Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:51, доклад
В конце XX – начале XXI века в экономике Франции продолжается отход государства от регулирования экономики, начатый еще в 80-е гг. XX века путем приватизации. В кон. XX века приватизационный процесс во Франции вступил в новую стадию, в которой выделяют два основных направления.
Первое затронуло крупные государственные компании – телекоммуникационную (France Telecom), электронную (Tomson) и авиаперевозки (Air-France). С сент 1997г. Правительство начинает поэтапное разгосударствование France Telecom, оставив за государством 75% акций на первом этапе и 64% на втором этапе приватизации (ноябрь 1998г.).
В конце XX – начале XXI века в экономике Франции продолжается отход государства от регулирования экономики, начатый еще в 80-е гг. XX века путем приватизации. В кон. XX века приватизационный процесс во Франции вступил в новую стадию, в которой выделяют два основных направления.
Первое затронуло крупные государственные компании – телекоммуникационную (France Telecom), электронную (Tomson) и авиаперевозки (Air-France). С сент 1997г. Правительство начинает поэтапное разгосударствование France Telecom, оставив за государством 75% акций на первом этапе и 64% на втором этапе приватизации (ноябрь 1998г.). Часть акций была продана на фондовой бирже (33% на 1998г.), часть – на льготных условиях работникам компании. Доля государства в капитале компании не должна опускаться ниже 51%.
Второе - отрасли общественных
услуг, для которых были продуманны
специфические черты
В результате этой компании
размеры государственной
К началу века Франция оказалась в худшей, чем у соседей по региону ситуации: уровень безработицы был одним из самых высоких в западных странах; ухудшилось состояние торгового и платежного балансов; дефицит бюджета заметно превысил ограничения, установленные ЕС. Причина этого дисбаланса крылась в специфике Французского развития – доминировании государства при относительной слабости национального бизнеса. Необходимость перемен раставила всё по своим местам: бизнес занял положение главного актора хозяйственной деятельности, а государство – ее регулятора и координатора. Это стало возможно благодаря перестройке экономической модели, которая реализовывалась в ходе трех параллельных процессов:
Национализированные в 80-е гг. промышленные, банковские и т.п. предприятия, требовавшие больших вложений со стороны государства в итоге лишили гос. бюджет значительной части средств (65 млрд фраков за 1982-84гг.). Оздоровление предприятия виделось через акционирование компаний , т.е. через разгосударствование. Всего к 2002г. Было приватизированно 18 компаний из 21-ой запланированныых.
Однако такие государственные компании, как Edf, Gaz de France, парижские аэропорты прошли частичное разгосударствование только летом-осенью 2005г. Причем у энергетических предприятий на продажу было выставлено 15% акций за место запланированных 30%, а у аэропортов – примерно 33%. Приватизация Areva(ядерная энергетика) отложена на неопределенный срок. Это говорит о том, что «открытие капитала» естественных монополий идёт очень медленно, позже запланированных сроков и далеко не в предусмотренном объеме.
Проводилось по двум направлениям – смена сущности, характера и хозяйственной роли планирования; - перестройка стратегии и тактики бюджетного регулирования.
К нач. XXIв. функция плана как источника деловой информации для бизнеса и государства переходит к бюджету. После 2002г. наступают три основных изменения: постепенно возрастает роль бюджетного регулирования, происходит переход к новой бюджетной стратегии государства, модифицируются методы управления бюджетом.
Запад еще в сер. 80гг. XXв. начал сдвигаться в бюджетной политике от регулирования спроса к воздействию на предложение, в то время французские либералы пытались поднять значение планирования. Даже сейчас власти, проводящие политику стимулирования предложения, стараются не афишировать ее, т.к. не могут рассчитывать на понимание народных масс.
Во главе бюджетной политики, проводимой с 2002г., акцент на активном использовании доходной части бюджета, стимулирование деятельности компаний через сокращение налогов (корпоративный налог снижен за 2003-05гг. с 42 до 33% валовой прибыли). Поскольку во Франции налоги несут не только экономическую, но и социальную нагрузку (призваны обеспечить выравнивание доходов), уменьшение корпоративного обложения обязательно должно было сочетаться с сокращениями у физических лиц. Объектом стали высшие группы доходополучателей, т.к. по мнению властей снижение налога должно стимулировать к деятельности предпринимателей и инвесторов. Правда, ставка подоходного налога была снижена за 2003-06гг. одинаково для всех групп – на 10%.
Ее основное положение – уменьшение налогов для предпринимателей (и попутно – сжатие расходной части бюджета) в сочетании с перекладыванием расходов на непосредственных потребителей социальных благ.
Социальные выплаты во Франции одни из самых высоких в ЕС – составляют почти половину обязательных отчислений – 21% из 43.7% ВВВП в 2005г. Через эту систему финансируются трудоустройства, пенсионное обеспечение, здравоохранение. Источником покрытия расходов служат здесь средства предпринимателей, государства и трудящихся (соответсвенно 60, 20 и 20%).
