Социально-экономический строй Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политик по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

Содержание работы

Введение

1. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси

2. Развитие городов и ремесла

3. Торговля и денежное обращение

4.Заключение

5.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

взфи.docx

— 24.28 Кб (Скачать файл)

                      ГОУ СПО Банковский Колледж №45

 

 

 

                                       Контрольная работа

                                           по дисциплине

                                  «Отечественная История»

                                                на тему

            «Социально-экономический строй Киевской Руси»

 

 

 

 

 

                                                                                         Студентки группы №205

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Москва 2011

 

 

Введение

 

1. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси

 

2. Развитие городов и ремесла

 

3. Торговля и денежное обращение

 

4.Заключение

 

5.Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство - Киевскую Русь, провозгласив себя великим киевским князем.

Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политик  по насильственному присоединению  восточных славян, что позволило  превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

Огромное значение для начальной  русской истории сыграли отношения  со Скандинавией и Византией, хотя с  ними у Киевской Руси не было общих  границ. Скандинавия оказала существенное влияние на становление политического  и военного строя, а Византия - на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.

В 988 году произошло окончательное  признание христианства официальной  религией - Крещение Руси.

Принятие христианства способствовало дальнейшему укреплению государственности, а также повысило международный  авторитет Киевской Руси, поскольку  поставил ее в ряд с цивилизованными  европейскими державами. Например, киевские князья могли теперь участвовать  в династических европейских  браках. Кроме того, христианство оказало  большое влияние на развитие культуры. Византийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали распространению письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  социально-экономического развития  Киевской Руси

В IX-XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В  это время еще только закладываются  основы прочной системы взаимоотношений  между государством, феодалами и  сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной  службы.

Первоначально великие князья собирали дань-полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников - «посадников», старших «мужей» - дружинников.

Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она  и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время  сбора не определялись заранее, а  зависели от случая. Позже из-за протестов  населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть фиксированные  нормы дани, время и место ее сбора. Постепенно дань приняла форму  подати в пользу государства и  форму феодальной ренты - оброка.

Известно, что основой феодального  землевладения является полная собственность  феодала на земельные угодья и  неполная - на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что  феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и  отбывали различные повинности, и  смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку  их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов  кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники  были вынуждены обращаться за помощью  к феодалу и заключать с  ним особый договор - «ряд», по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить  на закупов и вдачей.

Если рядович брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился  на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом. После выплаты  купы с процентами закуп снова  мог стать свободным смердом. Вдачи, или «изорники» - это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Еще в сельской общине имелись так  называемые «изгои», «сироты», которые  представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а  потому не имели права служить  в церкви и т.д.

Среди самых низших, бесправных слоев  населения были «холопы», или «челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном, на полях. Были также  «обельные» холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали  к феодалу на основе договора-ряда.

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель - все это приводило к  росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», то есть на свободные земли, поднимали  стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять  внимание разработке правовых норм внутригосударственной  жизни.

Так, в 1016 году при Ярославе Мудром появилась «Русская Правда», которая  стала важнейшим сводом норм древнерусского законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена «Правда Ярославичей», вторая составная часть «Русской Правды». В этих документах ограничивалась, а позже - отменялась кровная месть  как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность  за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной  администрации.

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями:

1) князь жаловал своим дружинникам  на определенный период территории  для сбора дани - «прокорма». Со  временем эти земли становились  наследными владениями бояр;

2) князь награждал дружинников  за службу государственной землей;

3) князь мог отдать своим приближенным  часть своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились  лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление  на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное  их экономическое и юридическое  закабаление.

Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри  также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские  пожалования, она захватывала земли  свободных общинников и т.д.

 

2. Развитие городов  и ремесла

Восточнославянские города появились  из небольших ремесленно-торговых поселений  еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего возникали  на торговых перекрестках и водных транспортных путях. Так, на пути «из варяг в греки», то есть из Северной Европы в Византию, были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие князья стали возводить города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань.

С распространением христианства на Руси города начали возникать возле  больших монастырей. Они образовывались также на месте племенных градов и центров языческих поклонений, около крупных вотчинных усадеб.

Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в  них предпочитали ставить свои дворы  князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое  количество городов на Руси, они  даже называли ее «страной городариков, или гардариков». Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли и таким образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или «волости», которые уже почти не имели племенного происхождения.

Так, в Чернигово-Северскую волость  входили северяне, радимичи, вятичи и т.д. В результате этого процесса племенное деление отходит на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны. В крупных городах  существовали особые торговые подворья для заезжих торговцев - «гостей».

Ремесло первоначально зарождалось  в патриархальных семьях как домашние промыслы для обслуживания себя и  своих родственников в простейших изделиях обихода: льняных тканях, коже, посуде, обуви и т.д. Эти изделия  не выходили за рамки семьи и не поступали в продажу.

В процессе дальнейшего общественного  разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную отрасль  народного хозяйства - ремесленное  производство. Ремесленники постепенно начинали работать не только для внутреннего  потребления патриархальной семьи, но и для обмена. Они все меньше занимались земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские поселения.

Во второй половине X века появляются клейма мастеров. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец Х века).

Мастера семьями селились в городах  отдельными посадами, слободами, улицами  по определенному отраслевому принципу: слободы гончаров, кузнецов, оружейников, кожевников и т.п.

Ремесленные посады зачастую примыкали  вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около  Московского Кремля, позже названный  Китай-городом.

Своего расцвета ремесленное производство достигло в XI-XIII веках, когда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей. Из-за высокого спроса на изделия из железа (орудия для  сельского хозяйства, металлические  доспехи, оружие для воинов) первое место среди ремесел занимала выплавка железа, которая в те времена  часто объединялась с кузнечным  делом и металлообработкой. Особенно ценился труд оружейников, бронников, златокузнецов, чьи слободы в городах занимали особое почетное место.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные  храмы, и дома простых людей, и  боярские хоромы возводились преимущественно  из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Торговля и  денежное обращение

Достаточно высокий уровень  развития земледелия, скотоводства и  ремесла на Руси, оживленное строительство  городов привело к становлению  торговых отношений. Но торговля еще  не занимала заметного места в  народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось глубоко натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым  заказчики часто расплачивались другой продукцией, то есть осуществлялся  натуральный обмен.

Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы - «гости», а места торговли - «погосты». Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход.

Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI-XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра, то есть в два раза больше, чем за простого смерда.

Гораздо большее развитие получила внешняя торговля. Русские купцы  торговали с Византией, Центральной  Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами. Кроме известного пути «из варяг в греки», купцы использовали Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому, Черному, Средиземному морям.

Крупнейшими центрами международной  торговли были Киев и Новгород. Особая роль принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым «окном в Европу» для всей Киевской Руси.

Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные  изделия, оружие, кольчуги и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, оружие, благородные и цветные металлы, пряности, драгоценные камни.

В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги, как средство обмена, у восточных славян существовали достаточно давно, задолго до образования  Древнерусского государства.

Информация о работе Социально-экономический строй Киевской Руси