Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:24, реферат
Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы – сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.
Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во франкской империи. Соответственно история феодального государства Франции включает следующие периоды:
1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв.).
2. Сословно-представительная монархия (XIV-XVI вв.).
3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Буржуазная революция 1789 года привела к крушению абсолютизма и феодальной государственности.
В конце IX в. в состав Западно-франкского государства входили: Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Сентимания, Испания, Марка. На этой территории позднее возникло одна из ведущих ныне держава мира - Франция.
Феодализм стал господствующим общественно-экономическим укладом. Организация власти и управления строилось как дворцово-вотчинная система. Личные слуги короля, вместе с тем, были должностными лицами королевства.
Власть короля во Франции была ограничена советом знати, которая избиралась королем. В период феодальной раздробленности в совет короля вошли знатоки государственного права - легисты (со времени Филиппа II). Должность майордома была упразднена, королевским судом руководил дворцовый граф. Бывший главный конюх стал именоваться начальником королевской конницы. Во главе местных органов власти вместо графов учреждена должность прево.
Глубокие перемены в государственном строительстве во Франции связаны с именем Людовика IX (1226-1270), который заявил: «Во Франции имеется только один король».
Началом формировыания сословно-представительной монархии можно считать 1302 г., когда Филипп IV Красивый созвал расширенный Совет светских и духовных феодалов. На Совет впервые были допущены представители так называемого 3 сословия, состоявшего из горожан.
Органы сословного представительства получили название Генеральных Штатов.
С момента возникновения органов сословного представительства феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской. Генеральные штаты созывались королем, когда он испытывал нужду в деньгах, вводил новые налоги. Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий средневековый парламент, главным образом из-за того, что крестьянское сословие было слабо.
В свой последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г., и вместо них король созвал совет нотабелей. В данном совете имелись представители самых богатых сословий. Формально решение нотабелей не было обязательным, но по многим вопросам король считался с мнением знати, заседавшей в данном органе. Подобного рода учреждения возникли в крупных провинциях.
Первым сословием было духовенство. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей.
Дворянство - это слуги короля (замкнутое и наследственное сословие). Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшая привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты государственных налогов. Дворянство было неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса - скромное положение.
Городское население и крестьяне-цензитарии - это неблагородные, у них нет особых политических и имущественных прав. Организация этого сословия носила феодально-корпоративный характер.
Каждое сословие собиралось и заседало в Генеральных Штатах отдельно. Голосование шло по бальяжам и сенешальствам. Если было противоречие - то голосовали по сословиям.
В IX-XI вв. произошло окончательное оформление феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство именуется сервами, правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства.
Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили феодалу поголовную подать, ежегодный оброк, выполняли барщинные работы.
Серв не имел семейного статуса, он не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе.
Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Виллианы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которой фиксировали обычаем, но был более легким, чем у сервов. Виллианы ограничивались в праве на брак, должны были испрашивать разрешение сеньора на женитьбу.
Все крестьянское население Франции обязано было соблюдать баналитеты: печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в винодельне, существовало право сеньора на первую брачную ночь.
XII век - век появления и развития новой социальной группы - городское население, правовой статус которого был универсальный.
Правовой статус крестьян был ограничен рамками феодализма, пережитками рабовладельческого строя.
По мере укрепления королевской власти централизованная система местного управления приобрела следующий вид: крупные округа на Севере назывались бальяжами (во главе с бальи), на юге - округа-губернаторства, возглавляемые сенешалами.
С 410 года германские племена англов, саксов, готов, жившие между Рейном и Эльбой начали завоевывать земли Британии и населять их. Процесс англосакского завоевания Британии затянулся более чем на полтора века (название Англия появилось в II веке, когда королевство Уэссекс подчинило себе все другие королевство).
Англосаксонское общество отставало в своем развитии от многих обществ континента примерно на два столетия. У англосаксов преобладала общественная собственность на землю и соответствующий ей характер общественных отношений.
В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:
1. период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX-XI вв.;
2. период централизованной сеньориальной монархии (XI-XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);
3. период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);
4. период абсолютной монархии (конец XV-середина XVII в.).
Сословно-представительная монархия в Англии формировалась в течение XIII в. Были существенно ограничены иммунитетные права крупных феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель.
Усиливается расслоение крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.
Крепостное крестьянство - вилланы - в XIII в. оставалось бесправным. Собственником всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд.
Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Движение за ограничение злоупотреблений центральной власти возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров.
Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к возникновению парламента.
К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентских и духовных феодалов, в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале».
На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.
В XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов.
В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти собрания получили название судов «четвертных сессий».
В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Вместе с тем, судебные и административные функции многих учреждений еще не разделились. Высшими судами «общего права» в Англии в этот период стали: Суд королевских скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.
Суд казначейства, который первым стал записывать свои слушания, был, в основном, специализирован на рассмотрении финансовой споров, и, прежде всего, споров, касающихся долгов казны и короны.
Суд общих тяжб рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Он осуществлял также надзор за местными и манориальными судами.
Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая «общие тяжбы», но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.
С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорд-канцлера, который решал вопросы «по справедливости».
В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов (по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверке тюрем.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что Франция, Германия, Англия - это мировые державы с огромной вековой историей развития. В правовых системах данных стран велико было значение римского права.
Феодальный путь развития Англии, Франции, Германии был различным, обусловленный традициями и особенностями каждого государства в отдельности. Социально-классовая структура государств была во многом похожа одна на другую. Государство, в котором главное место занимали правящие классы, обладающие большей правоспособностью, нежели неимущие.
Процесс формирования, процесс феодализации, в целом, у данных стран схож, различия лишь во временных рамках завершения этих процессов. Однако, можно сделать выводы, что парламент возник в Англии как важнейшая часть государственной организации, с определенными полномочиями и правилами деятельности. Напротив, во Франции генеральные штаты складывались медленно, по мере того, как у королевской власти возникала необходимость в них. Ни регламента, ни правил, ни порядка созыва генеральные штаты, в отличие от английского парламента, так и не получили. Решения генеральных штатов не имели обязывающего характера для королевской власти. В то время как в Англии только парламент имел право вотировать новые налоги, Генеральные Штаты даже не имели права регистрировать королевские указы. Впоследствии это право во Франции приобрел особый судебный орган - парижский парламент.
В отличие от стран Западной Европы, в Германии процесс образования единого централизованного государства не был завершен. Поэтому и сословно-представительные органы не получили большого развития. Германский рейхстаг, созываемый регулярно, на самом деле являлся источником междоусобиц и ничем не помог центральной власти.
В Древнем Вавилоне Эллиль, выступая в суде в качестве свидетеля по обвинению Хумбабы в убийстве человека не смог подтвердить своих показаний. Какому наказанию он может быть подвергнут за лжесвидетельство по «Законам Хаммурапи»? Сравните это наказание за лжесвидетельство по «Законам ХII таблиц» в Древнем Риме.
Параграф третий «Законов Хаммурапи» гласит: (§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
Таким образом, Эллиль может быть убит, т.к. обвинение Хумбабы в убийстве человека, несомненно, является делом о жизни.
По «Законам ХII таблиц» в Древнем Риме лжесвидетельствование также каралось смертной казнью (уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы). (VIII.23. Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1. 53).
Литература
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. История Древнего Мира. Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - М., 2003.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2005.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 2006.
История государства и права зарубежных стран. /Отв. ред. - доктор юридических наук, проф. С.А. Чибиряев. - М., 2002.
Информация о работе Сословно-представительская монархия в Западной Европе