Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 10:15, реферат
На протяжении многих лет после окончания Октябрьской революции в СССР происходили коренные изменения во всех системах страны, начиная с экономики, заканчивая жизненным укладом советских граждан. Невероятных успехов достигла страна в развитии тяжелой промышленности, сельском хозяйстве. Но все это было куплено ценой огромных трудностей для всего народа, сверхцентрализации экономической жизни, предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов, полного подчинения производителя государству, все более широкого применения мер принуждения по отношению к работникам. После смерти Ленина в острой борьбе за власть в партийном руководстве одержал победу И.В. Сталин. Именно Сталин со своими взглядами и идеями о быстром строительстве социализма стоял во главе узкого круга партийных деятелей страны.
Введение 3
Кризис системы большевистской власти. Новая экономическая политика (НЭП) 4
Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция 7
Политический режим. Складывание тоталитарной системы 12
Заключение 16
Список литературы 17
В 1932 году были реорганизованы литературно-художественные организации и определены задачи советской многонациональной культуры, предусматривалось создание творческих союзов. В 1933 году создается Союз советских композиторов, тогда же - Союз советских художников, а в 1934 году - Союз советских писателей. В 1936 году образован Комитет по делам искусств при СНК СССР.
В 30-е годы советские
писатели, художники, композиторы создали
целый ряд выдающихся
Достижения культурной
революции довоенного периода
и преобразования в других
сферах несомненны. Однако следует
учитывать и то обстоятельство,
что для политической жизни
советского общества конца 20-х
и 30-х годов характерна
Тоталитаризм — от позднелатинского (total — весь, целый, полный) – общественно-политическая система, которая ради определенных целей свои создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида.
Термин «тоталитарный режим» впервые был употреблен в Италии в начале 20-х гг. XX в. Дж. Амендола и П. Гобетти для критики Муссолини, утверждавшего однопартийную фашистскую систему. Перехватывая инициативу, Муссолини сам провозгласил тогда своей целью создание «тоталитарного государства».
Термин «тоталитаризм» стал применяться западными социологами после Второй мировой войны. С помощью этого термина делались попытки охарактеризовать правление и И.В. Сталина, и А. Гитлера.
«Тоталитаризм» – одно из спорных в науке понятий. Некоторые авторы относят его к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другие – к общественно-политическому строю, третьи – к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль за население и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу.
По нашему мнению, тоталитаризм – это определенный общественно-политический строй, при котором устанавливается полный (тотальный) контроль государства над всеми областями общественной жизни, происходит полное подчинение человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного политического режима:
1) Господство одной партии, запрет оппозиции, слияние партийного и государственного аппарата. Все государственные вопросы решаются в партийных органах;
2) Создание всеохватывающей системы официозных массовых организаций, с помощью которых осуществляется контроль над гражданским обществом;
3) Унификация духовной жизни общества;
4) Террор и массовые
репрессии становятся основным
методом государственной
5) Складывание культа личности вождя партии – И.В. Сталина и высших партийных руководителей;
6) Установление монопольного государственного контроля над экономикой;
7) Права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации. 5 декабря была принята новая Конституция СССР 1936 г. Ее называли «Конституцией победившего социализма». Она создавала демократический фасад тоталитарной политической системы.
Итоги экономического, социально-политического и духовного развития общества к концу 30-х годов.
Изменения, которые произошли в жизни советского общества к концу 30-х годов, сделали необходимым принятие новой Конституции. В 1935 году ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию под председательством И.В.Сталина для выработки проекта новой Конституции. 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов была принята новая Конституция СССР, вошедшая в историю как «сталинская».
Сталин, обосновывая необходимость новой Конституции, заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, - социализм». Экономическим критерием построения социализма сталинская Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности (а значит, и эксплуатацию человека человеком) и создание двух форм собственности - государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией. Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей.
Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы - свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, а также прямое избирательное право.
Новая советская Конституция была удивительным по своей двойственности документом. К реальной жизни многие ее нормы, связанные прежде всего с демократическими правами населения, не имели никакого отношения. С другой стороны, вполне реальными для советских граждан были некоторые записанные в Конституции социальные права : право на труд, право на бесплатную медицину и т.д. Однако главной целью социализма «по-сталински» являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства, зачастую за счет ущемления интересов большинства его граждан. Функции по распоряжению «социалистической» собственностью и политическая власть сосредоточилась в руках Сталина, окруженного узким кругом партийных деятелей, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.
