Социально-экономические
преобразования в 90е годы
Главным и общим направлением
всех преобразований в этой сфере
в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является
формирование рыночной экономики со всеми
вытекающими социальными последствиями.
В постсоциалистических преобразованиях
экономической жизни России можно выделить
три основных этапа: а) форсированные темпы
радикальных реформ с тяжелейшими социальными
результатами (1992–1993 г.); б) эволюционное
развитие рыночных институтов и попытки
смягчения социальных противоречий (1994–1999
г.); в) начало экономической стабилизации
и системных социальных реформ (2000–2002
г.).
Пришедшие в 1991г.
к власти в России «демократы»
не имели сколько-нибудь обоснованной
программы социально-экономических
преобразований. В то же время
они исходили из постулата
о том, что рыночные отношения
сразу оздоровят экономику, что
рыночная свобода универсальна
и благодатна для всех (и промышленности,
и сельского хозяйства, и торговли,
и культуры). Доминировала иллюзия,
что благодать рынка может
утвердиться быстро, без ухудшения
положения большинства населения,
которое оформится в новый
«средний класс». В столкновении
вариантов и моделей перехода
России к рынку победили радикалы-западники
и был избран жесткий вариант экономического
реформирования, т.н. «шокотерапия» с «одномоментной
либерализацией цен» и ускоренной приватизацией
государственной собственности.
Официально этот курс
сформулировал президент Б.Ельцин
на V Съезде народных депутатов в конце
октября 1991г. Он пообещал, что трудности
и лишения будут длиться лишь 6 – 8 месяцев
и что уже к осени 1992 г. страна получит
реальные результаты, начнется «стабилизация
экономики, постепенное улучшение жизни
людей». Практическое внедрение монетаристской
(предполагающей отказ государства от
вмешательства в экономику и полное рыночное
саморегулирование) модели экономического
реформирования России возглавил вице-премьер
Е.Гайдар.
С 1 января 1992 г. начался
форсированный переход России
к рынку методом «шоковой терапии».
Это выразилось в ускоренной
приватизации государственной собственности,
в отказе от государственного
регулирования цен и валютного
курса рубля, от планового руководства
экономикой, от бюджетных дотаций
отраслям народного хозяйства
и населению и др. Краеугольным
камнем заявленных реформ было
освобождение цен из-под контроля
государства. Сторонники этого
шага доказывали, что это приведет
к установлению баланса цен
и спроса, к оживлению экономики.
Рост цен с января 1992 г. превзошел
все ожидания. В условиях монопольного
характера экономики и товарного
голода это привело к резкому
снижению покупательского спроса
населения, а также к обесцениванию
денег на счетах предприятий
и вкладов населения в Сбербанке.
Россия лишилась всех своих
сбережений, цены за 1992 г. выросли
в 36 раз, развивалась гиперинфляция.
Сочетание роста цен
с открытием границ, ввозом продовольствия
и товаров повседневного спроса
из-за рубежа способствовало насыщению
потребительского рынка, изъятию
у населения денежной массы
и стабилизации рынка. Однако
низкая конкурентоспособность отечественной
продукции стала одной из главных
причин сокращения сбыта, а
потому и производства продукции
российских предприятий. В особенно критическом
положении оказались предприятия военно-промышленного
комплекса. А ведь предполагалось, что
именно эти предприятия, обладавшие высокими
технологиями и современным оборудованием,
обеспечат выход российской промышленности
на мировой рынок. В 1992 г. промышленное
производство сократилось на 18%, ак1994 г.
(в сравнении с 1991г.) – на 50%, ВВП – на 47,2%,
капиталовложения – на 67%. Таких катастрофических
темпов страна не знала даже в годы Великой
Отечественной войны. Н.Байбаков (председатель
Госплана СССР на протяжении 20 лет) в связи
с этим отметил: «Россия не вошла, а упала,
рухнула в дикий рынок, который правильнее
было бы назвать базаром». Существенно
ослабли позиции РФ в мировом хозяйстве:
ее доля в совокупном ВВП всего земного
шара снизилась с 3,6% в1990 г. до 1,7% в1997 г.
Не оправдались надежды
и на быстрое реформирование
сельского хозяйства, где производство
резко сократилось, а страна
все более зависела от импорта
продовольствия. В тяжелейшем положении
оказались социальная сфера, наука,
культура, образование, здравоохранение.
Стремительно росла явная и
скрытая безработица. Подавляющее
большинство населения РФ с
весны 1992 г. было категорически
против методов «гайдарономики».
Против проводимого социально-экономического
курса выступили и все значимые общественно-политические
силы страны, вследствие чего Е.Гайдар
в декабре 1992 г. был отправлен в отставку
с поста и.о. премьера. Правда, несколько
позже его вернули в правительство вице-премьером
и он вместе с министром финансов Б.Федоровым,
председателем Госкомимущества А.Чубайсом
в целом продолжил прежний курс.
