Социально-экономическое развитие Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Содержание работы

1. Введение
2. Становление феодальных отношений на Руси
3. Экономическое развитие Киевской Руси
4. Общественный строй Киевской Руси
5. Тест
6. Заключение.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)


1

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. Введение

2. Становление феодальных отношений на Руси

3. Экономическое развитие Киевской Руси

4. Общественный строй Киевской Руси

5. Тест

6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение             

  

           Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

           Цель данной работы – попытаться на доступном уровне раскрыть социально-экономическое развитие Древней Руси. 

          Основной задачей является изучение  зарождения и развития феодальных отношений  Древнерусского государства.

           Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

          Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам.

 

 

 

 

 

Становление феодальных отношений на Руси

    Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю,                                       первичной формой  которой   является полюдье. Полюдье - институт прямого                                          внеэкономического принуждения  населения,  в котором  "в обнаженной форме выступают отношения господства и подчинения,  равно как  и начальная  фаза                                       превращения земли в феодальную  собственность."[1]

Формирование частной собственности на землю было материальной основой социального расслоения. Особенно этот процесс усилился в X—XI вв., когда произошли изменения в системе земледелия.

Переложная и подсечно-огневая формы земледе­лия уступили место пашенной в виде сначала двуполья, а затем трехполья. Земледелие стало главной отраслью  хозяйства.   Возникла  заинтересованность  в  закреплении земли в собственности одного хозяина.  Родоплеменная знать превращала общинные угодия в частные владения. Этот процесс получил название – «обояривание земель». Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин - вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

       Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.

Помимо родоплеменной знати феодалами стано­вились  княжеские  дружинники,   выделившиеся   из общин «лучшие люди», местная знать, верхушка по­коренных, племен. Кроме светских землевладельцев появились и церковные. Церковное землевладение расширялось за счет княжеских пожалований и вкладов «на помин души», то есть завещаний иму­щества церкви. Княжеское землевладение росло как за счет захвата общинных земель, так и присоедине­ния пустошей, никем не занятых угодий.  

Таким образом, вотчина могла быть княжеской, боярской и церковной. Тремя родами привилегий пользовались вотчинники: 1) владеть землей; 2) экс­плуатировать труд, проживавшего на ней населения; 3) осуществлять суд по отношению к нему.

      Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIV в. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами. Смерды делились на общинников и зависимых от   феодалов. Их положение было различным. Смерды-общинники платили подати и отбывали повинности в пользу государства. Находившиеся в поземельной и личной зависимости от землевладельцев смерды должны были отрабатывать (барщина) или платить натуральный и денежный оброк.

Но и смерды-общинники, несмотря на разность своего достатка, относились к низшему, неполно­правному населению и являлись той средой, из кото­рой формировались категории зависимого населения.

Превращение свободных общинников в феодально-зависимых людей осуществлялось: 1) в результате захвата общинных земель феодалами; 2) путем раздачи князем земель дружинникам; 3) в ходе закабаления смердов в неурожайные годы. Так появились закупы и рядовичи — временно обязанные феодалу люди, попа­давшие к нему в экономическую и юридическую за­висимость до момента возврата взятой купы (займа) или истечения срока договора (ряда). Если они, не отработав долга, убегали от своего господина, то об­ращались в рабство. В период раннего феодализма та­кие методы зависимости распространялись сравни­тельно медленно. Поэтому значительной оставалась группа лично свободных земледельцев, особенно в от­даленных районах страны.

        Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.

С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца.  

 Экономическое развитие Киевской Руси

    Основу хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. На юге пахали в основном хозяйство плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

     Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

     У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличится спрос на пушнину.

       Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

       Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой[2] - страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

При первых киевских князьях налоги имели форму полю­дья. Так они назывались потому, что собиралась со всех людей путем объезда киевским князем и его дружиной подвластной территории ежегодно с ноября по апрель. Дань имела натуральную форму. В нее входило продовольствие, меха, мед, воск и пр. Размер, сроки и место ее сбора строго не фиксировались и определялись произвольно не только со стороны князя, но и его дружинников. После   гибели   князя   Игоря,   его   вдова  княгиня    Ольга, в 945 г. осуществила податную реформу. Она  установила «уроки» - нормы дани и «погосты» - места и время ее сбора. Подать, свозившаяся к погостам,   получила название повоза. Упорядочение сбора дани выразилось во введении единицы обложения. Ею бы­ли либо «дым» (семья), либо «рало» (хозяйство).

По мере развития феодальных отношений дань превращалась в подать, взимаемую наместниками в пользу государства, в одних случаях, и в феодальную ренту — в других. С укреплением государства сборы и повинности, главным образом торговые и судеб­ные, значительно выросли: «таможенный корм», «волостелин корм», «продажи», «виры».

Общественный строй Киевской Руси

Изучая по "Русской Правде" и по летописи состав древнего киевского общества, можно отметить три древнейших его слоя:. 1) высший, называемый старцами "градскими"; это земская аристократия, к которой некоторые исследователи причисляют и огнищан. (Видимо, можно принимать огнищан за знатных княжеских мужей, но сомнительно, чтобы огнищане были высшим классом земского общества.)

Средний класс составляли люди (ед. ч.: людин), мужи, соединенные в общины, верви.

    С течением времени это общественное деление усложняется. Наверху общества находится уже княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс. Дружина состоит из старшей ("бояр думающих и мужей храборствующих") и младшей (отроков, гридей), в которую входят и рабы князя. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и др.) Класс людей делился определенно на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные люди называются смердами[3], а зависимые - закупами. Закупы не рабы, но ими начинается на Руси класс условно зависимых людей, с течением времени сменивший собой полных рабов.

В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью и были третьим слоем. В рабство попадали прежде всего пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством. 

         Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

   Рабы на Руси были прежде всего товаром. Ос­новным источником их пополнения был плен, но также в ограниченных размерах и долг, самопрода­жа, рождение от раба, невыполнение условий ряда. В хозяйстве их использовали нешироко. По право­вому положению к ним примыкала низшая катего­рия зависимого населения Древней Руси — холопы.   Из их числа формировалась дворовая челядь, выполнявшая земледельческие и ремесленные работы. Не­которые холопы находились на положении слуг или воспитателей господских детей. Все они получали содержание натурой. Наиболее высокое положение среди них занимали тиуны — разного рода управ­ляющие вотчинами. Выкупившиеся из неволи рабы, а также разорившиеся купцы и поповичи, не вы­учившиеся грамоте, попадали в категорию малоиму­щих и бесправных изгоев или сирот.

Тест

Распределите категории населения Киевской Руси по основным сословным группам:

Информация о работе Социально-экономическое развитие Древней Руси