Соборное Уложение - это крупнейший памятник права периода феодализма по кругу регулируемых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:47, доклад

Описание работы

Причинами такого рвения и усердия стали тревожная атмосфера, царившая на Руси, и страх междоусобий, требующие глубокой реформы законодательства. Не последнюю роль в этом процессе сыграло и существование множества частных указов, требующих систематизации, то есть замены массы отдельных законов одним единым кодексом. Так или иначе, 29 января 1649 года на Земском соборе было принято Уложение, представлявшее собой 25 глав и 967 статей

Файлы: 1 файл

ИОГП Соборное Уложение 1649.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649.

 

ВОПРОС 1: ПРИНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

  • Соборное Уложение - это крупнейший памятник права периода феодализма по кругу регулируемых отношений.

 

Причинами такого рвения и усердия стали тревожная атмосфера, царившая на Руси, и страх междоусобий, требующие глубокой реформы законодательства. Не последнюю роль в этом процессе сыграло и существование множества частных указов, требующих систематизации, то есть замены массы отдельных законов одним единым кодексом. Так или иначе, 29 января 1649 года на Земском соборе было принято Уложение, представлявшее собой 25 глав и 967 статей

 

Создание этого памятника русского права было непосредственно связано  с, дальнейшим развитием феодально-крепостнических отношений в России. К этому времени сложились основные черты барщинного хозяйства. Вотчинная земля делилась на барскую и крестьянскую, и крестьянин, лично зависимый от помещика, работал на него.

 

Увеличение земельных наделов  феодалов приводило к усилению эксплуатации крестьян. Имела место и внутрифеодальная борьба между помещиками и вотчинниками из-за крепостных крестьян. Монопольное право владения крестьянами закреплялось в Соборном Уложении 1649г. за всеми категориями служилых чинов по отечеству. Феодальное землевладение лежало в основе всей государственности, начиная от царя и кончая губными целовальниками. Уложение обращает главное внимание на дворянство как на господствующий военно-служилый землевладельческий класс: почти половина всех статей прямо или косвенно касается его интересов и отношений.

 

Соборное Уложение детально регламентировало правовое положение вотчин и поместий, законодательно закрепило пути их сближения, разрешило обмен вотчин на поместья, продажу поместий и вотчин, расширило принципы института наследования.

 

Соборное Уложение сыграло большую  роль в развитии руcского права - оно явилось итогом развития права Московской Руси. Это был первый печатный кодекс. Он превосходит предшествующие памятники русского прав:

  • во-первых, своим содержанием
  • во-вторых, в нем дана определенная систематика многих норм права по предметам
  • в-третьих, в Уложении 1649 г. выражены коренные интересы господствующего класса,
  • в-четвертых, это крупная веха на пути развития феодально-вотчинного и поместного прав и создания единого права феодальной поземельной собственности.
  • Наконец, Уложение узаконило целую систему документальных оснований крепостной зависимости и сыска беглых крестьян и включило обширный свод законов холопьего права.

 

Уложение не отменяло личной неволи во имя свободы, а личную свободу превращало в неволю во имя государственного интереса. Будучи действующим сводом права своего времени.Уложение 1649 г. являлось вместе с тем и крупным памятником юридической мысли. Оно отразило поступательные, тенденции развития феодального общества начальный этап перехода, от сословно-представительной монархии к абсолютизму и закрепило образование единой формы феодальной земельной собственности.

 

Источниками Соборного  Уложения 1649г. послужили:

 

1.Церковные постановления и выписки из Кормчей книги;

2. Византийское право; 

3.Судебник 1497 и Судебник 1550 гг.;

4. Указы прежних великих государей  и царей, боярские приговоры; 

5. Указные книги Московских приказов (особенно Земского, Разбойного);

6. Некоторые выписки из Литовского статуса 1588 г.

 

Уложение состоит из 25 глав и 967 статей. 

