Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 00:01, контрольная работа
Конец XIX- начало XXвв. стали переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причины которых во многом были обусловлены отчетливо наметившимся на рубеже двух столетий своеобразием ее социально-экономического развития.
Введение
1
ОСОБЕННОСТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
1.1
Государственно-монополистический капитализм
1.2
Иностранный капитал. Финансовая Система
2
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
2.1
Социальная структура Российского общества
2.2
Политический строй в России
2.3
Политическое пробуждение России на рубеже XIX-XX веков
2.4
Образование политических партий в России
Заключение
Список используемой литературы
Дворянство (1,5%) – высшее привилегированное “благородное” сословие, в руках которого сосредоточена большая часть земель. Дворяне делились на потомственных (в “Табели о рангах” это звание приобреталось первым офицерским чином и с 4-м классом на гражданской службе) и личных (чиновники 9-5 классов “Табели о рангах”). Личное дворянство не передавалось по наследству. Дворяне-землевладельцы составляли класс помещиков.
Дворяне (особенно помещики) пользовались преимуществом при поступлении на государственную службу, оказывали влияние на местное управление и суд. Дворяне не подвергались телесным наказаниям, освобождались от личных податей и от рекрутской повинности.
Духовенство - (0,5%) считалось вторым привилегированным сословием России. Оно также как и дворянство не подвергалось телесным наказаниям, не несло воинской повинности, не платило податей. Духовенство делилось на черное и белое. Духовенство выполняло некоторые функции государственных чиновников: вело записи актов гражданского состояния, оказывало влияние на народное образование.
Купечество (0,2%) – сословие, имевшее внутреннее подразделение на 3 гильдии, первая и вторая из которых имели привилегии, сходные с дворянскими и духовенскими. Помимо этого купцы освобождались от паспортной прописки и имели преимущество при ведении заграничной торговли. Необходимо отметить, что для вступления в купеческое сословие необходимо было уплатить денежный взнос.
К мещанскому сословию (10,6%) принадлежали средние слои города, состоящие из служащих, ремесленников, домашней прислуги, студентов и т.д. Их положение характеризовалось гражданским и политическим бесправием, сравнительно низким жизненным уровнем.
Казачество (2,3%) – полупривилегированное военное сословие, которое обязано было нести службу (со своим снаряжением и оружием), за что было освобождено от налогов и наделено землей из расчета 30 десятин на каждого мужчину-казака начиная с 17 лет. Также на каждую казачью семью выдавалось пособие для выполнения полевых работ. Но вместе с тем казаки подвергались телесным наказаниям. Казачьи войска использовались в войнах, для несения пограничной службы, иногда и для подавления выступлений недовольных режимом.
Крестьянство являлось основным податным сословием. В реализации своих сословных прав большую роль играла община, посредством которой собирались сельские и волостные сходы, избирались староста и члены правления, осуществлялась раскладка налогов между крестьянами и передел земли. Крестьяне подвергались телесным наказаниям и несли рекрутскую повинность. Немногим из них удавалось выйти в другие сословия, однако эти попытки не были безнадежны.
Необходимо отметить, что в России официально признанным было сословное деление населения страны, но с развитием капиталистических отношений формируется классовое (капиталистическое) деление, которое выглядело следующим образом:
2.2 Политический строй в России
Российская империя в конце XIX- начале XX вв. представляла собой абсолютную монархию, где вся полнота власти принадлежала императору, который должен был соблюдать закон о престолонаследии (передача престола старшему сыну или старшему по мужской линии).
Гербом Российской империи был двуглавый орел с царскими регалиями, а флаг представлял собой полонище бело-сине-красного цвета. Государственный строй России в основном сформировался еще при Александре I. Главным законосовещательным органом при царе являлся Государственный совет, деятельность которого заключалась в высказывании императору мнений по вопросам законодательства. Любой проект становился законом только после подписания царем. Высшим судебным органом являлся Сенат. Для управления государственными делами существовал Комитет министров, все девять министров которого были подчинены царю. Самой обширной компетенцией обладали министерства финансов и внутренних дел. В ведении Министерства внутренних дел находилась все административно-полицейские учреждения страны. МВД выполняло много функций, в том числе оно ведало цензурой, общей статистикой, почтой и телеграфом, ветеринарными и медицинскими делами и т.д. Священный Синод – ведомство по делам церкви – также относился к органам государственного управления.
