Социально-экономическое развитие и духовная жизнь Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Становление феодальных отношений в Древнерусском государстве происходило в общеевропейском русле: от государственных форм к вотчинных. Этот процесс был сложным, длительным и разворачивался поэтапно. Сначала в IX в. формируется система эксплуатации всего свободного населения князем и дружиной. Основным элементом этой системы была дань, "полюдье". В X в. произошел переворот в поземельных отношениях: князья захватили общинные земли, вследствие чего возникло вотчинное землевладение великого князя. Следующим шагом в процессе феодализации стало появление в XI в. земельной собственности верхушки служилой знати - бояр и православной церкви.

Файлы: 1 файл

семинар2.docx

— 26.36 Кб (Скачать файл)

Социально-экономическое развитие и духовную жизнь Киевской Руси

 Становление феодальных  отношений в Древнерусском государстве  происходило в общеевропейском  русле: от государственных форм  к вотчинных. Этот процесс был сложным, длительным и разворачивался поэтапно. Сначала в IX в. формируется система эксплуатации всего свободного населения князем и дружиной. Основным элементом этой системы была дань, "полюдье". В X в. произошел переворот в поземельных отношениях: князья захватили общинные земли, вследствие чего возникло вотчинное землевладение великого князя. Следующим шагом в процессе феодализации стало появление в XI в. земельной собственности верхушки служилой знати - бояр и православной церкви.

 В X-XII вв. активно формировались вассальные отношения в древнерусском обществе: за верную службу князь даровал своим боярам и дружинникам города и села. Дарилась не территория, а право взыскивать с их населения налоги. Так постепенно сложилась помистна форма феодального землевладения, которая не предусматривала передачи земли в наследство и его отчуждения без согласия князя. С ослаблением княжеской власти, усилением центробежных тенденций в государстве все большее распространение набрала вотчина - наследственное владение, что могло свободно продаваться, передаваться по наследству, дарить.

 Хотя процесс утверждения  феодальных отношений в Киевской  Руси в целом совпадал с  общеевропейскими тенденциями, он  имел и свои особенности. Во-первых, в Древнерусском государстве  феодализм зарождался на основе  первобытнообщинного строя, восточнославянское  общество перескочила через рабовладельческий  этап развития. Во-вторых, на Руси темпы феодализации были замедленными по сравнению с Европой, где еще с античных времен прижились традиции частной собственности, в-третьих, возникновение и становление крупного землевладения не привело к массовому обезземеливания крестьян, поскольку в пределах государственной территории существовало значительное количество незаселенной, хозяйски неосвоенной земли.

 В X-XIII вв. с углублением процессов феодализации на Руси осложнялась иерархическая структура господствующего класса, основными категориями которого были князья, бояре и дружинники. Активно шел процесс дифференциации среди феодально зависимого населения. Основными его слоями были: -

 смерды - большая часть  крестьян, имевших частное хозяйство,  жилье, земельные наделы, платили  дань князю и были относительно  свободными; -

 закупы - люди, по разным  причинам теряли собственное  хозяйство и вынуждены идти  в кабалу к феодала за кучу (денежную ссуду); -

 рядовичи - крестьяне,  заключившие с феодалом ряд  (договор), на основании которого  признавали свою зависимость  от него и вынуждены были  работать за долю продукции; -

 челядь - лица, утратившие  свое хозяйство и работали  на феодала, их продавали, дарили, передавали по наследству; -

 холопы - населения, проживающего  в полной собственности феодала.

 При феодализме земля  была основным средством производства. Право владения ею стало юридическим  основанием, экономической основой  получения феодалами земельной  ренты от зависимых крестьян.

 Ведущей отраслью экономики  Киевской Руси было сельское  хозяйство. Опираясь на древние  традиции, особенно большого развития достигло земледелие, скотоводство. Вспомогательными отраслями хозяйства стали промыслы - пчеловодство, охота, рыболовство.

 

Важное место в хозяйственной  жизни древнерусского общества принадлежало ремеслу. В Киевской Руси распространенными его видами были зализообробного, гончарное, ювелирное, ткацкое производства. Всего же существовало более 60 видов ремесел. Наибольших успехов древнерусское ремесло достигло в металлургии и обработке железа. По данным археологических исследований, ассортимент изделий из железа этого периода насчитывает до 150 названий.

 Прогрессирующее отделение  ремесла от земледелия, дифференциация  ремесленных специальностей, концентрация  и организация ремесленников  обусловили подъем торговли и  рост городов. Расцвета Киевской  Руси способствовало и то, что  ее территория была покрыта  сетью важных международных торговых  путей. Одним из древнейших  и освоенных был "греческий"  путь ("из варяг в греки"), что через Днепр связывал Прибалтику и Причерноморье. "Шелковый" путь, который пролегал через Приднепровье, соединял Центральную Европу со Средней Азией и Китаем. "Соляной" и "Железный" были связующим звеном между Кавказом и Прикарпатьем.

 Русь экспортировала  хлеб, скот, соль, меха, ремесленные  изделия. Импортировали ткани, вино, пряности, ювелирные изделия и т. н ..

 Активные торговые отношения и операции способствовали становлению в Древнерусском государстве денежной системы. Первые монеты на территории Украины, главным образом, римские, появились во II-III ст. Со временем восточные славяне ввели собственную специфически местную денежную единицу - "куну" (мех куницы или белки). С ростом объема торговли появилась новая счетная единица - гривна, которая в XII в. равнялась 50 кунам. Впоследствии мягкие меховые деньги уступили место твердой валюте - гривнам, что представляли собой слитки серебра весом 160-196 г. Лишь в конце XIII в. возник рубль - серебряный слиток весом 1 / 2 гривны. Во времена Владимира Великого начали чеканить золотники и сребреники - первые отечественные монеты. Однако, несмотря на появление металлической валюты, мех был общим ценовым эквивалентом почти до XIV в., То есть времени, когда началось систематическое, массовое чеканки монет.

