Социально-классовая структура и политический строй Казанского Ханства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение социально-классовой структуры и политического строя Казанского ханства. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение политического строя Казанского ханства; изучение социально-классовой системы Казанского ханства.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Политический строй Казанского ханства.
1.1. Общая характеристика государственного строя Казанского ханства.
1.2. Ханская власть.
1.3. Диван.
1.4. Курултай.
Глава 2. Духовенство.
Глава 3. Социально-классовое устройство Казанского ханства.
3.1. Феодалы.
3.2. Военное сословие.
3.3. Податное сословие.
3.4. Крепостные и рабы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Социально-классовая структура и политический строй Казанского Ханства .doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

П л а н.

 

Введение.

Глава 1. Политический строй Казанского ханства.

1.1. Общая характеристика государственного строя Казанского ханства.

1.2. Ханская власть.

1.3. Диван.

1.4. Курултай.

Глава 2. Духовенство.

Глава 3. Социально-классовое устройство Казанского ханства.

3.1. Феодалы.

3.2. Военное сословие.

3.3. Податное сословие.

3.4. Крепостные и рабы.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Контрольная работа по предмету История Татарстана выполнена на тему «Социально-классовая структура  и политический строй Казанского ханства».

Казанское ханство –  это феодальное государство, возникшее  в середине XV века в Восточной Европе на месте северо-западного улуса Золотой Орды. Оно занимало обширную территорию – от р. Белая на востоке и почти до р. Сура и р. Ветлуга на западе; от верхнего Прикамья на севере до устья Черемшана на юге.

Актуальность темы контрольной  работы в целом совпадает с  актуальностью изучения курса по Истории Татарстана. Ведь в период демократизации общества, нового мышления, когда мы освободились от идеологизации исторической памяти, настало время заполнения «белых пятен» в истории Татарстана и татарского народа. Именно сейчас возникла  большая необходимость объективной оценки всех периодов истории нашей Родины и нашего народа.

Целью работы является  изучение социально-классовой структуры и политического строя Казанского ханства. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение политического строя Казанского ханства; изучение социально-классовой системы Казанского ханства.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключения. В первой главе дана общая характеристика государственного строя Казанского ханства, а также рассмотрены такие политические институты, как ханская власть, диван, курултай.

Во второй главе рассмотрено  духовенство. Духовенство одновременно являлось и органом государственной  власти в Казанском ханстве, и  одним из сословий, поэтому духовенство  в своей работе я выделила в  отдельную главу.

В третьей главе мною рассмотрена социально-классовая структура Казанского ханства, включавшего в себя такие сословия, как феодалы, военное сословие, податное сословие, крепостные крестьяне и рабы.

При выполнении контрольной  работы использована учебная литература по истории Татарстана и татарского народа таких авторов как Б.Ф.Султанбеков Р.Г.Фахрутдинов, П.А.Заринский и др., но основным источником стала работа М.Г. Худякова «Очерки по истории Казанского ханства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Политический строй Казанского ханства.

 

1.1. Общая характеристика  государственного строя Казанского  ханства.

 

Казанское ханство являлось типичным феодальным государством. Это  проявлялось в первую очередь  в наличии в ханстве тех  атрибутов, которые присущи в  целом средневековому феодализму и прежде всего в типах землевладения. Таких типов было три:

  • землевладение отдельных лиц, то есть крупных феодалов, к которым относились эмиры, беки;
  • землевладение высшего духовенства;
  • государственное землевладение.

Основной формой землевладения являлся сойюргал (суйургал). Такая форма землевладения имела место в Золотой Орде, и означало такое землевладение, которое давалось за несение военной и административной службы. Сойюргал имел большое значение и играл большую роль во всей феодальной системе и во всем общественном строе Казанского ханства. Владелец сойюргала пользовался им пожизненно и передавал его по наследству. С владельца не взимались какие либо налоги и сборы. 

Как уже говорилось выше Казанское ханство являлось средневековым  феодальным государством восточного типа. Во главе этого государства стоял хан из  династии Джучи (старшего сына Чингизхана). При казанском хане, как и при любом другом татарском хане существовал Диван – государственный совет. Важнейшие вопросы государственной жизни решались на Курултаях – народных собраниях, в которых участвовала «вся казанская земля».