Формы и методы экономической
реформы были реально скорректированы
в сторону большей социальной
защищенности населения лишь
с рубежа 1993-1994 г., что было связано
с именем нового главы правительства
В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился
лишь в конце века, ас 2000 г. наблюдаются
некоторый экономический рост и определенная
социальная стабильность.
Основными преобразованиями
всего переходного периода в
экономике России являются:
а) изменение роли
государства в экономической
жизни (сокращение вмешательства
в экономические процессы, государственных
расходов на экономику, сохранение государственного
финансирования социального обеспечения,
образования, обороны…). Ликвидированы
плановая система и жесткая вертикальная
структура управления предприятий со
стороны государства – вместо множества
отраслевых министерств сейчас функционирует
одно министерство экономического развития.
Введено свободное ценообразование (в
середине 1998 г. 90% цен устанавливались
свободно, 5% – государством, 5% – с ограничением
нормы рентабельности);
б) макроэкономическая
стабилизация. Были предприняты
четыре попытки финансовой стабилизации
(1992, 1993–1994, 1996–1997, 2000–2001г.). Жесткая финансовая
политика, хотя и непоследовательная,
привела к постепенному снижению инфляции
13% – 2000 г., примерно 18% – 2001г.). Главная
причина неудачной борьбы с инфляцией
– отрыв от реального сектора экономики,
т.е. для стабилизации финансов необходим
экономический подъем. Экономический
рост начался лишь в 2000 г. (ВВП вырос на
7,7%, промышленное производство – на 9%,
а сельскохозяйственное – на 5%);
в) приватизация с целью перестройки
отношений собственности прошла три этапа:
чековая (ваучерная) приватизация в 1992
– середине 1994 г.; денежная – во второй
половине 1994 – 1996 г. (многие предприятия
куплены по заведомо заниженным ценам:
500 крупнейших предприятий РФ стоимостью
минимум 200 млрд. долларов фактически проданы
за 7,2 млрд., а «ЗИЛ» – за 4 млн. долларов
при стоимости основных фондов в 1 млрд.);
индивидуальные проекты приватизации
– с1997 г. К концу 2000 г. приватизированы
74% всех предприятий, на которых работали
почти 70% занятых;
г) создание рыночной
инфраструктуры. В 90-е годы появились
все виды рынков: товаров, услуг,
труда, капиталов, кредитов, недвижимости.
В частности, сформировался фондовый
рынок ценных бумаг;
д) интеграция в мировое
хозяйство. К сожалению, топливносырьевая
модель международной специализации России
приобрела в 90-е годы особенно выраженный
характер. Так, за 2000 г. только за нефть
РФ получила 35 млрд. долларов дохода, из
которых в бюджет попала лишь одна четвертая.
Современные тенденции,
проблемы и задачи экономического
развития (2000–2001г.). Во-первых, необходим
постепенный, но постоянный экономический
рост для выхода из глубокого
кризиса. К сожалению, сохранить
высокие темпы 2000 г. в 2001г.
не удалось в полной мере (прирост
промышленного производства –
5%, ВВП – около 5%). В то же
время уже можно говорить о
начале экономической стабилизации.
Во-вторых, федеральный
бюджет 2001г. уже был бесдефицитным,
хотя четверть его ушла на обслуживание
внешнего долга, 100 млрд. рублей – на социальные
нужды, 218 млрд.– на оборону.
В-третьих, введение
в 2001г. единой ставки подоходного
налога (в процентах) для всех
субъектов хозяйствования резко
увеличило собираемость налогов
в целом и вследствие этого
– наполняемость доходной части
бюджета.
В-четвертых, отраслевая
структура промышленности изменилась
в худшую сторону. Резко сократились
наукоемкие производства (РФ дала
в 2000 г. менее 1% мирового производства
наукоемкой продукции). Упадок ВПК,
угольной промышленности, сельского
хозяйства происходил при одновременном
росте экспортных добывающих
отраслей (нефтегазовая, лесная, деревообрабатывающая…).
В-пятых, производительность
труда постоянно снижалась, росло
ее отставание от развитых
стран. Энергоемкость российской
экономики в 2001г. была в 4
раза выше, чем в Западной Европе.
В-шестых, неэффективное
реформирование сельского хозяйства.
Фермерские хозяйства (13 млн. га)
без должной государственной
помощи не могут работать производительно.
Акционирование многих колхозов
и совхозов привело к их
фактической гибели (в1999 г. не
были обработаны 18 млн. га пашни
и 12 млн. га иных сельхозугодий).
Чрезвычайно сильной
является зависимость от импорта
продуктов питания, что позволяет
говорить о реальной проблеме
продовольственной независимости
России.
В-седьмых, проблема
выплат по внешнему долгу, который
резко вырос за 90-е годы и
составил в конце 1999 г. 176,6 млрд.
долларов. За 2000 г. его удалось
сократить до 161 млрд., а за 2001 –
примерно до 148 млрд. На обслуживание
внешних долгов РФ вынуждена
тратить примерно четверть всех
своих доходов.
