Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:54, контрольная работа
В конце XII - начале XVIII в.в. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Филиал в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная работа
по истории экономики на тему №17:
Социально-экономическое реформирование
в России в эпоху Петра I
Студентка |
Борисова Светлана Андреевна |
Направление |
Менеджмент |
Образование
№ личного дела |
Первое высшее
11млб00261 |
Группа |
1БМу-1 |
Преподаватель |
Воробьева Марина Ивановна – старший преподаватель |
|
Барнаул 2011
1. Необходимость социально-
конца XVII — начала XVIII вв.
В конце XII - начале XVIII в.в. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определённой военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.
В целях преодоления
Хотя необходимость социально-
2. Основные направления
и результаты экономической
Петра I.
Петр I, обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества.
История не сохранила чёткого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I, разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И всё же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.
Реформаторская деятельность
вряд ли знает много аналогов.
Действительно, около трёх
Перестройка государственного управления
Для осуществления столь масштабных задач в российских условиях требовалось прежде всего их политическое обеспечение-укрепление и предельная централизация системы государственного управления, получившей название абсолютной монархии. Царь, а с 1721 г., по итогам Северной войны, император, обладал полной, ничем не ограниченной законодательной, исполнительной, судебной и духовной властью.
Опорой власти монарха стал
государственно-
Структура системы
Ранее действовавшие приказы былы заменены коллегиями. Их насчитывалось 12(1721 г.). И каждой отводилась конкретная сфера государственной деятельности.
Следует отметить, что впервые
были созданы органы
Страна подверглась новому
административному делению.
В 1722 г. Был утверждён Табель о рангах, законодательно закрепивший реформаторскую деятельность Петра Великого и ставший подлинным сводом законов о государственной службе. Табель определял 14 рангов чиновников гражданской, военной и придворной службы. Главное заключалось в том, что произошёл разрыв с былой патриархальностью. Дворянам предписывалось начинать службу с самых низших чинов. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.
Особое место в
Социальная политика и положение трудящихся.
Основная тяжесть преобразований Петра выпадала на долю трудящихся. Негативный социальный настрой основной массы населения относительно «иноземных», чуждых русскому народу нововведений, гнёт государственного давления, рост податей, ужесточение эксплуатации и т.п. выливались в многочисленные восстания. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была направлена деятельность общин.
При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных(«гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнёт и государственные крестьяне.
Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества ( 1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменён.
Экономическая политика Петра I
Столь грандиозные реформы
и длительные войны с Турцией,
Швецией, Персией требовали
В ряду важнейших
Россия, богатая и славившаяся
всегда отечественными
Широкая поддержка
Налоги
И всё же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный о обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.
Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.
Информация о работе Социально-экономическое реформирование в России в эпоху Петра I