Во главе местной администрации стояли губернаторы, назначавшиеся правительством и обладавшие широчайшими полномочиями. В случае введения в губернии чрезвычайного положения власть передавалась генерал-губернатору, который мог запрещать собрания, закрыть печатные органы, арестовать подозрительных и т.д. Часть функций по управлению губерний передавалась в руки земств, которые ведали ремонтом дорог, оказанием продовольственной помощи населению, содержали мировых судей и т.д. Земства в силу своих возможностей пытались противостоять нажиму чиновничьей бюрократии. Иными словами, через земство общество пыталось оказать влияние на систему управлять страной.
Функции по обеспечению общественного порядка нес Департамент полиции, входящий в состав МВД. Он включал в себя армию, казачьи части – с целью охраны границ и борьбы со смутой, жандармерию, которая проводила политическое следствие. В каждой губернии существовало губернское жандармское управление, в каждом губернском городе был полицмейстер, в уезде – исправник, в подчинении которого находились урядники и приставы.
В начале ХХв возникли секретно-розыскные отделения («охранки»), в которых состояли агенты наблюдения, негласные агенты, провокаторы. На почтамтах существовали отделы для перлюстрации писем. Создавались охранные отделения «для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних». Иными словами, служба безопасности представляла собой эффективную систему политического сыска.
2.3 Политическое пробуждение России на рубеже XIX-XX веков
Среди сотен, если не тысяч, политических партий, названия которых сохранились на страницах всемирной истории, несколько десятков российских партий, возникших в начале нашего века, могут показаться сегодня мелкой частностью. Многие из них были довольно эфемерными организациями, другие быстро сошли с исторической арены, а третьи были насильственно ликвидированы после Октября 1917 г. На смену многопартийности в России быстро пришла диктатура одной партии — партии большевиков-коммунистов. Однако сложный и во многом драматичный процесс возникновения, острого идейного противостояния и ожесточенного соперничества, а затем распада и гибели этих партий, место которых ныне пытаются занять новые партийные течения и группировки, часто использующие, увы, лишь громкие имена своих исторических предшественников для завоевания популярности в массах, заслуживает самого пристального внимания и изучения. Заслуживает потому, что короткая, но достаточно яркая история российских политических партий начала XX в.— это неотъемлемая часть трагической, кровоточащей истории нашей страны, это предостережение прошлого настоящему и будущему России.
2.4 Образование политических партий в России
Процесс политического пробуждения российского общества сделал в 1905—1907 гг. поистине огромный шаг вперед. Этому способствовал, прежде всего, тот дух свободы, демократии, гласности, который принесла с собой революция. Значительные цензурные вольности, а временами и почти полная свобода печати, появление сотен новых периодических изданий, листовки революционных партий, массовые митинги, возможность свободно знакомиться с ходом работы Государственной думы, разного рода политические клубы и легальные культурно-просветительные общества — все это, вместе взятое, произвело колоссальный сдвиг в сознании миллионов россиян.
В 1905—1906 гг. в России появилось и много новых партийных организаций: кадеты, октябристы, прогрессивная экономическая и торгово-промышленная партии, партия правового порядка, партия мирного обновления, народно-социалистическая партия, не говоря уже о множестве более мелких, в том числе и национальных, партий самых разных оттенков и направлений. Даже крайние монархисты, которые еще недавно считали излишним создавать какую-то особую партию, поняли, наконец, что самодержавие нужно тоже охранять и защищать, в том числе от слабого и слишком уступчивого, как им казалось, по отношению к либералам царя. Особенно интенсивно указанный процесс пошел после царского Манифеста 17 октября.
