Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа
Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политик по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.
Введение
1. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси
2. Развитие городов и ремесла
3. Торговля и денежное обращение
4.Заключение
5.Список использованной литературы
ГОУ СПО Банковский Колледж №45
«Отечественная История»
«Социально-экономический строй Киевской Руси»
Введение
1. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси
2. Развитие городов и ремесла
3. Торговля и денежное обращение
4.Заключение
5.Список использованной литературы
Введение
В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство - Киевскую Русь, провозгласив себя великим киевским князем.
Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политик по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.
Огромное значение для начальной
русской истории сыграли
В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией - Крещение Руси.
Принятие христианства способствовало дальнейшему укреплению государственности, а также повысило международный авторитет Киевской Руси, поскольку поставил ее в ряд с цивилизованными европейскими державами. Например, киевские князья могли теперь участвовать в династических европейских браках. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры. Византийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали распространению письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри и т.д.
1. Общая характеристика
социально-экономического
В IX-XII веках экономику Древнерусского
государства можно
Первоначально великие князья собирали дань-полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников - «посадников», старших «мужей» - дружинников.
Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка.
Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная - на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.
Сельские общинники на Руси назывались
смердами, которые долгое время были
юридически свободными. Они состояли
из смердов, зависимых только от государства,
которому они платили налоги и
отбывали различные повинности, и
смердов, зависимых от феодалов. Постепенно
доля последних увеличивалась, поскольку
их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым.
Процесс разорения смердов
Если рядович брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом. После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или «изорники» - это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.
Еще в сельской общине имелись так называемые «изгои», «сироты», которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви и т.д.
Среди самых низших, бесправных слоев
населения были «холопы», или «челядь»,
близкие по положению к рабам.
Они выполняли тяжелые работы
по хозяйству в феодальной вотчине,
в основном, на полях. Были также
«обельные» холопы, холопы «по ряду»,
которые добровольно
Постепенное наступление на общину,
закабаление смердов, захват общинных
земель - все это приводило к
росту сопротивления
Так, в 1016 году при Ярославе Мудром появилась «Русская Правда», которая стала важнейшим сводом норм древнерусского законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена «Правда Ярославичей», вторая составная часть «Русской Правды». В этих документах ограничивалась, а позже - отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации.
В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями:
1) князь жаловал своим
2) князь награждал дружинников
за службу государственной
3) князь мог отдать своим
Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.
Следует отметить, что после принятия
христианства на Руси церковь и монастыри
также становились крупными земельными
собственниками. Процесс закабаления,
характерный для вотчинников-
2. Развитие городов и ремесла
Восточнославянские города появились из небольших ремесленно-торговых поселений еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего возникали на торговых перекрестках и водных транспортных путях. Так, на пути «из варяг в греки», то есть из Северной Европы в Византию, были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие князья стали возводить города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань.
С распространением христианства на
Руси города начали возникать возле
больших монастырей. Они образовывались
также на месте племенных градов
и центров языческих
Города становились
Так, в Чернигово-Северскую волость
входили северяне, радимичи, вятичи
и т.д. В результате этого процесса
племенное деление отходит на
второй план, уступая место
Ремесло первоначально зарождалось
в патриархальных семьях как домашние
промыслы для обслуживания себя и
своих родственников в
В процессе дальнейшего общественного
разделения труда домашние промыслы
выделялись в отдельную отрасль
народного хозяйства - ремесленное
производство. Ремесленники постепенно
начинали работать не только для внутреннего
потребления патриархальной семьи,
но и для обмена. Они все меньше
занимались земледелием и со временем
теряли связь с сельским хозяйством,
перебираясь в городские
Во второй половине X века появляются клейма мастеров. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец Х века).
Мастера семьями селились в городах
отдельными посадами, слободами, улицами
по определенному отраслевому
Ремесленные посады зачастую примыкали
вплотную к укрепленным кремлям-
Своего расцвета ремесленное производство
достигло в XI-XIII веках, когда на Руси
насчитывалось несколько
Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы.
3. Торговля и денежное обращение
Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось глубоко натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, то есть осуществлялся натуральный обмен.
Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.
Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы - «гости», а места торговли - «погосты». Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход.
Купцы-гости традиционно
Гораздо большее развитие получила внешняя торговля. Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами. Кроме известного пути «из варяг в греки», купцы использовали Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому, Черному, Средиземному морям.
Крупнейшими центрами международной торговли были Киев и Новгород. Особая роль принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым «окном в Европу» для всей Киевской Руси.
Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, оружие, благородные и цветные металлы, пряности, драгоценные камни.
В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги, как средство обмена, у восточных славян существовали достаточно давно, задолго до образования Древнерусского государства.
Информация о работе Социально-экономический строй Киевской Руси