В 1648 году Псковитяне возмутились
под предлогом, будто деньги и хлеб отдаются
немцам, то есть шведам, в силу последнего
с ними трактата. Новгород смирился лишь
при приближении князя Хованского с отрядом
войск. Этого отряда было недостаточно
для усмирения Пскова, который, будучи
защищен сильными укреплениями, готовился
дать москвитянам такой же отпор, какой
дал полякам. Псковитяне сделали несколько
удачных вылазок и сдались только под
условием амнистии. Хованский, имея мало
войска, должен был согласиться на их условия.
Пора было направить против внешних врагов
этот беспокойный дух, порожденный в народных
массах Смутным временем.
Двенадцать лет спустя снова
начались волнения в Москве. Причины «медного
бунта» крылись во второй Северной войне,
начавшейся в 1654 г. Война поначалу могла
финансироваться десяти процентным чрезвычайным
налогом и займами у монастырей, но затем
потребовала чеканки сперва монет с пониженным
содержанием серебра, а затем – впервые
- медных денег, так как после эпидемии
чумы разразился экономический кризис.
Между тем денежная политика привела к
инфляции. Летом 1662 г. неприятности накопились:
трёхкратное повышение цен, взыскание
недоимок по налогам за предыдущие годы,
сбор чрезвычайного налога, взимание прямого
налога в виде зерна на содержание полка,
именно во время неурожая, и принудительного
реквизирования важнейших экспортных
товаров, на которые была объявлена государственная
монополия. Мятеж ограничивался Москвой
не только потому, что город был резиденцией
правительства, но, прежде всего, потому,
что в нём имелся значительный нижний
слой, который не мог обеспечить себя.
По приказу царя 900 бунтовщиков были убиты
или затоптаны, уже на следующий день были
приведены в исполнение 50 смертных приговоров,
ещё 13 – по окончании расследования. После
победы Алексей Михайлович мог дать себе
передышку: только через год выпуск медных
денег был прекращён, снова начали выплачивать
жалованье серебром и совершать коммерческие
сделки на этой основе.
Приток иностранного серебра
уменьшился как вследствие общего упадка
торговли, так и потому, что торговых иноземцев
перестали пускать далее Архангельска.
Не зная, откуда достать денег, московское
правительство придумало такую меру: прежде
оно из привозного серебра чеканило мелкую
серебряную монету - "копейки" и "деньги»
(в рубле было 100 копеек и 200 денег). Теперь
оно решилось эту мелкую монету делать
из меди (которая была раз в 20 дешевле серебра),
но выпускать ее по цене серебряной. Иначе
говоря, оно устроило из меди такие же
условные денежные знаки, какими теперь
служат бумажные деньги, "кредитные
билеты". С 1656 года медные деньги появились
в большом количестве и имели успех, потому
что народ принял их доверчиво. Но прошло
года два, и начались затруднения с новой
монетою. Пошли слухи, что мошенники стали
подделывать в большом количестве "воровские
деньги" и что чиновники на монетном
дворе стали сами себе и своим приятелям
чеканить монету из собственной меди.
Хуже, чем подобные слухи, действовало
то, что само правительство неумеренно
выпускало медные деньги и наводнило ими
рынок. Ценность медной монеты стала падать:
за 100 серебряных денег стали давать и
130, и 150, и 200 медных. При счете на медные
деньги товары начали сильно подниматься
в цене. Тогда само правительство испугалось
и установило правило, по которому всякий
платеж в казну надлежало делать серебряною
монетою; из казны же по-прежнему выдавали
в народ только медь. Как только установился
такой порядок, новые деньги совсем упали:
за 100 серебряных требовали тысячу и полторы
тысячи медных. Началась чрезвычайная
дороговизна, а с нею и голод для бедных
людей. В конец погибаем и помираем голодною
смертию, - говорил народ, - на медные деньги
не продают, а серебряных негде взять.
Доведенная до отчаяния, московская беднота
в 1662 году подняла бунт и, придя толпою
к государю, который тогда был в селе Коломенском,
требовала выдачи бояр, виновных, по ее
мнению, в общем бедствии. Царь Алексей
успокоил народ обещанием разобрать дело.
Когда уговоры не подействовали, было
пущено в ход оружие. Мятежников было много
убито и казнено, много утонуло в Москве-реке
во время бегства. Однако стало ясно, что
нельзя оставить дело в таком положении.
«Без серебряных денег все ожидают себе
от медных денег конечные нищеты, - говорили
государю созванные им представители
торговых и ремесленных людей, - будут
те деньги продляться, и нам от них в конец
погибнуть». В 1663 году медные деньги были
отменены и даже запрещены. Вместо них
казна пустила в обращение свой серебряный
запас.
«Соборное
уложение» 1649 г.
В 1649 г. был введен в действие
крупнейший законодательный памятник
всего русского Средневековья - сборник
законов, вошедший в историю под названием
«Соборное уложение царя Алексея Михайловича».
