Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Китай, Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Этот фронт ставил перед собой задачи свержения реакционного го-миньдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократического Китая. С другой стороны, реакционный лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии гоминьдан, материально поддерживаемой и идейно вдохновляемой империализмом, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае. Борьба демократического и реакционного лагерей — характерная черта послевоенного Китая.

Содержание работы

Введение
Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг.
Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития.
Экономическое положение Индии после второй мировой войны. Подъем освободительного движения.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории Китай, Индия.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

Дисциплина: История

  Тема: Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине

ХХ века. Китай, Индия

Студент:

№ зачетной книжки:

Группа: №

  Специальность: Право и организация социального обеспечения

Преподаватель:

Оценка:           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015

 

ПЛАН

 

  1. Введение
  2. Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг.
  3. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития.
  4. Экономическое положение Индии после второй мировой войны. Подъем освободительного движения.
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В послевоенное время в Китае создалось новое соотношение политических сил. С одной стороны, выступал патриотический, демократический фронт, возглавляемый КПК, в который кроме рабочих и крестьян (движущие силы фронта) входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национальная (некомпрадорская) буржуазия.

Этот фронт ставил перед собой задачи свержения реакционного го-миньдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократического Китая. С другой стороны, реакционный лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии гоминьдан, материально поддерживаемой и идейно вдохновляемой империализмом, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае. Борьба демократического и реакционного лагерей — характерная черта послевоенного Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.

Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг.

 

Партия Гоминьдан (Националистическая партия Китая) появилась на свет в августе 1912 года в провинции Гуандун. У её истоков стоял один из основателей современного Китая доктор Сунь Ятсен. Первоначально она имела социал-демократическую направленность, а в её задачу входило свержение правящей династии Цин и создание Китайской республики.

«Китайский вопрос» грозил стать источником нестабильности в Восточной Азии. Во-первых, единого правительства в Китае, как и перед войной, не было. Власть правительства Чан Кайши, которое официально признавалось великими державами в качестве законного общекитайского, не распространялась на всю территорию страны. Ее не было в Маньчжурии, где ситуацию контролировали советские военные власти, принимавшие капитуляцию японских частей Квантунской армии. Не было у Чан Кайши прочных позиций и в северо-западных районах Китая - провинции Синьцзян, населенной тюркскими народами (уйгурами, дунганами, казахами, киргизами и др.).

Власть Чан Кайши не признавалась в так называемых освобожденных районах Китая, где в годы войны власть взяли военные отряды коммунистов под руководством лидера компартии Мао Цзэдуна (их «столицей» был г. Яньань). Коммунисты и правительство Чан Кайши находились в неприязненных отношениях. СССР оказывал помощь и Чан Кайши, и Мао Цзэдуну. Считалось, что при определенных обстоятельствах Москва может отказаться от признания правительства Чан Кайши и установить дипломатические отношения с режимом коммунистов как с законным правительством Китая.

Юридически позиция Москвы в маньчжурском вопросе была двусмысленной. Советский Союз, согласно советско-японскому Пакту о нейтралитете 1941 г., считал Маньчжурию хотя и не частью Японской империи, но и не частью Китая. Москва признавала «особые интересы» Японии в Маньчжоу-го, что на практике было близко к согласию считать это образование входящим в состав японских владений.

Чан Кайши опасался, что проблема Маньчжурии для советской стороны будет созвучна вопросу о разделе Японской империи, а не вопросу о территориальном единстве Китая. Гоминьдановцы допускали, что И. В. Сталин попытается негласно договориться с США о разведении интересов Москвы и Вашингтона в Китае. Ведь если бы США и СССР согласились на подобный раздел в отношении сфер влияния на «пост- японском» пространстве, то Советский Союз мог «уступить» Соединенным Штатам острова Японского архипелага, оставив за собой Маньчжурию как часть бывших японских материковых владений. Американские дипломатические агенты в Москве приписывали советской стороне такие намерения.

Исторически Маньчжурия была базой японской угрозы, без обладания которой Япония не могла бы рассчитывать на ведение большой войны на материке. Советский Союз уделял первоочередное внимание закреплению своих позиций в этом районе, сосредоточившись на заключении договора об отношениях с Китаем.