 

Соборное Уложение 1649г., выражая интересы класса феодалов-крепостников, в первую очередь, удовлетворило требованиям служилого населения дворянства, закрепляя за ними право владеть землей и крепостными крестьянами.

 

Вопросы связанные с окончательным  закрепощением всех слоев крестьянства, полным лишением их прав в общественно-политическом и имущественном положении, в основном сосредоточены в гл. 11 «Суд о крестьянах», а также в ряде других глав. Глава 21 содержит статьи о преступлениях и наказаниях за них.

  • Анализ Уложения показывает, что ко времени его составления уголовное право достигло высокого развития.

  • Так, уголовная ответственность ставилась в зависимость от субъективного отношения ответчика к содеянному (гл. 10 ст. 223-228). За одни виды преступления предусматривалась гражданская санкция, а за другие - уголовная.

  • Одним из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, была необходимая оборона или крайняя необходимость (гл. 10 ст. 283, 201), которые исключали ответственность вне зависимости от се соразмерности. Наказание повышалось при наличии квалифицирующих обстоятельств (гл. 21 ст. 12, 25, 90).

  • Широко применялись имущественные наказания, которые состояли в конфискации вотчин, поместий, движимого имущества, убавке оклада и т. д.

  • Соборное Уложение - это крупнейший памятник права периода феодализма по кругу регулируемых отношений.

 

 

Интересно, что многие современные исследователи утверждают, что на порядке расположения предметов в Уложение отразилось желание представить государственный строй в вертикальном разрезе от государства и церкви до корчмы и казаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 2: РАЗРЯДЫ КРЕСТЬЯН И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ХОЛОПЫ

Правовое положение социальных групп по Соборному уложению 1649 г

К середине 17 в. обнаружились крупные сдвиги в экономике русского государства. Однако в основе общественной жизни по-прежнему был феодальный способ производства. Наличие барщины, рост натуральных и денежных оброков с крестьян; стремительное расширение дворянского землевладения - все это тяжелым бременем ложилось на плечи крестьян и способствовало усилению классовой борьбы. Вот в такой обстановке и появилось на свет Соборное Уложение царя Алексея Михайловича - кодекс крепостничества.

В 16 в. широкое распространение получила поместная система, тесно связанная с барщиной, что способствовало усилению эксплуатации различных групп зависимого крестьянства. Увеличилось число побегов крестьян и холопов, возросли случаи насильственной запашки крестьянами земель и порубки лесов феодалов. Участились случаи прямого убийства крестьянами отдельных феодалов.

В официальных документах середины века настойчиво звучали жалобы на увеличение числа «разбойников», которые нападали на помещичьи деревни, уничтожали документы, где закреплялись права феодалов на земли и крестьян. Соборное Уложение 1649 г., выполняя требования дворянства, специально ввело гл. 11 «Суд о крестьянах», в которой были отменены урочные лета, сыск беглых крестьян стал бессрочным. Статьи 1, 2 гл. 11 гласили, что бежавший крестьянин разыскивался в течение всей жизни и возвращался вместе с детьми. За прием беглых устанавливалась санкция по 10 руб. в год за каждого крестьянина в пользу истца. Крестьянин по своему положению приближается все более и более к холопам. Статья 13 гл. 11 предоставила феодалу право разлучать родителей и детей, крепостных. Статьи 3,9, 34 гл. 11 указывают также на бесправие крестьян: «...Мужья дочерей, сестер и племянниц беглого крестьянина, не принадлежащие его законному хозяину, остаются у своего вотчинника или помещика».

В ст. 34 был ярко выражен взгляд на крестьянина как на вещь: «...Принадлежность его к тому или иному владельцу решалась жребием, проигравший помещик вознаграждался деньгами».

В ст. 7, 24, 34 гл. II проявляется тенденция к превращению личности крестьянина в товар.

