Социальная структура древнерусского общества и его экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Цель исследования — формирование целостной картины летописных сведений и их связи с реальной действительностью.
Задачи исследования:
Изучение летописного свода «Повесть временных лет» как исторического источника.
Изучение различных версий на начало нашей истории.
Воссоздание картины исторического развития Киевской Руси с целью изучения жизни и дел предков в давние времена.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Предпосылки становления Древней Руси………………………….......6
Принятие религии
Становление княжеской власти
Этапы формирования
Признаки Древнерусского государства
2. Социальная структура древнерусского общества и его экономическое развитие……………………………………………………………………...9
Формирование феодальной собственности
Высшие классы Киевского общества
Социальное устройство дружины
Экономическое развитие
Появление денег
Объединение племен
Заключение………………………………………………………………....14
Термины…………………………………………………………………….14
Задание № 2
1. Сергий Радонежский…………………………………………………….15
2. Константин Петрович Победоносцев…………………………………..20
Задание № 3
Декабристы………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Предпосылки становления Древней Руси………………………….......6

Принятие религии

Становление княжеской власти

Этапы формирования

Признаки Древнерусского государства

2. Социальная структура древнерусского общества и его экономическое развитие……………………………………………………………………...9

Формирование феодальной собственности

Высшие классы Киевского общества

Социальное устройство дружины

Экономическое развитие

Появление денег

Объединение племен

Заключение………………………………………………………………....14

Термины…………………………………………………………………….14

Задание № 2

1. Сергий Радонежский…………………………………………………….15

2. Константин  Петрович Победоносцев…………………………………..20

Задание № 3

Декабристы………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………27

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия разных факторов, как внутренних, так и внешних. Особое место среди этих факторов, наряду с духовными и политическими, занимают социально-экономические факторы, которые и будут рассмотрены в данной контрольной работе. Социально-экономическое развитие Древней Руси интересовало многих учёных.

До сих пор  историки не знают однозначного ответа на вопрос, откуда пришли первые славянские племена на территорию современной  России. Но то, что это были сильные физически и духовно люди, бесспорно, иначе они не смогли бы существовать в столь суровых климатических условиях. Возможно, что именно эти климатические особенности заставили их искать новые формы сосуществования и в итоге привели к образованию Древнерусского государства.

Предмет исследования настоящей работы — Историография Древней Руси с IX в. по 30-е года XII века — период ее существования.

Основным объектом исследования служат — древнейшая летопись «Повесть временных лет» и основные гипотезы виднейших исследователей летописания.

Цель исследования — формирование целостной картины летописных сведений  и их связи с реальной действительностью.

Задачи исследования:

Изучение летописного свода «Повесть временных лет» как исторического источника.

Изучение различных версий на начало нашей истории.

Воссоздание картины исторического развития Киевской Руси с целью изучения жизни и дел предков в давние времена.

Определение версии, наиболее объективно отражающей действительный ход событий.

Все наши знания о древнерусской истории построены на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории Древней Руси.

Исследованиями  истории Древней Руси в советский  период занимались такие видные ученые как М.Н. Тихомиров, А.А. Зимин, Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова, И.И. Смирнова, Л.В. Черепнина, В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемых проблем, то есть на изучение социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси.

Точку зрения норманистов  разделял историк XIX века Карамзин Н.М. Так, описывая славян, историк говорит  об их полной несостоятельности в  плане создания государства. Славяне, в его понимании, жили полудикими племенами, далёкими от такой высокой  организации общества, как государство.

Эту точку зрения во многом разделяет другой известный  историк – С.М.Соловьёв. Ученый утверждает, что призвание варягов имеет  великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с  него справедливо начинать русскую  историю. Главное, начальное явление в основании государства – это соединение разрозненных племён через проявление в них сосредоточивающего начала, власти.

В предисловии  своего труда С.М.Соловьёв пишет: «Русская история открывается тем явлением, что несколько племён, не видя возможности выхода из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое».