В итоге в России начала складываться целая система самых разных политических партий, которые можно разделить на пять основных типов: 1) консерваторов, выступавших за сохранение самодержавной системы; 2) консервативных либералов «октябристского» типа; 3) либеральных, или конституционных, демократов; 4) неонародников; 5) социал-демократов. Этот перечень показывает, что ни помещики-аграрии, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», адекватно выражавших их интересы партийных формирований. Не было в России и правительственной (в западном понимании этого слова) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева (таких было абсолютное большинство), либо справа. Лишь на короткое время, в 1907—1911 гг., на роль такой правительственной, столыпинской партии претендовали октябристы, но затем и они вернулись в лагерь оппозиции. Ни одна из российских политических партий вплоть до февраля 1917 г. не прошла испытания властью. Не случайно, поэтому все они были сильны лишь в роли критиков существующего строя, тогда как конструктивная часть их политических платформ выглядела всегда довольно абстрактно. К моменту свержения самодержавия ни одна из них еще не была готова к тому, чтобы взять выпавшую из рук царя власть и разумно ею распорядиться. Слабым местом политической системы России начала XX в. был и механизм функционирования сложившихся в то время партий. Абсолютное их большинство действовало либо нелегально, либо полулегально: нелегализованными оставались, например, не только социал-демократы и эсеры, но и кадеты. Не было в России, строго говоря, и разделения партий на правящие и оппозиционные с последовательной сменой этих ролей, как было принято тогда на Западе. Кроме того, в Государственной думе (а это была единственная узаконенная политическая арена, где могли относительно свободно состязаться представители различных партийных течений) были представлены далеко не все партии, особенно национальные. Да и саму Думу, которая не контролировала значительную часть государственного бюджета, не назначала министров и в любой момент могла быть распущена по воле царя, едва ли можно было считать настоящим парламентом в западном смысле этого слова. Кроме того, крестьянская Россия, да и российская «глубинка» вообще, была очень слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны. Все эти многочисленные оговорки не меняют, однако, того факта, что в начале XX в. политическая жизнь России вступила в совершенно новую фазу, одним из главных признаков которой была сравнительно широкая деятельность и бешеная конкуренция различных партий и организаций. При этом решающую роль в возникновении многих из них и особенно в выходе их на арену открытой политической борьбы сыграла первая российская революция, хотя и тогда настоящей правильно функционирующей системы политических партий с четким распределением социальных ролей и налаженным механизмом взаимодействия отдельных ее частей в России еще не сложилось.
В последующий период количество партий в стране вплоть до 1917 г. почти не менялось. Правда, в 1912 г. возникла небольшая чисто буржуазная общероссийская партия прогрессистов, занимавшая про-; межуточное положение между октябристами и кадетами, однако каких-либо серьезных изменений в расстановку партийно-политических сил в России это событие не внесло. Столыпинкие реформы — эта последняя реальная альтернатива русской революции — не дали того эффекта, на который рассчитывал их творец. История не дала Столыпину 20 лет внутреннего и внешнего «покоя», необходимых для реализации его планов, да и сам он трагически погиб в 1911 г. Столыпин оказался не нужен ни царю, ни поместному дворянству, ни народу. Его гибель, а затем начало первой мировой войны, вступление в которую оказалось для России поистине роковым, сделали мирную модернизацию страны невозможной. Новая российская революция стала лишь вопросом времени. Меж революционный (1907—1916) период ознаменовался заметным спадом общего уровня партийной активности, хотя кризисные явлении затронули различные политические партии России далеко не в одинаковой степени. Тем не менее, все они, за исключением откровенных черносотенцев, сохранили свое идейно-политическое ядро и социальную базу, и после свержения самодержавия начался новый этап их деятельности, основным содержанием которой стала борьба за влияние на массы и за политическую власть. При этом сошли со сцены «Союз русского народа» и партия октябристов, но зато появилось множество новых национальных партий, их общее число перевалило за полсотни. На короткое время в России появилось, наконец, нечто похожее на реальную многопартийную политическую систему западного образца. Естественно встает вопрос: почему в 1917 г., когда решались судьбы России, не только консервативные, но и либеральные партии, которые могли бы, казалось, противостоять разрушительной революционной стихии, оказались на деле столь беспомощными, слабыми, лишенными ясных, конструктивных и привлекательных для масс идей? Ответ на него нужно искать в комплексе объективных и субъективных факторов, среди которых нельзя не назвать отсутствие в России широкого слоя средних и мелких собственников (прежде всего земельных), ослабление в обществе религиозного начала и дискредитацию династии Романовых, рост деструктивных и центробежно-националистических тенденций, резкое падение международного престижа Российской империи. В ином положении оказались партии социалистической ориентации, выступавшие за насильственное разрушение старого политического и социального порядка, и в первую очередь самые крайние из них — большевики и левые эсеры, выигрывавшие в глазах широких масс за счет своей решительности, радикализма и полного отрицания самих основ старого общества. Именно эти партии и оказались в 1917 г. на авансцене политической борьбы, завершившейся в октябре мощной рабоче-крестьянско-солдатской революцией с требованиями мира, хлеба, земли и подлинного народовластия, дополненными мечтами об обществе социальной справедливости, равенства и братства.
Информация о работе Социально-Политическое развитие России в конце XIX – начале XX веков