Советский Союз в канун перестройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы является описание основных направлений внешней политики Советского союза в период с 1985 – 1991 годы, причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир.

Содержание работы

Введение 3
Три этапа перестройки 4
Внутренняя политика 6
Внешняя политика 11
Экономика 14
Распад СССР 19
Заключение 23
Литература 24

Файлы: 1 файл

История.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский государственный  педагогический университет»

 

 

Автомобильный институт

Кафедра «Автомобильный транспорт»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История»

Тема: «Советский Союз в канун перестройки»

 

 

 

 

Выполнил:

Фахуртдинов А.С.

Группа ОПЗ-11-2

 

Проверил:

к.и.н., доц. Унылов А. В.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Три этапа перестройки 4

Внутренняя политика 6

Внешняя политика 11

Экономика 14

Распад СССР 19

Заключение 23

Литература 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы является описание основных направлений внешней  политики Советского союза в период с 1985 – 1991 годы, причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир.

В середине 80-х годов руководство  СССР пришло к выводу о необходимости  покончить с пятнадцатилетним “застоем”  через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения  обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными  задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического  равенства; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРИ ЭТАПА ПЕРЕСТРОЙКИ

 

Перестройка - политические и экономические перемены, происходившие в СССР с 1985 по 1991 годы. Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, начавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 — январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их: антиалкогольная борьба, демонстрация борьбы с коррупцией, «борьба с нетрудовыми доходами». Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей».

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считалось запрещенным. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются желания создания нового самостоятельного государства на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989 — 1991). Заключительный этап, в этот период происходит резкая потеря стабильности политической обстановки в стране. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает высшей точки товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х. В обществе появляется разочарование и неуверенность в завтрашнем дне. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистские настроенные силы - желания создания своего самостоятельного государства. Итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

 

Начало нового политического курса  связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным  секретарем ЦК КПСС. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе. Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС в 1986 году и воплотился в план 12-й пятилетки (1986-1990 гг.). Он получил название «ускорение социально-экономического развития страны».

На этом же съезде Горбачёв заявил: «Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении». Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существующих проблем. Сменились главные редакторы в ряде газет и журналов, впоследствии выступавших наиболее оппозиционно («Новый мир», «Московские новости», «Аргументы и факты»). С конца 1986 года стали публиковаться запрещённые прежде литературные произведения, показываться лежавшие на полках фильмы. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви.

В 1986 году Главлит СССР издал приказ, в котором цензорам было дано указание сосредоточить внимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн в печати, и информировать партийные органы только о существенных нарушениях в идеологической сфере.

Политика впервые была названа «перестройкой» в июне 1986 года. Теперь она включала в себя не только первоначально провозглашавшееся ускорение экономического развития страны, но и более глубокие хозяйственные, политические и социальные реформы. Новая терминология отражала глубокий и всесторонний характер начавшихся перемен.

Несмотря на упомянутые отдельные  шаги, серьёзных перемен в жизни  страны в 1985-1986 годах не было. Точкой отсчёта действительно кардинальных реформ следует считать Пленум по кадровым вопросам, состоявшийся в январе 1987 года. Выборы в местные Советы прошли во многих избирательных округах, впервые за всю историю СССР.

В выступлении Горбачёва  на январском Пленуме немало места  было уделено также гласности. При  этом он заявил, что «настало время  приступить к разработке правовых актов, гарантирующих гласность». Он заявил: «У нас не должно быть зон, закрытых для критики. Народу нужна вся  правда… Нам как никогда нужно  сейчас побольше света, чтобы партия и народ знали всё, чтобы у  нас не было тёмных углов, где бы опять завелась плесень».

Уже в феврале 1987 года были освобождены из заключения в порядке помилования 140 граждан СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды. Они немедленно включились в общественную жизнь. Появились первые независимые газеты и журналы. В этом же году были созданы первые негосударственные телеобъединения, такие как «НИКА-ТВ» (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения). В 1987 году в фильме Сергея Соловьёва «Асса» появляется песня рок-группы «Кино» «Мы ждём перемен» на слова Виктора Цоя, которая стала своеобразным неофициальным гимном молодёжи времён перестройки.

