Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:31, доклад
1. Государственное и муниципальное управление в Китае
2. Муниципальное управление и самоуправление в Китае
Советская модель
1. Государственное и муниципальное управление в Китае
Система государственного управления КНР в центре и на местах строится в соответствии с принципами, одно время характерными для большинства стран, входивших в "мировую социалистическую систему". Костяком государственного аппарата провозглашены массовые представительные организации типа Советов - собрания народных представителей, которые формируют органы государственного управления общей компетенции. В КНР высшим представительным органом является Всекитайское собрание (съезд) народных представителей, которое образует Центральное народное правительство - Государственный совет.
Со времени образования Китайской Народной Республики (1октября 1949 г.) было разработано и принято 4 конституции. Первая Конституция этой страны провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян, закрепила руководящую роль Коммунистической партии Китая и ее руководство общественными организациями. После вступления в силу Конституции была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, а также законов, направленных на проведение в жизнь новой конституции. Во время «культурной революции», начавшейся в 1966г., конституционная политическая система была подвергнута слому и конституцию фактически отменили. По окончании «культурной революции» Конституция была пересмотрена и в 1978г. Была принята новая. Последняя конституция 1982года внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих моментах:
В конституции были восстановлены основные автономные права национальных районов, впервые установлено правило занятия руководящих должностей в органах местного самоуправления.
Высшим законодательным органом государственной власти КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), возглавляющее всю систему собраний народных представителей, которые составляют политическую основу государства. В его состав входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил. Всего ВСНП насчитывает около 3000 депутатов. Среди них – представители Компартии Китая, демократических партий и общественных организаций, всех классов и слоев, а также представители 55 национальных меньшинств.
Срок полномочий каждого созыва ВСНП – 5 лет, его сессии созываются раз в год. В промежутках между сессиями функции ВСНП осуществляет Постоянный комитет ВСНП. Постоянный комитет насчитывает 9 человек, избирается Председатель Постоянного комитета, его заместитель, а также государственный секретарь.
ВСНП выполняет следующие основные функции: вносит изменения в Конституцию, осуществляет контроль за ее исполнением, принимает законы и вносит в них изменения, избирает Председателя и заместителя Председателя КНР, утверждает кандидатуры премьера и заместителей премьера Государственного Совета, его членов, министров, председателей госкомитетов, начальника секретариата, председателя Центрального военного совета и других членов ЦВС, избирает председателя Верховного народного суда и Генерального прокурора, рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития КНР и отчеты об их исполнении, рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении, утверждает образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, решает вопросы войны и мира.
Функции главы государства возложены на Председателя ВСНП, который именуется Председатель КНР. Председатель КНР – это компонентная часть государственной структуры КНР. Председатель КНР и его заместитель избираются ВСНП. Каждый гражданин КНР, достигший 45 лет и имеющий право избирать и быть избранным, может быть выбран Председателем. Для этого необходимо простое большинство голосов всех депутатов ВСНП. Срок полномочий Председателя КНР и его заместителя – 5лет, и они не могут занимать эти должности более двух сроков подряд. Председатель КНР принимает иностранных дипломатических представителей, выступая в качестве главы государства, публикует законы на основе решений ВСНП, назначает и смещает премьера, заместителей и членов Госсовета, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, объявляет состояние войны, издает указы о мобилизации, введении чрезвычайного положения, назначает полномочных представителей в иностранных государствах, ратифицирует договоры и важнейшие соглашения с зарубежными странами.
Согласно Конституции
Госсовет КНР является исполнительным
органом высших органов государственной
власти, высшим государственным
Госсовет проводит заседания в полном составе (пленарные заседания) или в составе Постоянного бюро (комитета), в которое кроме премьера и его заместителей входят члены Госсовета и начальник секретариата, т. е. в таком случае в заседаниях не участвуют министры и председатели комитетов, не являющиеся членами Госсовета.
Госсовет осуществляет
руководство деятельностью
С вступлением страны в эпоху всесторонних реформ в конце 70-х годов (точка отсчета - III пленум ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г.) центральный административный аппарат КНР неоднократно подвергался различным перестройкам. Наиболее радикальная была начата в 1993 г. после принятия 1-й сессией ВСНП 8-го созыва своего рода программы перестройки Госсовета. Существующая в КНР модель административного управления сложилась на базе плановой экономики и выглядит рудиментом сегодня, когда благодаря начатой реформе во всех областях социально-экономической жизни страны произошли значительные изменения, когда старая плановая модель экономики уходит в прошлое в связи с поставленной XIV съездом КПК (октябрь 1992 г.) целью построения "социалистической рыночной экономики". В ведении правительства остаются главным образом общее планирование (на макроуровне), обеспечение проведения в жизнь единых политических установок, координация, осуществление надзора и контроля. Ставится задача урегулировать отношения между центром и местами, рационально разграничить сферы компетенции центрального и местных правительств с тем, чтобы сполна выявить и развить активность как центра, так и мест. Предстоит также отладить отношения между различными подразделениями Госсовета, рационально разграничив сферы полномочий, провести упорядочение структуры подразделений, сокращение их количества и численности персонала.