Экономическое развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938-1942). Советский народ с энтузиазмом взялся за выполнение третьего пятилетнего плана. Появились новые формы движения новаторов производства. Особенно широкое распространение получило движение многостаночников, зародившееся летом 1939 года в машиностроительной промышленности. Другой формой новаторов было совмещение нескольких профессий.
В III пятилетке осуществлялось большое капитальное строительство в черной металлургии. Завершилось строительство Магнитогорского металлургического комбината, заводов «Запорожсталь», Криворожского завода, сооружались Ново-Тагильский комбинат, Амурский и Петрово-Забайкальский заводы, ряд заводов подвергался реконструкции и расширению. Также в эти годы полностью была завершена механизация нефтедобычи. Успешно шло освоение второй нефтяной базы (между волгой и Уралом).
Благодаря культурной революции в 30-е годы в СССР повысился образовательный и профессиональный уровень страны. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, строгая дисциплина. К концу 30-х годов за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 года , грамотность в СССР составила 87,4%. На многих предприятиях часто ощущалась нехватка квалифицированной рабочей силы. Для предотвращения этой проблемы Указом Президиума Верховного совета СССР в октябре 1940 года была создана система государственных трудовых резервов: профессиональные технические учебные заведения. Были созданы десятки средних и высших учебных заведений на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.
Жизнь в деревне постепенно улучшалась. Крестьянам было разрешено иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами, 10 овец. Индивидуальные хозяйства начали поставлять на рынок продукцию. Сельское хозяйство все более механизировалось. В деревне все больше тракторов, грузовых автомашин, зерновых комбайнеров. Создавались картофельные, овощные и животноводческие базы. Но в условиях нарастающей угрозы войны не позволяли оказывать необходимую материальную помощь для более быстрого развития сельского хозяйства.
Введение в стране паспортов, которых крестьянам не полагалось, означало не только возведение стены между городом и деревней, но и фактическое прикрепление крестьян к месту своего рождения, лишение их свободы передвижения, выбора занятий.
И все же на основе роста сельского хозяйства, а также роста промышленности происходило расширение внутреннего товарооборота. Легкая и пищевая промышленность увеличивает выпуск своей продукции, увеличивается и покупательная способность многих граждан страны. В продаже появляются такие товары, как кожаная обувь, одежда, сахар, велосипеды и т. д.
Были увеличены расходы на развитие военной промышленности. Особое внимание обращалось на производство самолетов и танков. Улучшилась техническая оснащенность армии и флота. Стали поступать на вооружение образца новых артиллерийских орудий.
К концу 30-х началу 40-х годов население страны значительно возросло, увеличилась численность городского населения, появилось более 200 новых городов. Более 96% всех крестьянских хозяйств были объединены в колхозы.
Особенно в эти годы партийная цензура полностью подчинила себе искусство. Необходимо было следовать одному художественному направлению - социальному реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали.
Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана.
Не отставал от этого и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев», «Трилогия о Максиме», «Мы из Кронштадта» и т. д. Особо любимым жанром советских кинематографистов стали исторические картины: «Петр I», «Александр Невский» и т.д. Они очень хорошо формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.
Музыкальная жизнь в эти годы была связана с такими именами как С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Дунаевский, Д. Кобалевский и т.д. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей.
Наибольшую популярность получила ветвь музыкального творчества - песенная. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с кинотеатров и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина.
Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картинах», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлось идейная направленность сюжета. Официально признанные художники (Б. Иогансон «допрос коммунистов», А. Дайнека «Будущие летчики») создавали образ ликующей, праздничной жизни.
Значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом городской жизни.
Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и замыслах: Всесоюзная государственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, театров, санаториев, дворцов культуры и т.д. Однако, для осуществления новых архитектурных планов, нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви (храм Христа Спасителя в Москве).
Отсутствие забастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс якобы находится у власти и опосредованно – через «свое» государство и «авангард» – КПСС – является собственником средств производства: таким образом, забастовки были бы направлены против него самого. В период 30-х гг. сложилась практика массовых репрессий по государственной линии сначала против противников ленинизма-троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, давно уже политически разбитых партий, а затем и против многих честных коммунистов, против тех кадров партии, которые вынесли на своих плечах гражданскую войну, первые, самые трудные годы индустриализации и коллективизации, которые активно боролись против троцкистов и правых, за ленинскую линию партии. Сталин ввел понятие «враг народа».
Информация о работе Советское государство в 1920 - 1930-х годах ХХ века