Почетное место в  государстве занимало мусульманское  духовенство. На должность главы  духовенства выбирались лица принадлежавшие к числу асидов – потомков пророка  Мухаммеда. Он считался первым после хана лицом в государстве.

 

1.2. Ханская  власть.

 

Казанское ханство, как государство, сложилось из двух составных элементов – из старой болгарской основы, с ее населением и культурой, и из наносного татарского элемента, принесшего старому оседлому населению новую государственную организацию. Эта организация опиралась на пришлое татарское войско, которое привел с собой из Крыма Улу Мухаммед, и которое в последствии пополнялось такими же пришлыми элементами. Казанское ханство унаследовало от Золотой Орды военно-монархический характер верховной государственной власти, носителем которой являлся хан – неограниченный повелитель, титул которого в исторических русских документах почтительно переводился как и  титул ханов Сарайских, Астраханских, Крымских, Сибирских, Монгольских и других, словом «царь», приравнивая его римским и византийским цезарям-императорам.

Принесенная из вне,  ханская власть попала в зависимость местных партийных течений, которые складывались по линиям экономических интересов. И военная диктатура Улу Мухаммеда при его приемниках превращалась по большей части в орудие, которым владели различные партии.

В большинстве своем  казанские ханы были очень слабо  связаны с местным краем как  по происхождению, так и по воспитанию. Ханами в большинстве случаев становились знатные по происхождению, приглашенные из других татарских ханств лица.

 

 

Для кандидатов на ханский  престол требовалось два формальных условия, соблюдение которых было обязательной необходимостью:

  • происхождение из рода Чингиза;
  • принадлежность к мусульманской религии.

Первое условие было нарушено лишь однажды, при крайней  нужде – во время последней  борьбы за независимость. Второе условие  не нарушалось ни разу – иноверец не мог считаться государем над мусульманами.

Принадлежность ханского достоинства составляла печать – нашан, которая была красного цвета и прикладывалась к ярлыкам и другим документам, издававшимся от имени хан. Согласно древней традиции ханский нашан имел квадратную форму.

Прерогативу ханской  власти составляло также упоминание имени хана во время ежедневной молитвы в мечети. Но стоит отметить  также и то, что власть хана не была абсолютной. Хан правил в согласии с волей и интересами группы высшей знати, пригласившей его на трон. Власть хана контролировалась государственным советом – Диваном.

 

 

1.3.  Диван.

 

Диван представлял собой  постоянный законосовещательный орган, который составлялся из важнейших  и знатнейших особ. Члены этого совета носили название Карачи, среди которых выделялся улу-карачи – большой Карачи. Многие ученые историки востоковеды считают, что в Казани звание Карачи, также как и в Крымском ханстве, было наследственным и передавалось из поколения в поколение в четырех знатнейших родах ханства.

Соединение высших государственных  должностей с принадлежностью к знатнейшим родам, несменяемость, пожизненность и наследуемость высших административных чинов составляет характерную черту государственного строя Казанского ханства и в очередной раз подтверждает наличие в Казанском ханстве феодализма. Замкнутость высшего круга администрации делала государственный аппарат крайне негибким и хрупким. Состав высшего управления определявшийся не личными качествами и заслугами, а происхождением, очень часто оказывался недостаточно стойким и энергичным для оказания сопротивления внешним врагам и для проведения крупных реформ.

Известен ряд крупных  и громких конфликтов возникших  между ханом и членами дивана. Таковы конфликты между ханом  Мухаммед-Эмином и князем Ураком в 1496 году, между ханом Сафа-Гиреем и князем  Булатом в 1531 году. Часто конфликты, которые возникали внутри правительства (Дивана), осложнялись переворотами, при чем несменяемость высшей административной касты приводила к тому, что сменялись ханы.

