Советское государство и право в 50-60е гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:18, контрольная работа

Описание работы

1) 1953 г., умер Сталин, после этого идёт борьба за власть: Берия, Хрущев (Маленков, Жуков), после этой борьбы расстрелян Берия. До этого был генеральным секретарём, 1-ый секретарь партии (Хрущев).Отправная точка – ХХ съезд КПСС в феврале 1956 г. (самый продолжительный съезд, с 14-25 февраля). Основные идеи докладов на этом съезде: обновление общества, демократизация, придание нового импульса экономическим и социальным отношениям. Так же доклад Хрущева о культе личности Сталина (готовила доклад специальная комиссия), не все политбюро (президиум ВС) поддержало доклад, после прочтения он был засекречен.

Файлы: 1 файл

ответ 2.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Советское государство и право в 50-60е  гг.

1) 1953 г., умер Сталин, после этого идёт борьба за власть: Берия, Хрущев (Маленков, Жуков), после этой борьбы расстрелян Берия. До этого был генеральным секретарём, 1-ый секретарь партии (Хрущев).Отправная точка – ХХ съезд КПСС в феврале 1956 г. (самый продолжительный съезд, с 14-25 февраля). Основные идеи докладов на этом съезде: обновление общества, демократизация, придание нового импульса экономическим и социальным отношениям. Так же доклад Хрущева о культе личности Сталина (готовила доклад специальная комиссия), не все политбюро (президиум ВС) поддержало доклад, после прочтения он был засекречен. Основные выводы опубликованы в постановлении ЦК КПСС “О преодолении культа личности Сталина”, без какой-либо конкретной информации. Выводы этого постановления:

  1. Был обозначен период советской истории – период культа личности Сталина, сложившегося по двум объективным и субъективным причинам. 1. (Объективная) - сложности социалистического строительства, война, сложность индустриализации и коллективизации, классовая борьба. 2. (Субъективная) - личные качества Сталина (все узнали о письме Ленина в политбюро о Сталине).
  2. Культ личности деформировал социализм, принес ущерб обществу, государству, но не изменил сути социалистического общества и его политических институтов. Поэтому необходимо преодолеть деформацию предыдущего периода, вернуться к до деформированному состоянию. И все дальнейшие мероприятия этим обуславливались.

Демократизация  – проявляется:

  • Регулярно созываются съезды партии, заседания ЦК стали открытыми.
  • Демократизация государственных учреждений. Регулярно проводятся сессии ВС (реально до войны президиум 3-4 раза в год, в 50-е г. ни разу)
  • Передача части законодательных функций из центра на места. (1956 г. ликвидация Минюста СССР, вновь созданы Минюсты республик). Расширение полномочий Верховных Судов республик.
  • Расширены полномочия местных советов. В 1957 г. постановление ЦК об улучшении деятельности советов депутатов и трудящихся, и усиление связи с трудящимися. На его основе новые полномочия советов на всех уровнях. Особо расширялась компетенция советов в социально-экономической сфере. Возросли бюджеты местных советов.
  • Выдвижение кандидатов в депутаты проходило открыто, на общих собраниях рабочих и колхозников. Кандидатуры по разнарядке, обсуждение кандидата, обязательные встречи депутатов с избирателями, депутатский приём, регулярные его выступления с отчетами.
  • Всплеск общественной активности, повышается роль общественных организаций. Профсоюзы – огромные права по распределению жилья, социальные выплаты и др. Создавались уличные и квартальные комитеты, родительские советы при школе, народные дружины, советы ветеранов и др.
  • Восстановление национальных автономий: Чеченская, Ингушская, Калмыцкая, Карачаевская автономии и др. (не восстановлены крымские татары, немцы). До середины 50-х эти народы специальные переселенцы под надзором специальных комендатур при НКВД, после отмены этого режима отсутствовала политика возращения их на родные места, не было материальной поддержки, материальной компенсации.
  • Работа по реабилитации незаконно репрессированных граждан. Сначала заявления подавали лично, знакомые и родственники репрессированных, в Верховный Совет и прокуратуру с просьбой о пересмотре дела. После ХХ съезда, летом 56-57 г. созданы специальные комиссии, которые пересматривали дела на местах (нехватка людей для пересмотра дел). Основная масса реабилитирована, в том числе военные начальники, репрессированные 38 г. Не были реабилитированы политические деятели (Зиновьев, Каменев и др.) – проявилась ограниченность ликвидации культа личности Сталина.
  • Радикальная реформа в области управления. Попытка отойти от сложившегося административно-территориального деления. Вся территория СССР разделена на экономические административные районы, в которых создали совет народного хозяйства, подчиняющийся совету Министров союзной республики. Создано 105 СНК(Х) (70 в РСФСР), одновременно ликвидировано 141 министерство. Сохранился Госплан и Госснаб (координировал). При совете Министерств создано ряд комитетов, особенно в области обеспечения научно-технического прогресса (по авиации, машиностроению и др.).

