Социальный строй Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучение социального строя Древней Руси.
Задачи работы:
- исследовать процесс возникновения Древнерусского государства;
- дать характеристику социального строя Древней Руси.

Содержание работы

Введение 3
1. Возникновение древнерусского государства 4
2. Общественный, социальный строй 6
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Мурманский  филиал

НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

при Правительстве  Москвы

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 



студента_______________________________________________________ курса ___

(Фамилия,  имя, отчество)

 

Специальности: Коммерция ( торговое дело)

 


 

Учебная дисциплина: _____________________________________________________

 


 

Тема работы: ____________________________________________________________

 

 


Номер зачётной книжки: _______________

 

 

 

 


Руководитель: ___________________________________________________________

(Фамилия  Имя Отчество)

 

 

 

Номер и дата регистрации  работы на кафедре: ___________________

 

 

Мурманск

2010

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение  3

1. Возникновение  древнерусского государства 4

2. Общественный, социальный строй 6

Заключение 12

Список  использованной литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс  формирования  основных  классов феодального  общества на территории Древней Руси слабо отражен в исторических  источниках.  Это является одной  из причин,  почему вопрос  о характере  и  классовой   основе   древнерусского   государства    является дискуссионным. Наличие в хозяйстве  различных  экономических   укладов  дает основание  ряду   специалистов   оценить   Древнерусское   государство   как раннеклассовое,  в   котором   феодальный   уклад   существовал   наряду   с рабовладельческим и патриархальном. Большинство  ученых  поддерживают  мысль академика   Б.Д.    Грекова    о    феодальном    характере   Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX века ведущей тенденцией  в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Основную  массу  сельского  и  городского   населения Руси составляли  свободные   общины;  "люди",  то  есть   феодально-зависимые  крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора  дани,   размер  которой теперь стал зависеть  от  количества  и  качества  находящейся  у  крестьян земли,  или феодалами путем взимания оброка  или  привлечения  крестьян  к барщине. Однако  в  начальной  летописи  термин  "люди"   употребляется  для наименования широких слоев сельского и городского населения.   Сохранение  в течение длительного периода времени этого термина для  обозначения  свободного населения  указывает на то,  что  шедший  процесс  феодализации  неодинаково затрагивал  отдельные  сельские  крестьянские   общины,  жители  многих  из них, утрачивая сословную полноправность, сохраняли личную свободу.

Цель  работы - изучение социального строя Древней Руси.

Задачи  работы:

- исследовать процесс  возникновения Древнерусского государства;

- дать характеристику  социального строя Древней Руси.

 

 

1. Возникновение древнерусского государства

К вопросу образования  Русского государства обращалось и  обращается большое число представителей различных наук - от истории, археологии до лингвистики и географии. Положительным является то, что увеличивается количество публикаций, повышается комплексность исследования вопроса о происхождении Древнерусского государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуляций. Анализ исторических исследований показывает, что прав был, наверное, М.Н. Покровский, определивший историю как «политику, опрокинутую в прошлое»

В исторической науке  по вопросу образования государства у восточных славян с XVIII века кипят страсти. В 30-60 годы XVIII в. немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.

Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов, которому императрица  Елизавета I  поручила написать историю России. С тех пор борьба норманнистов и антинорманнистов не утихает. Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово «Русь» норманнского происхождения. Антинорманнисты считают, что термин «Русь» до варяжского происхождения и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить.

За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь. Советские исследователи М.Н. Тихомиров, Д.С. Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства - Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Согласно исследованию А.А. Шахматова, варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени Русь.

Вот уже в течение  двух с лишним веков идут споры  между представителями норманнской и антинорманнской школ в истории. В настоящее время позиции норманнистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение вовсе не является свидетельством утверждения истины. Как та, так и другая концепции оказались тупиковыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общественный, социальный строй

 

Характер  общественного строя.

Вопрос о природе  социального строя в Древней  Руси остается в отечественной науке  одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие  отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

Большинство сходится в  том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма.

Основные  черты зрелого феодального строя:

  • - монопольная собственность феодалов на землю;
  • - наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;
  • - за ее пользование он нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту;
  • - личная зависимость крестьянина от феодала;
  • - господство натурального хозяйства.

Историки пытались обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Особенности общественного строя Древней  Руси.

Община и свободные  общинники. Основным населением Древней  Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - "Людин", отсюда - "простолюдин"). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово "вервь" чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, а также за охрану от набегов кочевников общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

На практике даннических  отношений основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция "государственного феодализма", трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей "коллективному феодалу "- государству. И.Я. Фроянов же видит в ней "военную контрибуцию", собираемую князем с покоренных племен.

Князь и дружина. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце Х в. появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

С разрастанием рода Рюриковичей и  умножением числа дружинников дани-полюдья  начинает не хватать. Князья стали посылать посылали своих наместников-бояр на "кормление", передавая им право сбора полюдья в какой-либо деревне или местности. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю, села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее ХII вв. Поэтому, если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции - направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

Зарождению раннефеодальных  отношений способствовали следующие факторы:

  • - увеличение численности княжеско-дружинной верхушки;
  • - сокращение традиционных источников ее существования (дани, виры, военная добыча);
  • - возрастание ценности пахотной земли;
  • - появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и увеличением численности различного рода социальных изгоев;
  • - изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, а с другой - главной ценностью стали считать не движимое имущество (серебро, скот, рабов и пр.), а землю.

Зависимое население. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд самой многочисленной группы зависимого населения - рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале ХII в. появилась  новая группа зависимых людей - закупы, Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - «купы". Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в "обельного" (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп больше других групп походил на феодально зависимого крестьянина.

"Русская  Правда" не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего - это люди, работавшие в княжеских селах.

Некоторые историки видят  в них все земледельческое  население страны - общинников. (Термин крестьяне появится лишь в ХIV в.). Однако за убийство смерда полагался  штраф в 5 гривен, как и за холопа, а свободного общинника - "Людина" - 40 гривен.

Различные формы и  степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных  людей свидетельствует о его сложном переходном характере.

Жизнь и быт.

В Древней Руси господствовала парная семья, состоящая из мужа, жены, детей. Большие семьи были исключением. В дохристианское время известен обычай “умыкания” невест во время языческих праздников, но, как отмечает летописец, “и с нею съвещахуся”, т.е. при согласии невесты. Заключение брака проходило в несколько этапов. Начиналось оно со сватанья. Невеста наряжалась при появлении сватов в лучшее платье. После этого был сговор в доме невесты. Обрядными кушаньями были круглый пирог (караваи) и сыр. Если жених после сговора отказывался от заключения брака, он “платил за сыр” (за обман невесты). Свадьба длилась несколько дней и сопровождалась песнями, играми.

С принятием христианства было введено церковное венчание. Но большинство населения еще  долго ограничивалось укоренившимся  обычаем свадьбы-веселья.

Постепенно, однако, церковь становилась главным регулятором семейной жизни. Церковные правила диктовали определенные ограничения брачных союзов. По возрасту — не моложе 13—14 лет;

по степени родства  — не разрешались браки ближе  шестого колена родства (троюродные братья и сестры). Не допускался брак при резком различии социального статуса жениха и невесты. Количество браков ограничивалось: допускалось не более двух. Третий брак одобрялся только в исключительных случаях.

Развод (роспуст) допускался в немногочисленных случаях: измена жены, прелюбодеяние (если было доказано) участие жены в покушении на жизнь мужа и хищении его имущества; отсутствие детей. Инициатором развода в большинстве случаев был муж. По инициативе жены развод одобрялся, если муж пьянствовал, растрачивал семейное имущество.

Информация о работе Социальный строй Древней Руси