Он был ответом российского правительства
на бунты 40-х годов, преследовавшим цель
стабилизации общества. Однако «Соборное
уложение» оказалось столь фундаментальным,
столь всеобъемлющим, что заменить его
таким же значительным сводом законов,
несмотря на неоднократные попытки, удалось
только в середине XIX в.
Летом 1648 г. по указу царя Алексея
Михайловича составление нового свода
законов было поручено комиссии во главе
с боярином князем Никитой Ивановичем
Одоевским. Комиссия за несколько месяцев
провела колоссальную работу, сведя воедино
статьи старых судебников, указы царя
Михаила Федоровича, «приговоры» (решения)
Боярской думы, извлечения из древних
византийских юридических кодексов и
дописав недостающие нормы в соответствии
с требованиями времени. В октябре 1648 г.
для обсуждения уложения был созван Земский
собор - архиереи, дворяне, посадские люди
из разных земель Московского государства.
После окончания собора все они, более
трехсот человек, «скрепили» новый сборник
законов своими подписями.
Статьи «Соборного уложения»
разбиты на 25 глав. В начальных содержатся
правовые нормы, представлявшиеся в те
времена особо важными. Открывается свод
Главой I: «О богохульниках и церковных
мятежниках». Там перечисляются преступления
против Церкви, за которые, как правило,
полагаются тяжкие наказания. Так, первая
статья звучит следующим образом: «Если
иноверцы любой веры или русский человек
возложат хулу на Господа Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа или на родившую
Его Пречистую владычицу нашу Богородицу
и приснодеву Марию, или на честный крест,
или на святых его угодников, необходимо
провести расследование. В случае если
расследование прямо приведет к богохульнику,
то его следует, обличив, казнить - сжечь».
Таким образом, основа основ цивилизации
охранялась твердо и бестрепетно.
Далее следует несколько глав,
связанных с преступлениями против государя,
его семьи, а также с режимом безопасности,
необходимым для того, чтобы эти преступления
предотвращать. Затем - об особо тяжких
преступлениях против государства: изготовлении
фальшивых денег, подделке печатей и документов.
Четыре главы посвящены вооруженным
силам Московского государства: как должна
быть поставлена служба дворян, казаков,
стрельцов и организуется «искупление
племенных». Последнему придавалось особое
значение. Деньги на выкуп пленников собирали
со всей страны. В тексте заглавной статьи
этой главы говорится: «Выкуп называется
общей милостыней, и благочестивому царю,
и всем православным христианам за то
великая мзда от Бога будет, как говорил
праведный Енох: "Не пощадите золота
и серебра брата ради".
В отношении крестьян «Соборное
уложение» установило крайне жесткие
нормы. Это было сделано в интересах небогатого
русского дворянства, составлявшего основу
военной силы государства. Все беглые
крестьяне вне зависимости от того, проживали
они на частновладельческих или же на
государственных землях, должны быть возвращены
на прежнее место жительства со всем имуществом,
«с хлебом стоячим и с молоченым», с женами
и детьми «...без урочных лет». Это означает
по делам о беглых крестьянах срока давности
нет. Даже если сами они умерли, а их дети
давно живут на новых землях и самостоятельно
хозяйствуют, их все равно следует вернуть
назад. В реальности государство не располагало
поземельными описаниями (писцовыми книгами)
по всей территории страны, составленными
хотя бы за четверть века до введения этих
суровых статей. Большая часть писцовых
книг погибла в катастрофическом московском
пожаре 1626 г. за 23 года до «Соборного уложения».
Следовательно, у тех, кто перешел на новую
землю до пожара, был шанс избегнуть насильственного
возвращения. «Соборное уложение» юридически
обосновало окончательное закрепощение
русского крестьянства.
Зато посадские жители, то есть
ремесленники и торговцы, сумели получить
от правительства важную уступку. В русском
городе того времени соседствовали «черные»
и «белые» слободы. «Чёрные» несли всю
сумму «тягла» - повинностей и налогов,
собираемых «на великого государя». Господами
«белых» слобод были частные владельцы,
и тамошним жителям приходилось несравненно
легче: на них обязанность нести «тягло»
не распространялась. Поэтому многие уходили
в «белые» слободы, становились «бельцами».
Количество «тяглецов» сокращалось, и
бремя «тягла» приходилось распределять
на меньшее количество посадских людей.
Это тяжело отзывалось на их хозяйствах
и вызывало постоянное недовольство. Правительство
пошло им навстречу: в l-ю статью главы
«О посадских людях» сказано: «бельцов»
следует «...всех взяти за государя в тягло
и в службы безлетно и бесповоротно». Более
того, все земли, занятые «белыми» слободами,
вне зависимости от того, были застроенные
участки куплены или заняты безо всякого
повода, возвращались в казну, то есть
присоединялись к «черным» землям посада.