Оценка экономических  реформ неоднозначна - до 80-х отрицательно, после положительно. Но после Хрущева  все свернуто.

2) Все отрасли кодифицировались по одному плану: сначала принимались основы союзного законодательства по определенной отрасли, а на основании этих основ, принимались в союзных республиках соответствующие нормативно-правовые акты.

В 1958 г. приняты  основы Уголовного законодательства СССР. На основании них приняты УК всех союзных республик.

1961 г. – Гражданское  право кодифицировалось, а 1964 г.  – гражданский процесс.

1968 г. – основы  о браке и семье.

1970 г. – основы  трудового законодательства СССР.

Были составлены кодексы законов о здравоохранении, финансам и др.

Планировалось создать Свод законов СССР, началась работа в 60-е, но прекратилась в середине 80-х, т.к. началась перестройка, таким образом, свод законов не был создан.

Гражданское право Гражданские права были расширены и конкретизированы. В целом ГП затрагивает не только имущественные отношения, но и неимущественные (авторские, изобретательские). Осуществляется защита чести и достоинства. Виды собственности прежние: государственная (общественная), личная собственность граждан, по Конституции 1977 г. - общественных организаций и кооперативная. ГП и гражданский процесс улучшили защиту имущественных отношений граждан, в связи с ростом материального состояния советских граждан.

Серьезная попытка  уточнить правовой статус государственной  собственности, 1963 г. перевод предприятий  на хозрасчет (реформа Косыгина, но Брежнев её свернул). Относительная свобода заключения договоров, выбора смежников, реализации продукции.

Трудовое  право. Гуманизация: отмена судебной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Но одновременно расширение прав руководителей предприятий в отношении нарушений трудовой дисциплины (ст. 33). Принято положение "О порядке разрешения трудовых споров". Рост зарплаты, сокращение рабочего времени. В 1965 г. переход к 6 и 7 часовому рабочему дню. 1967-68 г. – переход к 5-ти дневной рабочей недели, но общая продолжительность не изменилась.

В 1966 г. – новое  положение о трудовых договорах. Возращение к КЗОТу 22 г., основные его  направления - защита рабочих. Расширение сферы применения трудового права, теперь и на временных и сезонных рабочих. Развивается социальное законодательство, как под отрасль трудового – закон о пенсиях 1956 г. Впервые введены общие принципы для назначения пенсии, её размер зависел от стажа, возраста и зарплаты. До этого не было, были только ведомственные акты. Но колхозники не получили. В 60-е распространилось и на них. 1-ая колхозная пенсия – 8 р.(10 кг сахара).