В послании президента
В.Путина Федеральному собранию 3 апреля
2001г. было обращено внимание на следующие
экономические проблемы:
– взрывоопасность
пересмотра итогов во многом
криминальной приватизации; – сохраняется
опасность прогрессирующего экономического
и технологического отставания
страны; – неправомерно усиливается
сырьевая направленность российского
экспорта («Россия по-прежнему живет,
как рантье, а не как производитель»).
Социальная сфера: проблемы и
задачи развития. Новый и массовый
«средний класс» создать не
удалось. Налицо социальная поляризация
населения и обеднение его
большинства. Так, 5% богатых и
очень богатых владеют почти
всеми предприятиями и 75 –
80% всех денежных сбережений. 1 млн.
самых богатых соотносился в
2001г. по доходам с 1 млн. самых
бедных в пропорции 100:1. В этом
же году 40 млн. человек (2000 г.
– 46 млн., 1999 г. – около 60 млн.)
находились за чертой бедности.
Около 10 млн. человек составляют
социальное дно (бомжи, нищие,
проститутки…), среди них от 2,5 до
4 млн. (по разным оценкам) –
беспри зорных и безнадзорных детей. Иными
словами, существуют непонимающие друг
друга «две России» – бедная и богатая.
Острой является проблема
безработицы. На 1 января 2002 г. было
6,4 млн. полностью безработных,
вт.ч. 1 млн. зарегистрированных. И это при
том, что «челноки» (около 6 млн.) частично
снимают и маскируют проблему, а теневой
сектор дает заработок 7-8 млн. человек.
Сокращается население
страны (за 1992 – 2001г. – на 9 млн.
человек, только за 2001г. – на
864,6 тыс.). В последние годы смертность
превышает рождаемость в 2 раза.
Выезд за границу приобрел
массовый характер (примерно 4 млн.
человек за 1992– 2000 г.), причем выезжают
лучшие («утечка мозгов»). Потребление
алкоголя в России в два
раза превышает опасный уровень.
Население РФ составило на
начало 2002 г. лишь 144 млн. человек.
Специалисты считают, что при
таких тенденциях в России
к 2050 г. останется 94 млн. человек.
Команда президента В.Путина
сделала вывод о необходимости комплексной
социальной реформы, т.е. реформы системы
оплаты труда, пенсионного обеспечения,
здравоохранения, образования, социальной
защиты, борьбы с преступностью и др. Что
сделано за 2001-начало 2002 г.? Проводится,
например, пенсионная реформа, согласно
ее концепции государство будет гарантировать
всем пожилым людям лишь определенный
минимум выплат, а вторую их часть должна
составить персональная накопительная
пенсия (формируется через отчисления
из зарплаты работника). Утверждена концепция
модернизации образования в РФ (октябрь
2001г.). Средняя школа остается бесплатной,
в высшей школе вводятся различные механизмы
оплаты (образовательные кредиты и т.д.).
Расширяется практика единого (выпускного
и вступительного) государственного экзамена,
по результатам которого одаренная молодежь
получает возможность бесплатного обучения
в лучших вузах страны.
Внешняя политика Российской
Федерации. 90-е годы начались для
России с радикального пересмотра
идеологии международной деятельности,
т.к. двуполюсное и двублоковое мироустройство
сменилось одноблоковым и однополярным
(НАТО – США).
Во внешней политике
РФ с конца 1991г. можно выделить
три основных этапа:
1) первая половина 90-х
годов (глава МИД – «западник»
А.Козырев) характеризовалась прозападным
курсом в стратегических вопросах, все
большей потерей статуса супердержавы
и поэтапными, постоянными уступками в
ходе строительства однополюсного мира,
попытками выстроить в систему свои взаимоотношения
с бывшими советскими республиками;
2) 1996–1999 годы (министры иностранных
дел Е.Примаков и И.Иванов) – время попыток
сформировать отличный от Запада внешнеполитический
курс и собственное международное лицо,
стремление хотя бы частично восстановить
имидж великой державы, интенсификации
интеграционных процессов в СНГ (№1 –
Союзное государство России и Беларуси);
3) 2000 – 2002 годы (президент
В.Путин, руководитель МИД – И.Иванов)
отличаются резкой активизацией и глубокими
качественными изменениями во всей внешнеполитической
деятельности.
Идеологическим ядром
международных отношений сейчас
является концепция многополюсного
мира, а первейшей практической
задачей – возрождение статуса
великой державы, с которой
считаются все. Разработана концепция
национальной безопасности. Четко
заявлено, что у России имеются
постоянные интересы всюду (как
и у США) и что она не
хочет мириться с ее дискриминацией
со стороны Запада, что РФ хочет
разговаривать с ним лишь на
равных.
Россия старается обозначить
свою позицию и использовать
любой кризис для усиления
собственного международного влияния
(сентябрьско-октябрьский кризис 2000 г.
в Югославии, обострение палестино-израильского
конфликта в 2001-2002 г. ит.д.). Она ищет и стремится
использовать различные противоречия
в мире (Западная Европа – США, Япония
– Европа – США, «третий мир» – развитые
капиталистические страны). Россия активно
создает образ непримиримого борца с международным
терроризмом.