Статья 7-я той же главы объясняет эту суровую
меру нарушением давно сложившегося порядка:
«не строй на государеве земле слобод
и не покупай посадской земли». На практике
нормы, установленные этой главой, выполнялись
лишь отчасти.
Строго взыскивало государство
с нарушителей монополии на винокурение
и корчемство: им назначались колоссальные
штрафы, а рецидивистов били кнутом на
торгу.
В иных главах рассматривались:
назначение смертной казни за особо тяжкие
преступления; следствие по разбойным
делам и воровству; устройство судов; судопроизводство;
взимание пошлин; строительство мостов,
дорог, плотин; выдача проезжих грамот
в соседние государства; вопросы землевладения
и целый ряд других вопросов. «Соборное
уложение» не было аналогом современного
уголовного кодекса. Оно имело всеобъемлющий
характер. В нем соединялось сразу множество
кодексов, которые для нашего времени
непонятны и невозможны. Сам факт его появления
показывает, сколь значительный путь прошла
юридическая мысль России за полтора века
- со времен маленького судебника великого
князя Ивана III. Для историков этот свод
законов поистине бесценен. Он является
уникальным источником по самым разным
областям жизни русского общества. Ученые
нередко называют его «энциклопедией
России XVII столетия».
«Соборное уложение» выпустили
на Московском Печатном дворе огромным
по тем временам тиражом, разослали в приказы
и воеводам в города, остаток же быстро
разошелся, поскольку интерес общества
к этому своду законов был колоссальным.
Заключение
Царь приобрел значительную
финансовую самостоятельность, получая
доходы от своих вотчин, сбора подати с
покоренных народов, от таможенных сборов,
возросших в связи с развитием торговли.
Это давало возможность создавать и содержать
все увеличивающийся государственный
аппарат.
С ослаблением экономической
и политической роли бояр снизилось значение
Боярской думы. Изменение и ее состав,
пополнившийся дворянами. Боярская дума
редко созывалась, ее место стала занимать
так называемая «Тайная» или «Ближняя»
дума из небольшого числа близких царю
лиц, с которыми он решал основные вопросы.
Об упадке Боярской думы свидетельствовало
и резкое увеличение именных указов, изданных
царем без совещания с Думой.
Происходил интенсивный процесс
подчинения церкви государству. Шел процесс
закрепления крестьян. Таким образом,
во второй половине XVII в. в России возник
абсолютизм, который характеризовался
система власти, основанной на все возрастающей
роли управленческого аппарата.
ТЕСТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ
1-А 8-В
2-Б 9-Б
3-Б 10-В
4-А
5-А
6-Б
7-А
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Великая Отечественная
война в истории моей семьи
В истории человечества зафиксировано
и описано около пятнадцати тысяч войн.
Вторая мировая война была самая величайшая
за всю историю человечества. Никогда
ранее наша страна не сталкивалась с подобными
военными жертвами. Во время Второй мировой
войны погибло свыше пятидесяти миллионов
человек.
Наше поколение не видело
войны, но о кровавом терроре, о страшных
издевательствах и о насилии над населением
знает из воспоминаний людей.
Мой прадед, Елисеев Яков Антонович,
был призван на фронт летом 1941 года в возрасте
27 лет. В июле попал служить в Ленинград.
8 сентября немецко-фашисткие войска взяли
город в блокаду. Все 900 дней и ночей он
стойко выносил тяготы и лишения блокады.
Участвовал в подрывных операциях, в укреплении
обороны города, в создании «дороги жизни».
Был несколько раз ранен. В 1944 году учувствовал
в снятии блокады, получил ранение и был
отправлен на лечение в военный госпиталь
и страшная война для него закончилась.
У прадеда имеется множество медалей,
в том числе за оборону Ленинграда и прорыв
блокады, был списан после ранения в звании
старший сержант.
Другой мой прадед, Плешков Александр
Александрович, был призван также летом
1941 года и зачислен в мотострелковую дивизию,
участвовал в обороне Москвы, в большинстве
контрнаступлений РККА, освобождая страну,
дошел до Вены, там он из-за ранения потерял
ногу и был контужен, имеет множество наград
и медалей, в том числе за взятие Вены,
участвовал в операции по форсированию
Дуная.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апальков, В.С. История Отечества/В.С.
Апальков, И.М. Миняева. – М.: Альфа-М,
2010.
2. Дворниченко, А.Ю. История
России/А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков.
М.: Проспект, 2011.
3. Кузнецов, И.Н. История: Учебник
для бакалавров / И.Н. Кузнецов. –
М.: Издательство торговая корпорация
«Дашков и К°», 2013. – 496 с.
4. Россия и Романовы
очерки из русской истории
за время с 1613 по 1913. Ростов на
Дону 1992.
5. Русские цари 1547-1917. Москва;
2000.