Колхозное право. 1956 г. – закон о разрешении колхозам вводить изменения в примерные уставы сельскохозяйственной артели (1935 г.). Основные изменения, которые можно вводить: о размере приусадебного участка, о минимуме трудодней и исключение из членов колхозов. В 1958 г. отменены натуральные платежи колхозам. Оставалась система закупок, но закупочные цены в 58 г., были повышены, что привело к росту цен на сельхозпродукцию. В 1956 г. введено ежемесячное денежное авансирование колхозов (раньше 1 раз в год). Привело: 1) к росту благосостояния колхозов; 2) ликвидации жесткого соотношения между произведенной продукцией и выплатой денег за неё, и это привело к невыполнению плана и возникновению долгов колхозников.

В 1969 г. – новый  примерный устав сельскохозяйственной артели, он закрепил вышеперечисленные  принципы, в том числе ежемесячную  зарплату.

Уголовное право.

  • 1945 г. - амнистия участников войны за нетяжкие преступления.
  • 1947 г. - отменена смертная казнь.
  • 1950 г. - восстановлена смертная казнь по узкой группе преступлений.
  • 1951 г. - уголовная ответственность за пропаганду войны.

Изменения после  смерти Сталина. 1953 г. – амнистия значительной части заключенных (специально повысили уголовщину в массах, для того, чтобы Берия, борясь с ней, повысился в авторитете). После ХХ съезда реабилитация многих репрессированных заключенных. 1958 г. – Основы уголовного законодательства Союза СССР, и принятие республиками новых УК на основании этих Основ. Основные идеи этих Основ:

  1. Целью УЗ является охрана государственного строя и граждан.
  2. Преступление – общественно опасное деяние, материальный признак четко дополнен формальным признаком. Нет преступления без указания на то в законе.
  3. Уголовная ответственность предусмотрена только за определенную вину (отличие от УК 22 и 37 г.).
  4. Возраст уголовной ответственности - с 16 лет.
  5. Отмена наказаний (выдворение из СССР и поражение в правах).
  6. Понижен максимальный срок наказания до 15 л., по большинству преступлений до 10 л.
  7. При отбытии наказания отменялась система зачетов.
  8. Досрочное освобождение после отбывания не менее 2/3 срока.

Явная гуманизация  УП, но сохранялись нормы с политической направленностью: ч.1 ст. 190 распространение  заведомо ложных измышлений, порочащих государственный и общественный строй; ст. 70 антисоветская пропаганда и т.д. Они отменены только в 1989 г.

Изменения в  уголовно-процессуальном праве (УПП). После войны сохранялась сеть военных трибуналов и прокуратур, ликвидированы особые совещания и “двойки”, “тройки”.

В 1954 г. проведена  судебная реформа – в Высших Судах  республик, краев и областей образованы президиумы. Они получают право пересматривать в порядке надзора дела по протестам  генерального прокурора, Председателя ВС РСФСР, прокуроров и председателей судов соответствующей инстанции.

1958 г. – продолжены  судебные преобразования, пересмотрена  система народных судов, их  стало меньше, но они укрепились  и улучшились в кадрах. Проведены  перевыборы народных судов, увеличен  срок полномочий судей с 3-х до 5-ти лет.

1955 г. – положение  о прокурорском надзоре. Проведена  идея независимости прокуратуры  и подчинение прокуроров вышестоящим,  а все они - генеральному прокурору,  их функции:

  • надзор за законностью при исполнении законов физическими и юридическими лицами.
  • надзор за законностью на предварительном следствии.
  • надзор за законностью при вынесении приговоров, т.е. обоснованность приговоров.
  • надзор за законностью в местах лишения свободы.

Эти мероприятия  изменили порядок судопроизводства. Процесс – состязательный, равноправие сторон, устное судопроизводство, открытое по большинству дел заседание, гласное оглашение приговоров, тайна совещательной комнаты и др. Но сохранилось и старые положения – адвокат знакомится с делом только после завершения следствия, а не с момента возбуждения дела и др.

 




Информация о работе Советское государство и право в 50-60е гг.