 Постепенно под влиянием  усиления государственных структур, бурного развития ремесла и  торговли малочисленные временные  поселения превратились в постоянные заполнены людьми города, стали экономическими, политическими, административными и культурными центрами, своеобразными узлами связи Древнерусского государства. Летописи сообщают, что в IX-X вв. существовало более 20 городов (Киев, Чернигов, Белгород, Вышгород, Любеч, Смоленск, Новгород и др.).. В XI в. упоминается еще 32 города. Накануне монгольского нашествия на Руси насчитывалось более 300 "градов", из которых почти 100 были настоящими городами.

 

 

Существенные сдвиги в политической и социально-экономическом развитии: становление древнерусской государственности, возникновение городов, отделение ремесла от сельского хозяйства, оживление торговли и укрепление международных связей и особенно введение христианства и др.. обусловили высокое развитие культуры Киевской Руси, обогащение их духовной жизни. Древнерусская культура и сегодня поражает тысячами фольклорных, письменных и вещественных памятников, сохранившихся до наших дней.

 Это и знаменитый  Софийский собор, возведенный  1037 г., Кирилловская (1146) и Васильевская (1183) церкви в Киеве, Борисоглебский  собор (1128) в Чернигове, церковь  св. Пантелеймона (1200) в Галиче.

 Это - высокохудожественные  исторические произведения-летописи: "Повесть временных лет", созданная  монахом Кеево-Печерского монастыря Нестором, "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, "Поучение детям» Владимира Мономаха; поэтический памятник "Слово о полку Игореве" ...

 Это - и первое писаное  свод законов Киевской Руси - "Русской  правде".

 Это - и памятники  устного народного творчества: песни,  сказки, былины.

 Это - и творение  древнерусских ювелиров и т.д.. Все это - не только духовное богатство Кивськои Руси, но и значительный вклад в развитие культуры средневекового мира.

 Со второй половины  XII в. начинается новый период в истории украинских земель - период феодальной раздробленности, а это приводит к упадку экономики и культуры русских земель.

 По смерти великого  князя киевского Мстислава, сына  Владимира Мономаха, Киевская Русь  распалась на множество княжеств  и земель. Основной причиной раскола  большого централизованного государства  было отсутствие у местных  князей и бояр заинтересованности  в сильной власти великого  киевского князя. Развитие обособленного  землевладения, возможность передачи  земли по наследству делало  их полновластными хозяевами,  не зависящими от Киева.

 Серьезными причинами  раздробленности можно назвать  и большие размеры государства  и связанные с этим трудности  управления, отсутствие четкой системы  престолоспадкування и княжеские усобицы.

 В процессе децентрализации  выделились Киевское, Чернигово-Северское,  Переяславское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское, Полоцкое и другие княжества.

 Местные князья реформируют  государственный аппарат, создают  собственные вооруженные силы - жены. Княжества теперь делятся на волости, куда князем назначались посадники.

 В 60-70 годы XII в. выделились два центра, которые пытались объединить вокруг себя русские земли, - Киев и Владимир-на-Клязьме. Но усиление влияния боярства, которое ставило собственные местные интересы выше общегосударственных, вновь вызвало обострение междукняжеских отношений и ускорения процессов раздробления. Тем и воспользовались внешние враги - рыцари-крестоносцы, половцы. Но самой ужасной разрушения нанесли Руси татаро-монголы.

 

 

 

 

 

 

   1) Возникновение Древнерусского  государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.

   

     Образование  государства явилось итогом длительных  и сложных процессов, происходивших  на огромных пространствах Восточно-Европейской  равнины во второй половине I тыс.  н.э.

   

     К VII в. на  ее просторах расселились восточнославянские  племенные союзы, названия и  местоположение которых известны  историкам из древнейшей русской  летописи «Повести временных  лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией.

   

     Нестор приводит  знаменитый рассказ о призвании  ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII—XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее:

   

     — рассказ  Нестора доказывает, что у восточных  славян к середине IX в. существовали  органы, являвшиеся прообразом государственных  институтов (князь, дружина, собрание  представителей племен — будущее  вече);

   

     — варяжское  происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства;

   

     — крупные  племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева; — в формировании Древне т.ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;

   

     — варяги, дав  Руси правящую династию, довольно  быстро ассимилировались, слились  с местным славянским населением;

   

     — что касается  названия «Русь», то его происхождение  продолжает вызывать споры. Часть  историков связывают его со  Скандинавией, другие находят его  корни в восточнославянской среде  (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения.

   

     В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство  переживало период становления.  Активно шло формирование его  территории и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древлян,  северян и радимичей, Игорь  (912—945) успешно воевал с уличами, Святослав (964—972) — с вятичами. В правление князя Владимира (980—1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой.

   

     Показателем  подчинения власти Киева долгое  время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в  форме полюдья: князь и его  дружина с ноября по апрель  объезжали подвластные территории  и собирали дань. Убийство в  945 г. древлянами князя Игоря,  попытавшегося вторично собрать  превышавшую традиционный уровень  дань, заставило его жену княгиню  Ольгу ввести уроки (размер  дани) и установить погосты, (места,  куда должна была свозиться  дань). Это был первый известный  историкам пример того, как княжеская  власть утверждает новые нормы,  обязательные для древнерусского  общества.

Информация о работе Социально-экономическое развитие и духовная жизнь Киевской Руси