Социально-экономические преобразования в 90е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:30, доклад

Описание работы

Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями. В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа: а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.); в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000–2002 г.).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 23.79 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические  преобразования в 90е годы

 

 

Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере  в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями. В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа: а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.); в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000–2002 г.).

 Пришедшие в 1991г.  к власти в России «демократы»  не имели сколько-нибудь обоснованной  программы социально-экономических  преобразований. В то же время  они исходили из постулата  о том, что рыночные отношения  сразу оздоровят экономику, что  рыночная свобода универсальна  и благодатна для всех (и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли, и культуры). Доминировала иллюзия,  что благодать рынка может  утвердиться быстро, без ухудшения  положения большинства населения,  которое оформится в новый  «средний класс». В столкновении  вариантов и моделей перехода  России к рынку победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант экономического реформирования, т.н. «шокотерапия» с «одномоментной либерализацией цен» и ускоренной приватизацией государственной собственности.

 Официально этот курс  сформулировал президент Б.Ельцин на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991г. Он пообещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6 – 8 месяцев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты, начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Практическое внедрение монетаристской (предполагающей отказ государства от вмешательства в экономику и полное рыночное саморегулирование) модели экономического реформирования России возглавил вице-премьер Е.Гайдар.

 С 1 января 1992 г. начался  форсированный переход России  к рынку методом «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной  приватизации государственной собственности,  в отказе от государственного  регулирования цен и валютного  курса рубля, от планового руководства  экономикой, от бюджетных дотаций  отраслям народного хозяйства  и населению и др. Краеугольным  камнем заявленных реформ было  освобождение цен из-под контроля  государства. Сторонники этого  шага доказывали, что это приведет  к установлению баланса цен  и спроса, к оживлению экономики.  Рост цен с января 1992 г. превзошел  все ожидания. В условиях монопольного  характера экономики и товарного  голода это привело к резкому  снижению покупательского спроса  населения, а также к обесцениванию  денег на счетах предприятий  и вкладов населения в Сбербанке.  Россия лишилась всех своих  сбережений, цены за 1992 г. выросли  в 36 раз, развивалась гиперинфляция. 

 Сочетание роста цен  с открытием границ, ввозом продовольствия  и товаров повседневного спроса  из-за рубежа способствовало насыщению  потребительского рынка, изъятию  у населения денежной массы  и стабилизации рынка. Однако  низкая конкурентоспособность отечественной  продукции стала одной из главных  причин сокращения сбыта, а  потому и производства продукции  российских предприятий. В особенно критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. А ведь предполагалось, что именно эти предприятия, обладавшие высокими технологиями и современным оборудованием, обеспечат выход российской промышленности на мировой рынок. В 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ак1994 г. (в сравнении с 1991г.) – на 50%, ВВП – на 47,2%, капиталовложения – на 67%. Таких катастрофических темпов страна не знала даже в годы Великой Отечественной войны. Н.Байбаков (председатель Госплана СССР на протяжении 20 лет) в связи с этим отметил: «Россия не вошла, а упала, рухнула в дикий рынок, который правильнее было бы назвать базаром». Существенно ослабли позиции РФ в мировом хозяйстве: ее доля в совокупном ВВП всего земного шара снизилась с 3,6% в1990 г. до 1,7% в1997 г.

 Не оправдались надежды  и на быстрое реформирование  сельского хозяйства, где производство  резко сократилось, а страна  все более зависела от импорта  продовольствия. В тяжелейшем положении  оказались социальная сфера, наука,  культура, образование, здравоохранение.  Стремительно росла явная и  скрытая безработица. Подавляющее  большинство населения РФ с  весны 1992 г. было категорически  против методов «гайдарономики». Против проводимого социально-экономического курса выступили и все значимые общественно-политические силы страны, вследствие чего Е.Гайдар в декабре 1992 г. был отправлен в отставку с поста и.о. премьера. Правда, несколько позже его вернули в правительство вице-премьером и он вместе с министром финансов Б.Федоровым, председателем Госкомимущества А.Чубайсом в целом продолжил прежний курс.

 Формы и методы экономической  реформы были реально скорректированы  в сторону большей социальной  защищенности населения лишь  с рубежа 1993-1994 г., что было связано  с именем нового главы правительства  В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился лишь в конце века, ас 2000 г. наблюдаются некоторый экономический рост и определенная социальная стабильность.

