Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 10:16, реферат
К середине 50-х годов 20 века насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами.
В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся», в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.
В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.
Глава
1. Советское государство и право в период
кризиса
(середина 60-х - середина
80-х годов)
§ 1. Развитие
органов государственной власти и управления
в
период замедления
темпов общественного развития
К середине 50-х годов 20 века насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами.
В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся», в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.
В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.
В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся – промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.
Разделение Советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение ожидаемых результатов дать не могло. Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС Президиум ВС СССР своим Указом восстановил единые Советы.
После принятия Конституции. СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г1.
Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложение конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-80-х годов 20 века в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.
В высших эшелонах государственной власти и партийном руководстве появились более прогрессивные лидеры (11 марта 1985 г. внеочередной Пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС Горбачева М.С.).
Следующий за этими партийными мероприятиями период был назван периодом перестройки всей общественной и государственной жизни страны. Но причины, вызвавшие застойные явления в общественном развитии, оказались более глубокими, которые не могли не отразиться на дальнейшей судьбе страны.
Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС предложил концепцию ускорения социально-экономического развития страны, курс на обновление социализма. Эти стратегические установки получили теоретическое и политическое развитие в решениях ХХVII съезда КПСС, ХIХ Всесоюзной партийной конференции.
С 25 мая по 9 июня 1989 г. в Москве работал 1 съезд народных депутатов, как высший орган государственной власти.
В марте 1990 г. внеочередным съездом народных депутатов был учрежден институт Президента СССР, на съезде была изменена 6 ст. Конституции СССР. 1 декабря 1988 года был принят Закон «Об изменениях и дополнениях в Конституцию СССР», что послужило основанием для последующего внесения изменений в структуру и компетенцию высших органов власти СССР.
В связи с развитием тормозящих общественное развитие СССР явлений усилились центробежные тенденции. Республики Балтии, Закавказья, Украина, Молдова и другие стали проводить конституционное право самоопределения и отделение от союза.
Союзное советское государство - СССР после подписания договора тремя ее субъектами (РФ, БССР, УССР) об образовании СНГ (Союза Независимых Государств) юридически прекратила свое существование - как унитарное государство.
Усиление тенденций замедления темпов общественного развития в конце 50-х - начале 60-х годов 20 века посекундно осознавалось руководством страны. Вероятно поэтому, этот период отмечен поисками наилучшего сочетания территориального и отраслевого принципов управления, что выразилось в реорганизации системы управления.
В связи с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 14 октября 1954 года «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата»2 в 1957 году было произведено разукрупнение министерств.
В соответствии с решениями сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон «Об изменении системы органов управления промышленностью». СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно- республиканских министерств.
Следует отметить, что имевшие некоторые успехи в науке и технике, в т.ч. военно-космической промышленности, были достигнуты, прежде всего за счет низкого уровня благосостояния народа, особенно колхозного крестьянства. И без того незначительные капиталовложения в сельское хозяйство в коде исполнения бюджета, перераспределялись в пользу других отраслей. Сельское хозяйство приходило в упадок.
Сельскохозяйственная продукция у крестьян взималась через колхозы по низким, установленным государством, ценам. В этих условиях наметилась тенденция массового ухода сельского населения в города.
Мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР», в котором указал серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством.
В марте 1982 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление «О повышении роли министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством». 24 мая 1982 г. СМ СССР принял Постановление «Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса», по которому предполагалось создание органов управления районным агропромышленным объединением, а также создать аналогичные органы управления в областях, краях, АССР и ССР.
Законом от 25 декабря 1958 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Они входили в единую систему судов, применительно к организационной структуре армии.
Надзор за судебной деятельностью и руководство военными трибуналами осуществлялось непосредственно Военной Коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.
Таким образом, изменения в органах государственной власти в рассматриваемый период связаны с восстановлением съездом Советов СССР – как высшего органа государственной власти и введением института президентства в СССР.
§ 2. Развитие права. Конституция СССР 1977 года
Развитие права в период замедления темпов общественного развития условно можно разделить на два периода:
1. первый - начиная с середины 50-х годов 20 века до принятия Конституции 1977 г.;
2. второй - начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.
В середине 50-х 20 века были предприняты меры, направленные на приостановление правового беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов.