«Если вотчинник купил вотчину  вместе с беглыми крестьянами, которые  должны быть возвращены их собственнику, то покупатель вправе требовать с  продавца возмещения убытка. Убыток же не возмещается передачей покупателю равноценного «имущества» - крестьян продавца вотчины. Крестьянин становится таким товаром, на который установлена твердая цена - 4 руб., а имущество в среднем оценивалось в 5 руб. Из этого положения исходил суд, если невозможно было вернуть, крестьянина или его имущество на натуре или доказать его фактическую стоимость.

Статьи 10, 23 гл. 11 устанавливают ответственность  за прием беглых крестьян, бежавших послеСоборного Уложения 1649 г.

Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу  крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении крестьян.

Кроме гл. 11 «Суд о крестьянах», бесправное положение крестьян узаконено н другими статьями Уложения (ст. 94, 122, 235, 251,262 гл. 10, ст. 7 гл. 13, ст. 9, 14, 15, 37 гл. 19. ст. 47, 71 гл. 21, ст. 7 гл. 21). Эти статьи являются свидетельством полной зависимости крестьян от своих феодалов-землевладельцев.

«За убийство крестьянина феодал подвергался  тюремному заключению, а в качестве возмещения убытков пострадавшему  от потери крестьянина феодалу он отдавал из своего хозяйства лучшего  крестьянина с женой и детьми».

По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей (ст. 18 гл. 11).

При изучении правового положения  крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей.

Законодательные нормы о крестьянах представлены в 17-ти наиболее важных разделах Уложения, о чем свидетельствует табл. 1.

Итак, 111 статей в 17 главах Уложения упоминают  о крестьянах. Уложение вводит специальную гл. 20 «О кабальных холопах».

Институт холопства ведет свое начало со времени Древнерусского феодального государства. В «Русской Правде», Судебнике 1497 г. Царском Судебнике 1550 г. имеются упоминания о холопах.

Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца.

Основным источником пополнения кабальных  холопов были незакрепощенные элементы общества. В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится этом. Купленные татары также пополняли холопов.

Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства.

Так, кабала оформлялась только с 15 лет (ст. 20 гл. 20). Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских (ст. 2 гл. 20).

Кабальные холопы находились в зависимости  у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались.

Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов.

Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» (ст. 78 гл. 20). Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти (ст. 63 гл. 20). Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию (ст. 61 гл. 20).

Экономической основой бесправия  холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.

Если в Уложении с крестьянами  неразрывно связано понятие о  «животах» (возврат крестьянина  из бегов вместе с животами), то в отношении холопов это понятие предусматривало платье, в котором бежал холоп от господина (ст. 93 гл. 20). «А кто у кого поймается за холопа, и на том холопе за платье приведет его в Холопий приказ... то поличное платье отдавати истцом, а по суду и по сыску меж им указ учинить».

Уложение всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости  по служилой кабале и не создавало исключения из правил наследования кабальных холопов применением к ним старого принципа: по холопу - раба, по рабе - холоп (ст. 31 гл. 20). Брак кабального холопа на вольной женщине делал ее холопкой по мужу (ст. 85 гл. 20).

 

В процессе становления и развития Русского централизованного государства складывалось сословие посадских людей, живших на государевой земле и несших повинности в пользу государства. Посад был особой сферой приложения феодального права.

Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Часть улиц и домов в посадах принадлежала частным, духовным и светским лицам - все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т. е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением.

Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.

«Если дочь посадского человека или  вдова уйдет из посада и выйдет замуж за кабального человека или крестьянина..., то они вместо с мужем и детьми возвращаются в посад и зачисляются в тягло (ст. 38 гл. 19). Статьи 94-97 гл. 19 определяли порядок возвращения в тяглое состояние посадских людей, а ст. 35-36 - правила ведения посадскими людьми торговых операций в городах.

Итак, закон о прикреплении посадских  людей к посаду с запрещением  его покидать получил в Уложении законченное выражение.

Посад замыкался в сословные  рамки, неприкосновенность которых  гарантировалась законом.

Информация о работе Соборное Уложение - это крупнейший памятник права периода феодализма по кругу регулируемых отношений