 Основными преобразованиями  всего переходного периода в  экономике России являются:

 а) изменение роли  государства в экономической  жизни (сокращение вмешательства  в экономические процессы, государственных расходов на экономику, сохранение государственного финансирования социального обеспечения, образования, обороны…). Ликвидированы плановая система и жесткая вертикальная структура управления предприятий со стороны государства – вместо множества отраслевых министерств сейчас функционирует одно министерство экономического развития. Введено свободное ценообразование (в середине 1998 г. 90% цен устанавливались свободно, 5% – государством, 5% – с ограничением нормы рентабельности);

 б) макроэкономическая  стабилизация. Были предприняты  четыре попытки финансовой стабилизации (1992, 1993–1994, 1996–1997, 2000–2001г.). Жесткая финансовая политика, хотя и непоследовательная, привела к постепенному снижению инфляции 13% – 2000 г., примерно 18% – 2001г.). Главная причина неудачной борьбы с инфляцией – отрыв от реального сектора экономики, т.е. для стабилизации финансов необходим экономический подъем. Экономический рост начался лишь в 2000 г. (ВВП вырос на 7,7%, промышленное производство – на 9%, а сельскохозяйственное – на 5%);

 в) приватизация с целью перестройки отношений собственности прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в 1992 – середине 1994 г.; денежная – во второй половине 1994 – 1996 г. (многие предприятия куплены по заведомо заниженным ценам: 500 крупнейших предприятий РФ стоимостью минимум 200 млрд. долларов фактически проданы за 7,2 млрд., а «ЗИЛ» – за 4 млн. долларов при стоимости основных фондов в 1 млрд.); индивидуальные проекты приватизации – с1997 г. К концу 2000 г. приватизированы 74% всех предприятий, на которых работали почти 70% занятых;

 г) создание рыночной  инфраструктуры. В 90-е годы появились  все виды рынков: товаров, услуг,  труда, капиталов, кредитов, недвижимости. В частности, сформировался фондовый  рынок ценных бумаг; 

 д) интеграция в мировое  хозяйство. К сожалению, топливносырьевая модель международной специализации России приобрела в 90-е годы особенно выраженный характер. Так, за 2000 г. только за нефть РФ получила 35 млрд. долларов дохода, из которых в бюджет попала лишь одна четвертая.

 Современные тенденции,  проблемы и задачи экономического  развития (2000–2001г.). Во-первых, необходим  постепенный, но постоянный экономический  рост для выхода из глубокого  кризиса. К сожалению, сохранить  высокие темпы 2000 г. в 2001г.  не удалось в полной мере (прирост  промышленного производства –  5%, ВВП – около 5%). В то же  время уже можно говорить о  начале экономической стабилизации.

 Во-вторых, федеральный  бюджет 2001г. уже был бесдефицитным, хотя четверть его ушла на обслуживание внешнего долга, 100 млрд. рублей – на социальные нужды, 218 млрд.– на оборону.

 В-третьих, введение  в 2001г. единой ставки подоходного  налога (в процентах) для всех  субъектов хозяйствования резко  увеличило собираемость налогов  в целом и вследствие этого  – наполняемость доходной части  бюджета. 

 В-четвертых, отраслевая  структура промышленности изменилась  в худшую сторону. Резко сократились  наукоемкие производства (РФ дала  в 2000 г. менее 1% мирового производства  наукоемкой продукции). Упадок ВПК,  угольной промышленности, сельского  хозяйства происходил при одновременном  росте экспортных добывающих  отраслей (нефтегазовая, лесная, деревообрабатывающая…).

 В-пятых, производительность  труда постоянно снижалась, росло  ее отставание от развитых  стран. Энергоемкость российской  экономики в 2001г. была в 4 раза выше, чем в Западной Европе.

 В-шестых, неэффективное  реформирование сельского хозяйства.  Фермерские хозяйства (13 млн. га) без должной государственной  помощи не могут работать производительно.  Акционирование многих колхозов  и совхозов привело к их  фактической гибели (в1999 г. не  были обработаны 18 млн. га пашни  и 12 млн. га иных сельхозугодий).

 Чрезвычайно сильной  является зависимость от импорта  продуктов питания, что позволяет  говорить о реальной проблеме  продовольственной независимости  России.

 В-седьмых, проблема  выплат по внешнему долгу, который  резко вырос за 90-е годы и  составил в конце 1999 г. 176,6 млрд. долларов. За 2000 г. его удалось  сократить до 161 млрд., а за 2001 –  примерно до 148 млрд. На обслуживание  внешних долгов РФ вынуждена  тратить примерно четверть всех  своих доходов. 