Советский Союз не соглашался начать войну против Японии до того, как договор с Китаем определит гарантии его интересов в Маньчжурии. 10 августа 1945 г. советско-китайский договор был заключен. СССР официально признал принадлежность Синьцзяна и Маньчжурии Китаю. В результате обмена нотами, который был совершен после подписания договора, китайская сторона обязалась признать независимость Внешней Монголии (которая по советско-китайскому договору 1925 г. формально считалась частью Китая) в случае, если на референдуме монгольское население выскажется за независимость. Советский Союз, как и предполагалось, снова приобрел право на эксплуатацию КВЖД, а кроме того - получил те же права и в отношении Южно-Маньчжурской железной дороги (до Порт-Артура). Обе дороги были объединены в одну, которая стала называться Китайско-Чанчуньской и была передана под управление советско-китайской компании. СССР получил права долгосрочной аренды баз в Порт-Артуре и Дайрене.

В советско-китайском договоре 1945 г. вопрос о ситуации в Китае и об отношениях СССР с китайскими коммунистами был обойден. Но по логике договора СССР не должен был препятствовать стремлению правительства Чан Кайши установить контроль над Маньчжурией после ее освобождения от власти Японии. Однако Чан Кайши не располагал возможностями распространить свою власть на Маньчжурию ввиду нехватки личного состава его армий и возможностей для их быстрой переброски на север. Китайские коммунисты, напротив, базировались в районах, приближенных к Маньчжурии и могли легко установить в ней свою власть после изгнания японской администрации, если бы это им позволило советское командование. Присутствие коммунистов в Маньчжурии было средством давления И.

В. Сталина на Чан Кайши. СССР угрожал вывести войска из Маньчжурии, что означало бы автоматически установление там власти коммунистов. 
К марту 1946 г. Чан Кайши счел себя подготовленным к противостоянию с коммунистами в случае ухода СССР из Маньчжурии. Советский Союз приступил к выводу своих войск, место которых стали занимать отряды китайских коммунистов. Между правительственными войсками и коммунистами возобновились столкновения. Хотя силы Чан Кайши в течение весны 1946 г. установили контроль над главными городами и железными дорогами Маньчжурии, их опорные пункты были блокированы коммунистами, преобладавшими в сельских районах.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.

Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития.

 

Сейчас Китай вступил в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных предприятий страны перейдут в частные руки, т.е. будут приватизированы. Правительство надеется, что частные владельцы помогут сделать убыточные компании, лежащие тяжелым бременем на китайской экономике, рентабельными. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту армии безработных, тем более что уже 25 миллионов человек потеряли работу. Поэтому принято решение, что средства, вырученные от продажи госпредприятий, пойдут в первую очередь на поддержку неимущих слоев, в том числе на систему здравоохранения, пенсионную систему и систему социального обеспечения. Также один из путей решения этой проблемы — создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.

Осуществляется децентрализация государственных капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся в руках местных властей и государственных предприятий.

Частными предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов.

Важным элементом хозяйственного уклада в деревне стали сельские предприятия («предприятия волостей и поселков»): 70% валового производства этих предприятий приходится на промышленность, 10% — на транспорт, далее идут строительство, торговля, общественное питание.

Китай стремится стать ведущим и в отраслях, производящих компьютерную оснастку и программное обеспечение. Он намерен добиться такого же успеха в качестве экспортера программного обеспечения, как Индия, и компьютерной оснастки, как Тайвань.

Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего, стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III.

Экономическое положение Индии после второй мировой войны. Подъем освободительного движения.

 

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945—1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация. 
Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. британский парламент принял закон о независимости Индии. Согласно этому закону бывшая колония была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Разделены по религиозному признаку, оба государства с самого начала враждебно относились друг к другу. Их непримиримое противостояние привело к вооруженным конфликтам в 1947-1948 гг, в 1965 г. и 1971 г. (результатом последнего индо-пакистанского конфликта стало создание государства Бангладеш на территории Восточного Пакистана).

В 1950 г. Индия провозгласила свою полную независимость. Согласно принятой конституции Индия стала федеративным государством (его 25 штатов созданы по национально-территориальному принципу) и парламентской республикой. Первым премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. После обретения независимости правящей партией страны стал Индийский национальный конгресс (ИНК). Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (1966-1977, 1980-1984) и его внук Раджив Ганди (1984-1989). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.

За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно-командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.

Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.

Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.

Информация о работе Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Китай, Индия