На сегодня актуален вопрос безработицы, особенно это касается молодежи, на 2005 г. она составляла 17.3%, а также длительной (год) и сверхдлительной (два года) безработицы – соответсвенно 42.5 и 21.6%. Поэтому центральной проблемой в социальной политике государства является именно обеспечение трудоустройства. С 2003г. власти провозгласили создание новых рабочих мест важнейшим приоритетом своей экономической и социальной политики. В 2004г. был принят План социального единения. Основными инструментами его проведения в жизнь являются восемь так называемых субсидируемых трудовых договоров. Суть их состоит в том, что государство или соответствующие негосударственные организации частично оплачивают работодателю каждое созданное рабочее место (433 евро за каждое рабочее место – на 2006г.), а также частично освобождают предприятие от взносов в социальные фонды. Для предприятий с числом занятых менее 20 чел. был разработан Договор первого найма: жесткое ограничение возможности увольнения, однако волна забастовок в 2006г. заставила правительство фактически отменить Договор. По статистике 2005 года «битва за занятость» проиграна, принятые на работу по Плану социального единения, составляют лишь 40% от намеченного.
Реформа финансирования пенсионной системы и страхования здравоохранения началась только в 2004г. Закон призван увеличить срок трудовой деятельности работников гос. сектора.
В сфере здравоохранения проведена реформа, предусматривавшая административные и финансовые меры. Первые нацелены на более рациональное расходование имеющихся средств и включали усиление взаимодействия как государственных органов, так и органов между собой. Среди финансовых новшеств главными стали введение оплаты услуг для пациентов, а также полное или частичное прекращение оплаты некоторых таких услуг государством.
«Убывание» государства из экономической и социальной сфер – первый из двух аспектов изменения французской модели. Второй – укрепление позиций бизнеса в экономике вследствие увеличения его мощи. В промышленности осуществляется интенсивная перестройка, в результате чего специализированными отраслями стали не только пищевая индустрия, но и автомобилестроение. Развивается выпуск телекоммуникационного оборудования, электронных компонентов, авиа- и ракетостроения. Однако основные французские компании на 2004 год остаются слабее ведущих зарубежных конкурентов.
Преодоление отставание Франции от Англии и Германии по абсолютным показателям душевого ВВП и производительности труда, а также по динамики экономического роста путем окончательного отхода от прежней социально-экономической модели через реконструкцию ее социального блока является важным пунктом для Франции сегодня.
Для Франции первого десятилетия XXI века характерно отставание от ведущих стран мира в инновационной сфере и развитии экономики знаний, замедленная модернизация промышленности, низкая динамика потребительского спроса, устойчиво невысокая прибыльность компаний, сокращающая возможности повышения конкурентноспособности через обновление оборудования.
Экономические и социальные проблемы особенно обострились в результате кризиса 2008-09 гг. Однако главные лица государства и до кризиса понимали ситуацию. Предвыборной экономической компанией Н.Саркози (2007г.) стало стимулирование производства через более активное включение в него малого и среднего бизнеса с одной стороны, и путем оживления внутреннего спроса, с другой. После прихода к власти было проведено в жизнь два закона: О модернизации (любое физическое лицо может может создать индивидуальное предприятие) и О труде, занятости и покупательной способности (уменьшение налога на крупные состояния, регулирование продолжительности рабочего времени – с 39 до 35 часов в неделю).
Антикризисные же меры правительства Саркози вытекали из обнародованного еще 4 декабря 2008г. государственного Плана оживления экономики. Многочисленные мероприятия плана можно разбить на четыре группы:
Должны быть осуществлены на сумму 11 млрд. евро и охватывают 27 направлений. Наиболее значимые из них – транспортные, образование и наука.
Госинвестиции за 2009 г. составляют 4 млрд. евро. Основную часть вкладывают такие ведущие корпорации, как энергетическая, железнодорожная.
Среди мер в этой области – упрощение схемы договоров малого и среднего предпринимателя с государственными организациями; - помощь малым предприятиям путём кредитования наиболее перспективных фирм, имеющих стратегическое значение для национальной экономики.
Включает два направления: - стимулирование найма на мелкие предприятия (до 10 работников); - проведение активной политики занятости. В активную политику занятости включены меры по поддержанию безработных, принятые в декабре 2008г. Кроме того, снижено годовое количество необходимых для отработки часов для категории «частично занятые». Это означает, что теперь они могут рассчитывать на пособия по безработице, после отработки. Размер пособия повышен с 50 до 60% доналоговой заработной платы.
Выход из кризиса представляется для Франции вполне реальным, однако после стабилизации перед ней встанут всё те же проблемы, заставшие её в начале века. И вопрос в какой мере сможет настроиться на их решение бизнес и в какой степени этому будет способствовать государство остаётся решающим.
Информация о работе Социально-экономическое развитие Франции в 1945-2000-е гг