и его свержение. 

Еще в 1601 г. в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев – бывший холоп бояр Романовых, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Перейдя в католичество и пообещав польскому королю Сигизмунду III Смоленск и Чернигово-Северскую землю, а воеводе Ю. Мнишеку (в дочь которого Марину Отрепьев влюбился) – Псков и Новгород, он сумел получить право набирать в Польше добровольцев для похода на Москву. В 1604 г. с 400 тыс. поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков Лжедмитрий переправился через Днепр. Он выбрал окольный путь к Москве, так как на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское движение (по терминологии советской историографии – «крестьянская война»). Здесь Лжедмитрий получил необходимые подкрепления и припасы. Крестьянство, уверенное, что наконец-то появился «добрый царь», поддержало самозванца. После внезапной смерти Годунова в апреле 1605 г. на сторону Лжедмитрия стали переходить и московские воеводы. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно въехал в Москву и стал царем России.

Однако, несмотря на некоторые сильные личные качества и определенную популярность среди войск и населения, укрепиться на престоле Лжедмитрию не удалось. Он не сумел заручиться поддержкой ни одной из реальных социально-политических сил. Самозванец не выполнил свои обещания, которые давал полякам (обещания отдать Псков, Новгород, Смоленск). Приняв в Польше католичество, он не разрешил строить на Руси католические храмы. Желая привлечь на свою сторону русское дворянство, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги, но их резервы оказались не беспредельны. Не решился он восстановить и Юрьев день, чего так ждали крестьяне. Православная церковь относилась к царю-католику настороженно, отказывая ему в кредите доверия. Бесчинства поляков в Москве вызывали острое недовольство посадских и служилых людей. В результате боярского заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит.

Московские бояре при поддержке горожан избрали царем знатного князя Василия Шуйского, который принимал активное участие в свержении Лжедмитрия. Стоит отметить, что  Василий Иванович Шуйской проводил расследование убийства царевича Дмитрия в Угличе.

Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее, вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной.

Летом, 1606 года, на юго-западе страны, на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Движение возглавил беглый холоп Иван Болотников. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его поддержали также дворянские отряды П. Ляпунова, И. Пашкова, недовольные правительством  Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные  участники  движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных  районах к нему присоединилось  много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так, впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену.

В августе Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а в октябре дворянские отряды Пашкова победили их недалеко от Коломны. Вскоре под Москву подошел и сам Болотников. Его войско расположилось в селе Коломенском. Восстание охватило десятки городов. В тот момент,  поздней осенью и зимой 1606 года, окончательно произошло размежевание разнородных классовых сил в стане восставших. В конце концов, дворянские отряды перешли на сторону царя, а войско Болотникова стало  более народным. В декабре 1606 года в решающем сражении царские войска разбили Болотникова, который укрылся в Калуге и успешно оборонял ее. Весной 1607 года восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу, где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой Муромцем. Летом повстанцы вновь потерпели поражение и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада. Болотников защищался, совершая успешные вылазки. Даже голод не сломил их воли к борьбе. Тогда осождающии войска перекрыли реку Упу плотиной и город был затопленным. Осажденным пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались. Однако в отношении Болотникова слово нарушили: он был сначала ослеплен, а затем утоплен.

Лжедмитрий II.

 

В приграничной полосе с Речью Посполитой появился человек который утверждал, что он чудом спасшийся из Москвы царь Дмитрий. Кем был этот человек в действительности остается загадкой для историков.

 

 Он, как и его предшественник,  воспользовался помощью польских панов, в большом количестве к нему присоединились украинские казаки,  охочие до войны и грабежа, также к нему присоединились остатки армии Болотникова. В итоге Лжедмитрий получил огромное войско. В июне 1608 года Лжедмитрий оказался с войском около Москвы. Взять ее он не смог, но расположился в 100 километрах от Москвы в Тушино. Его отряды рыскали по всей стране, совершая грабежи и насилия. За это он получил прозвище «тушинского вора». Туда же прибыла и Марина Мнишек, которая «признала» своего чудом спасшегося мужа от козней бояр в Москве. В стране оказалось два царя и две Боярские думы.

Вмешательство  польско-литовского государства Речи Посполитой в дела России началось с появлением Григория Отрепьева. После его свержения отряды поляков, литовцев и украинских казаков стали поддерживать Лжедмитрия II. Польский король был заинтересован иметь послушного царя в России, не оставляли идеи распространить на нее католичество и иезуиты. Наиболее известными предводителями польско-литовских казаков  были Лисовский и Сапега. Из лагеря в Тушино войска поляков и Лжедмитрия блокировали Москву, затруднив подвоз продовольствия. Они грабили окрестности, пытались взять иные города. Осадили Троицко-Сергиевский монастырь; однако их 30-тысячное войско так и не смогло взять мужественный монастырь-крепость с течение 15 месяцев.

Шуйский, стремясь покончить с Лжедмитрием, договорился со шведами в обмен на некоторые территории, г. Корелу и другие, окажут ему военную помощь. Однако польский король Сигизмунд III, который в это время враждовал со Швецией, воспринял это как удобный повод для начала открытой войны. Летом поляки начали агрессию и осадили Смоленск. Но этот город, под руководством воеводы Шеина, героически сопротивлялся. На подмогу Сигизмунду III пришли поляки и литовцы из Тушино. В результате лагерь в Тушено  распался, а сам самозванец бежал в Калугу. Он был убит в конце 1610 года. Развал стана «тушинского вора» уже не мог спасти Шуйского. Сильно повредила ему смерть его племянника Михаила Скопина-Шуйского, талантливого молодого полководца, победившего Болотникова, тушинцев, пользовавшегося всенародной любовью. В смерти племянника винили брата царя Дмитрия Шуйского. Когда же летом 1610 года последний потерпел поражение от поляков при Клушине, бояре решили сместить царя. Престиж царской власти уже упал, смена оказалась легким делом. Шуйского насильно постригли в монастырь, а власть в Москве оказалась в руках группы 7 бояр. Они убедили москвичей звать на царский трон польского королевича Владислава, а осенью 1610 года впустили в Москву поляков.

Народные ополчения. Минин и Пожарский. Изгнание поляков.

Информация о работе Смутное время