Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:07, доклад
Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Основным двигателем истории, по мнению П. Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции.
Заметное влияние на становление
и развитие общественной мысли в
России оказала социология народничества.
Виднейшими ее представителями были
П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904).
Они придерживались так называемого
субъективного метода в социологии,
который получил всестороннюю разработку
в их многочисленных трудах. Суть этого
метода П. Лавров раскрывает так: «Волей
или неволей приходится прилагать
к процессу истории субъективную
оценку, т. е. усвоив тот или иной
нравственный идеал, расположить все
факты истории в перспективе,
по которой они содействовали
или противодействовали этому идеалу,
и на первый план истории выставить
по важности те факты, в которых это
содействие или противодействие
выразилось с наибольшей яркостью».
В развитии нравственного идеала
он видел «единственный смысл
истории» и «единственный закон
исторической группировки событий».
Разработку субъективного
метода в социологии продолжил Михайловский.
Он прямо заявлял, что «объективная
точка зрения, обязательная для естествоиспытателя,
совершенно непригодна для социологии»,
что в социологии этот метод бессилен.
А бессилен он потому, что невыполним.
Ведь социолог -не бесстрастный наблюдатель
и истолкователь тех явлений, которые
он исследует. Он неизбежно оценивает
их, и не только с познавательных, но и
иных, прежде всего нравственных позиций,
принимает их или отвергает. Поэтому, делает
вывод Н. Михайловский, «в социологии неизбежно
применение субъективного метода». Подобный
метод породил его субъективную социологию.
По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский
- «самый талантливый сторонник субъективного
метода» и «главный его творец». Как и Лавров,
Михайловский придерживался мнения о
существовании правды-истины и правды-справедливости.
Сам он по этому поводу высказывался так:
«Безбоязненно глядеть в глаза действительности
и ее отражению - правде-истине, правде
объективной, и в то же время, сохранять
и правду-справедливость, правду субъективную
- такова задача всей моей жизни». Он развивает
учение о двуединой правде, органически
сочетающей в себе объективную и субъективную
правду. С позиций этой двуединой правды
он рассматривает проблемы общественной
жизни и различных наук, в том числе социологии,
этики, эстетики, политики и т. д. При этом
он постоянно подчеркивал, что субъективный
метод в социологии не означает произвольного
толкования явлений общественной жизни.
Эти явления надо осмыслить научно, а для
этого необходимо опираться на объективную
правду науки. Вместе с тем объективный
анализ социальных явлений неизбежно
дополняется субъективными оценками их
со стороны социолога исходя из его нравственных
и иных позиций. Другого быть просто не
может. К тому же и сами явления общественной
жизни - политические, экономические, нравственные
и другие - несут в себе, писал Михайловский,
большой заряд субъективности, идущий
от сознания, чувств и воли субъектов,
вызывающих к жизни эти явления и выступающих
в качестве творцов истории. Можно указать
на две основные стороны субъективного
метода в социологии. С одной стороны,
этот метод направлен на возможно более
полный учет многообразных помыслов и
чувств людей, той «критической мысли
в человечестве», о которой говорил П.
Лавров. К тому же необходимо учитывать
субъективную позицию самого социолога,
исследующее те или иные общественные
явления. С другой стороны, субъективный
метод направлен на поиск оптимальных
«форм солидарности между людьми», т. е.
такого общественного устройства, при
котором каждая личность, все классы и
сословия смогут удовлетворять свои разносторонние
потребности, свободно действовать и развиваться.
Эта важная сторона субъективного метода
народничества нередко оставалась в тени,
либо вообще замалчивалась в литературе,
из-за чего сам этот метод трактовался
весьма односторонне. Исходя из требований
научной объективности, мы должны указать
на оое стороны субъективного метода в
социологии, чтобы полнее и правильнее
судить о его содержании, теоретической
и практической направленности. Много
внимания уделял Михайловский решению
проблемы взаимодействия личности и общества.
На первом плане у него, разумеется, личность,
обладающая своей особой индивидуальностью
и неповторимостью. Критически мыслящие
личности с их более или менее яркими индивидуальностями
являются главными действующими лицами
в обществе, определяют развитие его культуры
и переход к высшим формам общественного
устройства. «Социологическая теория
борьбы за индивидуальность проходит
красной нитью через все его произведения».
Информация о работе Социологические взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского