Социальное и правовое неравенство в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:34, реферат

Описание работы

Социальное и правовое неравенство в Киесвкой Руси
Становление русской государственности, предпосылки образования древнерусского государства, особенности социального строя древней руси, социальная структура Древней Руси, политическая организация древнерусского государства, основные итоги

Содержание работы

Введение 3
1 Становление русской государственности в IX- начале XII вв. 4
1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства 4
2 Особенности социального строя древней руси 5
2.1 Социальная структура Древней Руси 10
3 Политическая организация древнерусского государства 12
3.1 Основные итоги 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ печатать.docx

— 36.12 Кб (Скачать файл)

 

Введение 3

1 Становление русской государственности в IC- начале CII вв. 4

1.1 Предпосылки образования  Древнерусского государства 4

2 Особенности социального строя древней руси 5

2.1 Социальная структура  Древней Руси 10

3 Политическая организация древнерусского государства 12

3.1 Основные итоги  15

Заключение 18

Список использованной литературы 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала  в IX—XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов  управления; 3) с необходимым действием  законов и 4) формированием органов  принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений  и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства —  закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью  такие институты, как вече, совет  старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Таким образом началось формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

 

 

1 СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IX - НАЧАЛЕ ХП ВВ.

 

1.1 Предпосылки  образования Древнерусского государства

В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности  имел свои специфические черты:

1. Пространственная и  геополитическая ситуация — Российское  государство занимало среднее  положение между Европой и  Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ  в пределах большого равнинного  пространства.

2. В ходе становления  Русь приобрела особенности как  восточных, так и западных государственных  образований.

3. Потребность в постоянной  защите от внешних врагов значительной  территории вынуждала сплачиваться  народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка,  создавать сильную государственную  власть и иметь народное ополчение.

В VII—X вв. славянские племена  объединяются в союзы и союзы  союзов (супер-союзы). Возникновение союзов племен — завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. Сосредоточение ростков государственности также происходило в политической организации сверх-союзов.

 

2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО  СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

2.1 Социальная  структура Древней Руси

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

I период (IX - середина X в.): формирование  государства, правление первых  киевских князей (Олега, Игоря,  Святослава).

II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI — начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского  и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных  цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому  политическому центру. При Олеге  дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к  Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив "уроки" — размер дани и "погосты" — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

Становление государства  продолжалось при Святославе (964— 972). Исследователи расходятся в оценках  его личности: одни считают его  талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие — разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: "Иду на вы".

При Владимире (980—1015) все  земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам  князь, окончательно подчинив каганат, принял титул "каган", т.е. царь. Создалось  единое русское государство, выступившее  субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие  мощные государства, как Византия и  Арабский халифат.

Владимир переносит центр  тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских  походов на упрочение власти Киева  над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в  столице был серьезным шагом  в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени  в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался  на завоеванных землях, а возвращался  в Киев. Его походы диктовались  нуждами государства. Строительство  оборонительных сооружений по рекам  Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

Киевскую Русь большинство  историков рассматривают как  раннефеодальное государство. Во главе  его стоял наследственный князь, державший "стод" в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался  с дружиной. В его руках дружина  была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов  и населения страны от врагов. Можно  говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху  становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова, он "разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией". На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее — в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в.

Экономической основой социального  строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную  в стоимостном выражении, она  не была предметом купли-продажи, а  выступала как вотчина - общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина ("отчина") передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было "держать отчину". Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.

И.Я. Фроянов полагает, что феодализация древнерусского общества осуществлялась па путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально - зависимого населения. Заметный рост вотчинных владений происходит на протяжении XI—ХП вв. Но господствующее положение в экономике Руси ХР-ХШ вв. занимало общинное землевладение. Древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей.

Сначала население вотчины  состояло из рабов и полусвободных  категорий зависимого населения. И  только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Современная концепция генезиса феодализма в России основана на идеях академика Л.В. Черепнина, утверждавшего, что феодализм на Руси первоначально устанавливался в форме верховной государственной собственности на землю, персонифицированной в лице князя. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в  огромной роли "государственного сектора" в экономике страны — в наличии  территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X—XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

Скандинавы Русь называли Гардарикой — Страной городов ввиду большого числа городов и оживленной городской жизни. Генезис города начинается с формирования древнерусской государственности. На раннем этапе города возникали на основе племенных и межплеменных центров. Со второй половины X в. городами становятся центры волостей, на которые была разделена территория Древнерусского государства. Типичными чертами города считалось наличие крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

В 1980-х гг. специалисты  пришли к выводу, что древнерусский  город — это постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи — волости — собиралась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там: прибавочного продукта, т.е. город был  центром ремесла и торговли. Связь  с обширной сельскохозяйственной округой  отличала город от замка феодала, погоста или рядового волостного центра. Однако большинство ученых сходятся в том, что города на Руси, в отличие от Европы (где они  были центром ремесла, торговли, культуры), В первую очередь играли роль политических центров и опорных военных  пунктов.

 

 

Социальная структура  Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они  жили и в крестьянских общинах, и  в вотчинах. Разорившиеся крестьяне  брали у феодалов в долг ссуду  — "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название — закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов  находились челядь и холопы, пополнявшиеся  из числа пленников и разорившихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло  свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани — "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

Свободные общинники имели  собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем  — тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом  власти в русских землях X—ХП  вв. было народное собрание "старшего города" — вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни".

Информация о работе Социальное и правовое неравенство в Киевской Руси