 В послании президента  В.Путина Федеральному собранию 3 апреля 2001г. было обращено внимание на следующие экономические проблемы:

 – взрывоопасность  пересмотра итогов во многом  криминальной приватизации; – сохраняется  опасность прогрессирующего экономического  и технологического отставания  страны; – неправомерно усиливается  сырьевая направленность российского  экспорта («Россия по-прежнему живет,  как рантье, а не как производитель»). Социальная сфера: проблемы и  задачи развития. Новый и массовый  «средний класс» создать не  удалось. Налицо социальная поляризация  населения и обеднение его  большинства. Так, 5% богатых и  очень богатых владеют почти  всеми предприятиями и 75 –  80% всех денежных сбережений. 1 млн.  самых богатых соотносился в  2001г. по доходам с 1 млн. самых  бедных в пропорции 100:1. В этом  же году 40 млн. человек (2000 г.  – 46 млн., 1999 г. – около 60 млн.) находились за чертой бедности. Около 10 млн. человек составляют  социальное дно (бомжи, нищие,  проститутки…), среди них от 2,5 до 4 млн. (по разным оценкам) –  беспри зорных и безнадзорных детей. Иными словами, существуют непонимающие друг друга «две России» – бедная и богатая.

 Острой является проблема  безработицы. На 1 января 2002 г. было 6,4 млн. полностью безработных,  вт.ч. 1 млн. зарегистрированных. И это при том, что «челноки» (около 6 млн.) частично снимают и маскируют проблему, а теневой сектор дает заработок 7-8 млн. человек.

 Сокращается население  страны (за 1992 – 2001г. – на 9 млн.  человек, только за 2001г. – на 864,6 тыс.). В последние годы смертность  превышает рождаемость в 2 раза. Выезд за границу приобрел  массовый характер (примерно 4 млн.  человек за 1992– 2000 г.), причем выезжают  лучшие («утечка мозгов»). Потребление  алкоголя в России в два  раза превышает опасный уровень.  Население РФ составило на  начало 2002 г. лишь 144 млн. человек.  Специалисты считают, что при  таких тенденциях в России  к 2050 г. останется 94 млн. человек. 

 Команда президента В.Путина сделала вывод о необходимости комплексной социальной реформы, т.е. реформы системы оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, социальной защиты, борьбы с преступностью и др. Что сделано за 2001-начало 2002 г.? Проводится, например, пенсионная реформа, согласно ее концепции государство будет гарантировать всем пожилым людям лишь определенный минимум выплат, а вторую их часть должна составить персональная накопительная пенсия (формируется через отчисления из зарплаты работника). Утверждена концепция модернизации образования в РФ (октябрь 2001г.). Средняя школа остается бесплатной, в высшей школе вводятся различные механизмы оплаты (образовательные кредиты и т.д.). Расширяется практика единого (выпускного и вступительного) государственного экзамена, по результатам которого одаренная молодежь получает возможность бесплатного обучения в лучших вузах страны.

 Внешняя политика Российской  Федерации. 90-е годы начались для  России с радикального пересмотра  идеологии международной деятельности, т.к. двуполюсное и двублоковое мироустройство сменилось одноблоковым и однополярным (НАТО – США).

 Во внешней политике  РФ с конца 1991г. можно выделить  три основных этапа: 

1) первая половина 90-х  годов (глава МИД – «западник»  А.Козырев) характеризовалась прозападным курсом в стратегических вопросах, все большей потерей статуса супердержавы и поэтапными, постоянными уступками в ходе строительства однополюсного мира, попытками выстроить в систему свои взаимоотношения с бывшими советскими республиками;

2) 1996–1999 годы (министры иностранных  дел Е.Примаков и И.Иванов) – время попыток сформировать отличный от Запада внешнеполитический курс и собственное международное лицо, стремление хотя бы частично восстановить имидж великой державы, интенсификации интеграционных процессов в СНГ (№1 – Союзное государство России и Беларуси);

3) 2000 – 2002 годы (президент  В.Путин, руководитель МИД – И.Иванов) отличаются резкой активизацией и глубокими качественными изменениями во всей внешнеполитической деятельности.

 Идеологическим ядром  международных отношений сейчас  является концепция многополюсного  мира, а первейшей практической  задачей – возрождение статуса  великой державы, с которой  считаются все. Разработана концепция  национальной безопасности. Четко  заявлено, что у России имеются  постоянные интересы всюду (как  и у США) и что она не  хочет мириться с ее дискриминацией  со стороны Запада, что РФ хочет  разговаривать с ним лишь на  равных.

 Россия старается обозначить  свою позицию и использовать  любой кризис для усиления  собственного международного влияния  (сентябрьско-октябрьский кризис 2000 г. в Югославии, обострение палестино-израильского конфликта в 2001-2002 г. ит.д.). Она ищет и стремится использовать различные противоречия в мире (Западная Европа – США, Япония – Европа – США, «третий мир» – развитые капиталистические страны). Россия активно создает образ непримиримого борца с международным терроризмом.

Информация о работе Социально-экономические преобразования в 90е годы