Диван имел значение законосовещательного органа, но фактически размеры его влияния варьировали в широком диапазоне и находились в тесной зависимости от того, какие личности входили в состав Дивана, международной обстановки, политических обстоятельств, личности хана и других обстоятельств имевших значение для представителей знатных родов и всего ханства в целом. Значение Карачи возрастала в тех случаях и в такие моменты, когда хан был малолетним и в силу своего физического состояния не мог самостоятельно управлять государством. В это время вся полнота власти сосредотачивалась в руках законосовещательного органа, а именно в руках улу Карачи. 

 

 

1.4. Курултай.

 

Кроме постоянного законосовещательного органа – Дивана, в Казанском  ханстве существовал орган законодательный  или даже учредительный, с более  широким составом, который созывался в некоторых важнейших случаях государственной жизни, для решения экстренных вопросов, имевших общегосударственное значение. Это было народное собрание, носившее название курултай. В русских исторических источниках (в Царственной книге)  это собрание называется «вся земля Казанская». Курултай был собранием трех сословий – духовенства, военного сословия и землевладельцев. Нормальный состав Курултая обычно возглавлялся ханом. Курултай не был представительным собранием, все три сословия на нем присутствовали в полном составе. Прочие слои населения в Курултае представлены не были, и название его народным собранием или собранием всей земли не отвечало действительности.

Как уже упоминалось выше Курултай созывался в наиболее важные моменты истории:

  • при низложении хана;
  • при избрании на престол нового хана;
  • при заключении договоров с иностранными государствами, причем все эти договоры были связаны с династическими вопросами.

Резко выраженный аристократический  характер государственного строя лишал Казанское ханство малейших признаков демократизма. Это была военная монархия, которая возглавлялась неограниченным повелителем. Высший законодательный орган носил узкозамкнутый характер, участие в нем было наследственным. Курултай, решавший важнейшие политические экономические и социальные вопросы, должен был представлять волю всего населения государства, в действительности он являлся узкоклассовой аристократической формой организации, направленной на защиту интересов прежде всего высших сословий населения Казанского ханства, народные массы были совершенно лишены активного участия в государственной жизни.

 

Глава 2. Духовенство.

 

Господствовавшей религией во внутренних областях Казанского ханства являлось мусульманство, и мусульманскому духовенству принадлежало почетное место в государстве.

На должность главы духовенства  всегда избиралось лицо, принадлежавшее к числу сеидов, то есть потомков пророка Мухаммеда (от дочери его  Фатимы и халифа Али). Сеид – высшая духовная особа у мусульман. Многие историки считали, что сеид – название главы мусульманского духовенства в Казани. В действительности сеидов могло быть в Казани одновременно несколько человек, тогда как глава духовенства был только один. Глава духовенства считался после хана первым лицом в государстве, его роль в политической и идеологической жизни татар была очень большой. Он пользовался особыми привилегиями и уважением, даже хан, увидев приближение главы духовенства, сходил с коня и стоя протягивал ему руку для приветствия, когда тот оставался сидеть на коне. В моменты междуцарствия он, в силу своего высокого положения, обычно становился во главе временного правительства. Кроме того активное участие в государственной деятельности главы духовенства принимали совершая поездки в качестве послов за границу. Дипломатические поручения, которые они выполняли, требовали от них выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта.

К числу лиц духовного  звания принадлежали шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, данишменды, а также шейх-заде и мулла-заде. Шейхи – проповедники мусульманства (миссионеры) и вообще благочестивые старцы;

муллы и имамы –  лица, совершающие богослужение в мечетях;

дервеши – мусульманские  монахи;

хаджи – лица, совершившие хадж – паломничества в Мекку;

хафизы профессиональные чтецы Корана;

данишменды – учителя, наставники;

шейх-заде и мулла-заде – сыновья и ученики шейхов и мулл. Все эти лица принадлежали сословию духовенства и имели право участвовать в курултае.

На мусульманском духовенстве  в Казанском ханстве, также как  и в других ханствах, лежала важная культурная миссия – ему было так  же поручено все дела народного просвещения, т.к. в государстве не было иных образовательных учреждений. Другой задачей духовенства в социальной жизни Казанского ханства было проповедование мусульманства и обращение в него инородцев.

Духовенство являлось привилегированным  сословием и обладало значительными  материальными средствами, а также  владела поместьями и землями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социально-классовая структура и политический строй Казанского Ханства