Социально-экономическое реформирование в России в эпоху Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

В конце XII - начале XVIII в.в. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли.

Файлы: 1 файл

контрольная по истории экономики.docx

— 26.49 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

 

 

Кафедра

философии, истории и права 


 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

по истории экономики на тему №17:

 

Социально-экономическое  реформирование

в России в эпоху  Петра I

 

 

 

 

Студентка

Борисова Светлана Андреевна

Направление

Менеджмент

Образование

 

№ личного дела

Первое высшее

 

11млб00261

Группа

1БМу-1

Преподаватель

Воробьева Марина Ивановна – старший преподаватель

   
   
 

 


Барнаул 2011

1. Необходимость социально-экономических  реформ в России 

конца XVII — начала XVIII вв.

В конце XII - начале XVIII в.в. экономика  России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем  большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и  торговли. Существенно тормозило  экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь  через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определённой военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов   воинственных западных стран.      

 В целях преодоления опасности  потери национальной независимости,  приобретения достойного выхода  из унизительного состояния военной,  экономической и культурной отсталости  России необходимы были серьёзные  и срочные политические и экономические  реформы: укрепить государственную  власть и реорганизовать государственное  управление с учётом опыта  европейских стран, сформировать  мощную регулярную армию и  флот, обеспечить прорыв в развитии  мануфактурного производства, войти  в систему мирового рынка и  т.д.    

 Хотя необходимость социально-экономических  и политических перемен и назрела,  но Россия, в силу специфики  своей общественной системы, не  могла пойти на столь решительные  преобразования эволюционным путём.  Народные восстания и смуты  осуществлялись в рамках и  традициях восточного образца,  а посему не решали проблем  новой эпохи. Требовались смелость  и решительность сверху, широкий  спектр государственных реформ  и сильный, неутомимый, по-своему  одержимый лидер, способный взять  на себя реализацию накопившихся  проблем.

 

2. Основные направления  и результаты экономической политики 

Петра I. 

Петр I, обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти  всех сфер жизни и деятельности российского  общества.    

 История не сохранила чёткого  плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план   мог существовать заранее. Однако основные направления российской   модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I, разрыв в уровнях экономического развития  с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны  с уровнем науки, образования, светской культуры. И всё же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на  творческую инициативу общества, уровень демократического  устройства  которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли    усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.   

 Реформаторская деятельность  вряд ли знает много аналогов. Действительно, около трёх тысяч  законодательных  актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены    на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому  морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России  прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли её международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

 

Перестройка государственного управления     

Для осуществления столь масштабных задач в российских условиях требовалось  прежде всего их политическое обеспечение-укрепление и предельная централизация системы   государственного управления, получившей название абсолютной монархии. Царь, а с 1721 г., по итогам Северной войны, император, обладал полной, ничем не ограниченной законодательной, исполнительной, судебной и духовной властью.  

 Опорой власти монарха стал  государственно-бюрократический аппарат,  целиком зависящий от государя  и беспрекословно ему подчинявшийся.   Петр I пошёл даже на нарушение традиции престолонаследия, установив в 1722 г. Право императора назначать  наследника престола по своему усмотрению. Но воспользоваться этим правом Петр I  так и не успел.    

 Структура системы государственного  управления прошла ряд последовательных  преобразований. Сначала былая Боярская  дума стала Ближней канцелярией, затем -  Правительствующим Сенатом (1711). Все девять членов Сената лично назначались царём сообразно   их деловым качествам. Сенат ведал государственным бюджетом, осуществлял надзор за государственным аппаратом и т.д. Сам Сенат был    подконтролен генерал-прокурору и обер-прокурору , находящимся в непосредственном подчинении императору.     

 Ранее действовавшие приказы  былы заменены коллегиями. Их насчитывалось 12(1721 г.). И каждой отводилась конкретная  сфера государственной деятельности.      

 Следует отметить, что впервые  были созданы органы управления, призванные способствовать развитию  промышленности и торговали, управлению   городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д. На Военную, Иностранных дел, Юстиц -коллегии и другие возлагались соответствующие функции. После упразднения в России патриаршества управление церковью  было возложено на Духовную коллегию, преобразованную в Святейший правительственный Синод, возглавляемый обер-прокурором Синода. Безусловно, коллегии улучшили организацию    государственного управления, повысили эффективность деятельности административного аппарата. Способствовали, правда, лишь на первых порах, ограничению режима личной власти. Теперь место русского самодержавия XVII в. Заняла чиновничья - дворянская  монархия XVIII в.      

 Страна подверглась новому  административному делению. Теперь  во главе каждой из восьми   российских   губерний стоял губернатор, наделённый административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Следует отметить, что Петр I не был безоглядным сторонником демократии. Сформированный им бюрократически-помещичий аппарат  он старался держать  под контролем. В 1719 г. Он разделил страну  на 11 губерний и 50 провинций. В свою очередь провинции, возглавляемые воеводами, делились на уезды. За губернаторами теперь оставались лишь военные и судебные дела.    

 В 1722 г. Был утверждён Табель о рангах, законодательно закрепивший   реформаторскую деятельность Петра Великого и ставший    подлинным сводом законов о государственной службе. Табель определял  14 рангов чиновников гражданской, военной и придворной службы. Главное заключалось в том, что произошёл разрыв с былой патриархальностью. Дворянам  предписывалось начинать службу с самых низших чинов. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.    

 Особое место в государственной  политике Петра I занимало отношение  к армии. Уже в начале XVIII в.  Государь создал регулярные армию и флот.

 

Социальная политика и положение трудящихся.

Основная тяжесть   преобразований Петра выпадала на долю трудящихся. Негативный социальный настрой основной массы населения относительно «иноземных», чуждых  русскому народу нововведений, гнёт государственного давления, рост податей, ужесточение эксплуатации и т.п. выливались в многочисленные восстания. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была направлена деятельность общин.  

  При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных(«гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились   казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнёт и государственные крестьяне.

Однако социальная политика Петра I затронула не только   податную часть населения. В целях политической   и экономической   стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке  наследования движимого  и недвижимого имущества ( 1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались   в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. В дальнейшем (1730)  запрет  на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменён.

 

Экономическая политика Петра I  

 Столь грандиозные реформы  и длительные войны с Турцией,  Швецией, Персией требовали огромных  средств. Требовалась гигантская  мобилизация   усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. Был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Вёлся также широкий поиск наиболее   эффективных реформ. Активный сторонник  петровских преобразований русский экономист и публицист И.Т.Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования её богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.

 В ряду важнейших хозяйственных  реформ великого преобразователя  непоследнее место занимала собственно  экономическая политика государства.  Многочисленными указами Петр I мобилизовал  усилия в разных сферах хозяйственной  жизни огромной страны. Так, стимулированием  геологических изысканий становилась  значительная награда. Указ «  Горная свобода» декретировал  право первооткрывателя эксплуатировать  недра, гарантируя владельцу земли  лишь незначительную компенсацию.  Государство передавало также  казенные предприятия наиболее  умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжения  поступали ссуды на довольно  льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. Разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.    

 Россия, богатая и славившаяся  всегда отечественными умельцами,  не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся  Петром I подготовка  собственных  национальных   кадров за границей. Для передачи опыта и знаний  получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.  

 Широкая поддержка оказывалась  отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма , поощрял отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Налоги

   И всё же главным источником покрытия колоссальных расходов  государства  оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40. Это прямые, косвенные обыкновенные и  чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный о обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.  

  Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей  освобождалось дворянство и духовенство Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные  гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.

Информация о работе Социально-экономическое реформирование в России в эпоху Петра I