Развитие права шло по двум основным направлениям: по линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях государственной и хозяйственной жизни; по линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.
Восстановление и укрепление законности потребовали ликвидации некоторых государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Были упразднены т.н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти, отменены законы о сельскохозяйственном налоге3.
В середине 60-х годов 20 века была начата работа по новой кодификации советского законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы:
Начата работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик. Приняты Конституции 1977 и 1992 годов.
Вопросы кодификации советского законодательства занимали большое место в работе Верховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.).
В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье.
В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК КПСС и СМ СССР.
В 1970 г. Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (до 1970 г. общесоюзного КЗоТ не было).
В 1969 г. приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении; о народном образовании.
В декабре 1970 г. были приняты Основы водного законодательства.
В 1976 году был принят Закон об охране и использовании памятников истории и культуры.
В 1975 г. утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах.
В 1977 г. были приняты основы лесного законодательства.
Принятие в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие права. Президиум ВС СССР в декабре 1977 г. принял специальное постановление о приведении законодательства в соответствии с конституционными нормами.
В 1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство.
В 1986 г. была завершена работа по изданию Свода законов Союза СС, в который вошли 1367 законодательных актов и постановлений Правительства СССР, из них 350, изданных после принятия Конституции 1977 г.
В коде подготовки Свода 1,5 тыс. законодательных актов были признаны частично или полностью утратившими силу, во многие внесены изменения и дополнения.
В 60-е годы происходит заметное усиление нормотворческой деятельности государства, принимается ряд общесоюзных законов. На новую ступень поднимается уровень кодификации советских законов в таких отраслях, как гражданское, уголовное и процессуальное право.
Гражданское право
Гражданское законодательство было кодифицированным только в рамках союзных республик. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
В регулировании имущественных отношений граждан законодательство руководствовалось тем, что личное благополучие неразрывно связано с их участием в общественном производстве, с осуществлением принципа вознаграждения по труду. Основы уделили внимание личной собственности, но подчеркнули ее потребительский характер и противозаконность извлечения нетрудовых доходов.
Военное законодательство
К середине 60-х годов Закон о воинской обязанности, принятый в 1939 году, частично устарел и назрела необходимость его обновления с учетом новых условий и задач военного строительства.
Немаловажной причиной разработки нового закона явилось то, что в условиях развития ракетно-ядерного вооружения возросли требования к обеспечению надежной безопасности страны.
Непосредственное руководство Советской Армией и Военно-Морским Флотом осуществлял Министр обороны СССР, пограничные войска были подчинены КГБ СССР через ГУПВ, внутренние войска были подчинены Министерству внутренних дел СССР через ГУВД МВД СССР.
Закон изменил положения определяющие возраст лиц, призываемых на действительную военную службу, установив единый - 18 лет. Предельный призывной возраст, получившим отсрочки - 27 лет.
Трудовое право
В июле 1958 г. Президиумом ВС СССР было утверждено Положение о правах фабричного, заводского и местного комитета профсоюзов, которое усилило их роль в управлении производством, в улучшении условий труда и быта рабочих и служащих.
В июле 1956 г. ВС СССР принял Закон о государственных пенсиях, в котором были четко определены три основания назначения пенсий: по инвалидности, по старости и в случае потери кормильца. Так, пенсия по старости назначалась мужчинам по достижении 60 лет и стажа работы не менее 25 лет, женщинам - при достижении 55 лет и наличии трудового стажа не менее 20 лет. Для работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда стаж и возраст, для назначения пенсии были снижены.
Уголовное право
Наиболее важным событием в уголовно-правовом законодательстве было издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В качестве главной задачи Основы закрепляли «охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств».
Особенностью Основ являлось сужение и смягчение уголовной ответственности за деяния, не представляющие большой опасности для общества и государства.
Вместе с тем, усиливалась ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления, в частности для рецидивистов и других антиобщественных элементов.
В 1959-1961 гг. были подготовлены и приняты новые УК СОЮЗНЫХ республик (УК РСФСР принят 27 октября 1960 г. и введен в действие с 1 января 1961 г. Он заменил УК РСФСР 1926 г.)4.
Таким образом, в 50-90-е годы 20 века получило определенное развитие, в плане совершенствования советской системы, право. С распадом СССР и формированием РФ в отдельное государство начался новый этап в развитии права.