Важнейшим событием 1988 года была XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, проходившая в июне-июле. Впервые с 1920-х годов делегаты действительно высказывали самостоятельные мнения, позволяя себе иной раз критиковать действия партийного руководства, причём это транслировалось по телевидению. Конференция по инициативе Горбачёва приняла решение о реформе политической системы. Было принято принципиальное решение об альтернативных выборах депутатов Советов всех уровней. Выдвигаться кандидатами должны были получить возможность все желающие. Но при этом были намечены меры, призванные сохранить роль КПСС в стране. Прежде высшим органом законодательной власти выступал Верховный Совет СССР, избиравшийся населением по территориальным и национально-территориальным округам. Теперь Верховный Совет должен был избираться Съездом народных депутатов, ⅔ которых в свою очередь, должны были избираться населением.

Благодаря Съезду народных депутатов СССР к участию в  руководстве государственными и  общественно-политическими делами должны были прийти новые люди, демократически мыслящие, в своем большинстве  не связанные с партийной номенклатурой, сторонники перестройки общественной жизни, политических и экономических  реформ. Съезд народных депутатов  СССР должен был собираться один раз  в год и решать наиболее важные вопросы внутренней и внешней  политики государства. Народные депутаты СССР должны были избираться сроком на 5 лет. Помимо ежегодных очередных съездов, закон предусматривал случаи созыва народных депутатов внеочередных съездов.

Компания по выборам народных депутатов СССР проходила остро и необычно для советского избирателя, вовлекая его в политическую жизнь. Предвыборная борьба принимала неожиданные формы: страну захлестнула волна телевизионных дебатов, многотысячных митингов, стали проводиться социологические опросы.

В марте 1989 года состоялись выборы народных депутатов СССР - первые выборы высшего органа власти при которых избирателям предоставлялся выбор между несколькими кандидатами. Обсуждение предвыборных программ (в том числе и на теледебатах) стало подлинным прорывом к свободе слова и реальной политической борьбе. На избирательные участки пришло 172 млн. человек, что составило почти 90% всех избирателей СССР.

I Съезд народных депутатов  СССР прошел в Москве начиная с 25 мая 1989 года. В первый же день работы Съезда он избрал Горбачёва Председателем Верховного Совета СССР. Почти все заседания Съезда транслировались по телевидению в прямом эфире, и множество граждан Советского Союза внимательно следили за ними.

В последний день Съезда, пребывая в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, В. Пальм). Они выступали за дальнейшее ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за ещё более радикальное реформирование советского общества. В длительной дискуссионной борьбе М. Горбачева и Б. Ельцина «межрегионалы» активно поддержали Ельцина.

II съезд народных депутатов СССР прошел в конце декабря 1989 года. На нём радикальное меньшинство требовало отмены статьи 6 Конституции СССР (в которой указывалось, что «КПСС является руководящей и направляющей силой» в государстве).

В феврале 1990 года в Москве прошли массовые митинги с требованием  отмены 6 статьи Конституции СССР. В  этих условиях Горбачёв согласился на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости  дополнительных полномочий исполнительной власти.

В связи с этим прошел III внеочередной съезд народных депутатов который отменил статью 6 - принял поправки в Конституцию СССР, допускающие многопартийность, ввёл институт президентства в Советский Союз и избрал Президентом СССР М. С. Горбачёва (в порядке исключения первый Президент СССР избирался Съездом народных депутатов СССР, а не всенародно).

Одним из основных вопросов IV Съезда народных депутатов стало сохранение СССР как союзного государства, который принял закон о всенародном голосовании (референдуме) СССР. Так же утвердили конституционные изменения, наделявшие Горбачёва дополнительными полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

С началом перестройки  во внешней политике СССР произошли  серьезные изменения. Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Поэтому придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношений с США для того что бы снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР). Вместе с тем, в первые два года горбачёвского правления внешняя политика СССР оставалась достаточно жёсткой.

Поиск новых возможностей диалога начался с первой встречи М. С. Горбачёва с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве в 1985 году. Завершилась эта встреча мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. В 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. отсрочки на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

В октябре 1986 г. в Рейкьявике состоялась очередная встреча советского и американского лидеров, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР: Советский Союз впервые выразил готовность пойти на серьёзные уступки своим оппонентам.

Горбачевым в 1987 - 1988 годах была предложена идея нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну».

Во-первых, эта идея предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей.

Во-вторых, высшей ценностью  новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества.

Информация о работе Советский Союз в канун перестройки