В соответствии с руководящей идеей реформы для каждой категории подразделений Госсовета были разработаны свои модели перестройки: а) для комплексных экономических подразделений (типа Госплана, Госкомитета по делам экономики и торговли, Минфина) центр тяжести работы был перенесен на макроэкономическое управление, разработку стратегии и программ народно-хозяйственного развития; б) для специализированных хозяйственных подразделений -их преобразование в хозяйственные организации без правительственных функций (так, на базе бывшего Министерства авиационной и космической промышленности созданы две генеральные компании) или институты (палаты) общегосударственного значения, которые сохранили функции управления отраслью, но уже в качестве ведомств при Госсовете. Именно так было реорганизовано Министерство текстильной промышленности, замененное Всекитайской палатой текстильной промышленности. Некоторые министерства и комитеты сохранили прежние названия, но их работа переориентирована главным образом на разработку планов, координацию, оказание услуг (например, информационных и консультационных) и контроль. Одновременно произведена перестройка ряда учреждений при Госсовете, одни из которых были слиты с министерствами или госкомитетами, став их структурными частями, другие были сохранены, но с меньшим аппаратом и измененными функциями.
Таким образом, в составе Госсовета сохранены (либо вновь образованы) подразделения, осуществляющие регулирование и контроль на макроуровне; подразделения, осуществляющие управление общественными службами; подразделения, отвечающие за жизненно важные для всего народного хозяйства базовые отрасли и новые технологии. Как в отношении сохраненных, так и в отношении вновь созданных министерств (комитетов) предусмотрены перестройка функций, сокращение сферы администрирования и передача полномочий подведомственным предприятиям в соответствии с требованиями рыночной экономики, стимулирование выхода предприятий на рынок. Кроме того, проведено сокращение числа внутриведомственных структур и персонала.
Особенностью КНР является включение в ее государственную структуру такого органа, как Центральный военный совет (ЦВС) – высшего военного учреждения, руководящего всеми вооруженными силами страны.
Органы местного управления - народные правительства - формируются собраниями народных представителей (СНП) во всех единицах административного деления КНР, которыми являются провинции, автономные районы (области), города центрального подчинения, автономные округа, уезды, автономные уезды, города, городские районы, волости, национальные волости и поселки. В районах национальной автономии - автономных областях, автономных округах, автономных уездах - они называются органами самоуправления. Кроме того, местные административные органы существуют в "промежуточных" территориальных единицах, не предусмотренных Конституцией, но зафиксированных в законе, регулирующем организацию местных органов власти и управления. Этими единицами являются административные округа в провинциях и автономных областях, районы в некоторых уездах и городские кварталы (микрорайоны). В них не созываются СНП, а управляющие ими административные органы назначаются вышестоящими народными 'правительствами и именуются делегированными (посланными) органами. Ими являются окружные административные управления, районные управы и квартальные канцелярии.
Срок полномочий местных СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов и городов, имеющих районное деление – 5 лет. Срок полномочий СНП уездов, городов без районного деления, городских районов волостей и поселков, избираемых непосредственно населением – 3 года.
Каждый представительный
орган имеет двойное
Местные народные правительства (МНП) являются органами управления общей компетенции и имеют двойное подчинение. Они несут ответственность перед образующими их СНП и им подотчетны. В то же время они подчиняются вышестоящим государственным административным органам, т. е. народным правительствам или Госсовету. В период между сессиями СНП народные правительства несут ответственность за свою работу перед Постоянными комитетами СНП соответствующих ступеней. Вся система местных народных правительств различных ступеней находится под централизованным руководством Госсовета КНР.
Состав народных правительств различных ступеней определяется законом по единообразной схеме на провинциальном и уездном уровне. Кроме глав правительств (губернаторов, начальников уездов) в них входят их заместители, начальник секретариата (главный секретарь), руководители структурных подразделений (департаментов, управлений, комиссий - в провинциальном звене, бюро и отделов - в уездном звене). В состав народных правительств волостей, национальных волостей и поселков входят главы правительств (волостные и поселковые старосты) и их заместители.
Объем полномочий народных правительств провинциального и уездного звена, с одной стороны, и низового звена - с другой, различен. Уездный и вышестоящие местные народные правительства руководят работой не только своих функциональных подразделений, но и народных правительств нижестоящей ступени. Они правомочны изменять либо отменять ненадлежащие постановления и распоряжения нижестоящих народных правительств. Таких полномочий, естественно, лишены низовые органы государственного управления.
Закон предоставляет право народным правительствам провинций, автономных областей (районов), городов центрального подчинения, городов - административных центров провинций, а также (с разрешения Госсовета) сравнительно крупных городов разрабатывать самостоятельные административные установления, однако при условии их соответствия положениям законов и административно-правовых актов Госсовета.