Но в отечественной историографии нашлись и те, кто не соглашался принимать точку норманистов. Так, например, В.О.Ключевский. Он считал, что славянские племена были достаточно самостоятельны для того, чтобы создать государство. Изложение истории Древней Руси он начал со времен Геродота, тем самым, порывая с той исторической традицией, которая связывала начало нашего государства с призванием варягов. Труд летописца Нестора Греков считает заказным летописным сводом, написанный в определенной политической обстановке, и что ему нужно было показать в истории Киевской Руси роль княжеского рода Рюриковичей

И. Я. Фроянов выдвигает концепцию, по которой Русь, по крайней мере до конца X века, остается еще не государством, а племенным союзом, то есть переходной к государственной организации формой, соответствующей этапу военной демократии. Дань он рассматривает не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные племена в пользу государственной власти или его агентов, никак не соотнося ее с классовой эксплуатацией трудового населения. 

Большинство ученых согласны, что государственность  не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки становления Древней Руси

Становление государственности  на Руси происходит на фоне развития мирового Средневековья. Согласно летописи «Повесть временных лет» начало Древнерусского государства связано с призванием в 862 г. славянами в Новгород варягов во главе с Рюриком.

Древнерусское государство - Киевская Русь - по своей  социальной природе было раннефеодальным государством. В своем развитии оно прошло три основных этапа, в ходе которых сформировались: территория, экономический, социальный и политический строй, древнерусская народность.

В развитии Древнерусского государства важной вехой явилось  принятие в 988 году христианства как государственной религии. Следствием принятия христианства стало укрепление внешних связей, восприятие культурных ценностей из стран Европы, укрепление государственной власти и территориального единства. Феодальная Русь к рубежу Х-ХI вв. была сильным и самым обширным государством тогдашней Европы.

Важную роль в становлении Древнерусского государства  сыграл так называемый политический фактор - усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве посредника при разрешении разных споров. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

Становлению власти князя  способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует  отнести постоянное давление со стороны  соседей (хазары и норманны). С одной  стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению признаков государственности.

Итак, Древнерусское государство в своём развитии прошло ряд этапов. На первом этапе (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров. К IХ в. восходит появление системы полюдья, то есть сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.  
На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).

Летописец отмечает в Повести  временных лет (862 год), что славяне  сумели изгнать варяг за море, но вскоре между ними вспыхнула распря. В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

Таким образом, основными признаками древнерусского государства, которые сформировались к концу 10 века, являются:

1) династическая (родовая) княжеская власть;

2) простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

3) система данничества;

4) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальная структура древнерусского общества и его экономическое развитие

Социальная  структура древнерусского общества хорошо просматривается в «Русской правде» - своде юридических норм X - XII вв. Данный источник содержит информацию о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе Древней Руси.

Во второй половине XI века на Руси начинает складываться феодальное землевладение. Для феодального общества характерны два основных класса - феодалы и феодально-зависимые крестьяне. Однако структура раннефеодального общества Киевской Руси была более сложной.

В XII веке образуется вотчина (наследственное земельное  держание), как княжеская, так и боярская. При этом, по мнению некоторых исследователей, верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

До середины XII века господствующей формой собственности  была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации - взимание дани. При этом полюдье выполняло две значительные функции - взимание дани и кормление дружины. Большинство историков выделяют три линии формирования феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое:

1) Окняжение земель и облажение свободных общинников данью, перерастающей в феодальную ренту, - так складывалась государственная (черная) собственность.

2) Социальное расслоение общины.

3) Феодалы сажали  на землю рабов.

Все свободное  население Руси называлось людьми, отсюда пошел термин «полюдье». Значительная часть населения была лично свободна, но платила дань в пользу государства. Сельское население называлось смердами. Смерды могли жить как в свободных сельских общинах, так и в вотчинах феодалов и князей, являясь при этом лично зависимыми. Процесс закрепощения постепенно делал часть свободного населения феодально-зависимым. В феодально-зависимое населения попадали и рабы (как правило пленники-иноземцы).

Класс феодалов формировался из младших отпрысков  княжеского рода, из княжеской дружины путем «оседания дружины на землю» (например, получения части свободных земель в качестве платы за выполнение государственных функций обороны и суда, получение земли в управление с правом сбора дани в свою пользу и другим способом), также из богатых свободных общинников или из старой родоплеменной знати.

Великие князья собирали дань со всех государственных  земель, хотя население не было лично  зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на землю. Получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, часть оставляя себе. Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники. Давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников.

Итак, древнерусское  общество было разделено следующим  образом:

1) Свободное   население: великие князья; младшие  отпрыски княжеского рода; княжеские  дружинники; родоплеменная знать;  мужи вольные (купцы, ремесленники, общинники);

Информация о работе Социальная структура древнерусского общества и его экономическое развитие