Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
среднего
профессионального образования
«Шадринский
медицинский колледж».
Реферат на
тему:
«Советское
искусство»
Приготовила:
Скипина Надежда 261 гр.
Проверила:
Зуева Валерия Андреевна.
Шадринск 2014
Характеристика
Для этого периода (в связи с очевидными
историческими изменениями) характерна
смена главной магистральной линии официального
искусства по сравнению с предыдущей стадией
развития русского искусства. Идеологическое
содержание начинает выдвигаться на первый
план.
Основные «задачи» советского
искусства: «служить народу, отстаивать
общее дело борьбы за социализм и коммунизм,
нести людям правду, рождать в них творческое
начало».
Кроме того, важными понятиями
были народность и многонациональность.
Политика правительства в отношении
искусства
Уже в первые месяцы после прихода к власти
советское правительство принимает ряд
постановлений, важных для развития культуры:
В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев
и охраны памятников искусства и старины.
«Об охране библиотек и книгохранилищ»
(17 июня 1918)
«О регистрации, приеме на учёт и хранении
памятников искусства и старины» (5 октября
1918) о всеобщем учёте произведений и памятников
искусства и старины. Этим учётом занимался
музейный отдел Наркомпроса.
«О признании научных, литературных,
музыкальных и художественных произведений
государственным достоянием» (26 ноября
1918)
Важным аспектом политики
правительства в области искусства стал
вопрос музеев. В первые годы советская
власть национализировала художественные
музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская
галерея, частные галереи Щукина, Морозова,
Остроухова — в Москве, Эрмитаж, Русский
музей и проч. — в Петрограде). Был национализирован
московский Кремль, его соборы превращены
в музеи, предприняты меры по охране памятников
Звенигорода, Дмитрова, Коломны, Серпухова,
Мохайска, Новгорода, Пскова. Царские дворцы
и некоторые помещичьи усадьбы (Останкино,
Кусково, Мураново, Абрамцево и т. д.) были
превращены в музеи. В 1919 году в России
насчитывалось 87 музеев, в 1921—210. Для изучения
и систематизации художественных ценностей
был учрежден Государственный
музейный фонд, где сосредотачивались
музейные ценности. После учёта, систематизации
и изучения наступала стадия комплектования
музеев — ценности примерно равномерно
распределялись по различным музеям страны.
Параллельно развернулось масштабное
музейное строительство.
Политический плакат.
Виды искусства, способные «жить» на
улицах, в первые годы после революции
играли важнейшую роль в «формировании
общественного и эстетического сознания
революционного народа». Поэтому наряду
с монументальной скульптурой (см. раздел
выше) самое активное развитие получил
политический плакат. Он оказался самым
мобильным и оперативным видом искусства
В период гражданской войны этот жанр
характеризовался следующими качествами:
«острота подачи материала, мгновенная
реакция на быстро меняющиеся события,
агитационная направленность, благодаря
которой и сложились главные черты пластического
языка плаката. Ими оказались лаконизм,
условность изображения, четкость силуэта
и жеста. Плакаты были чрезвычайно распространены,
печатались большими тиражами и размещались
повсеместно.
До революции политического плаката
(как сформировавшегося вида графики)
не существовало — были только рекламные
или театральные афиши. Советский политический
плакат наследовал традиции русской графики,
в первую очередь — политической журнальной
сатиры. Многие из мастеров плаката сложились
именно в журналах. Первые политические
плакаты (1918 г., издательство ВЦИК) имели
небольшой размер, 4-6 красок и зависели
от традиций народных картинок-лубков
с их повествовательностью и подробным
рисунком.
Праздничное оформление городов.
Художественное оформление празднеств —
ещё одно новое явление советского искусства,
не имевшее традиции. В число праздников
входили годовщины Октябрьской революции,
1 мая, 8 марта и другие советские праздники.
Это создало новый нетрадиционный вид
искусства, благодаря которому живопись
приобрела новое пространство и функции.
К праздникам создавались монументальные
панно, которые характеризовались огромным
монументально-агитационным пафосом.
Художники создавали эскизы оформления
площадей и улиц.
Живопись 1920-х годов.
Этот период для живописи
был бурным и продуктивным. Продолжало
существовать множество художественных
объединений со своими платформами и манифестами.
Искусство находилось в поиске и было
многообразным. Главными группировками
были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства»
ОСТ:
Общество художников-станковистов,
основанное в 1925 году, включало художников
с менее консервативными с точки зрения
живописи взглядами. Они поддерживали
лозунг возрождения и развития станковой
картины, но ориентировались не на реализм,
а на опыт современных им экспрессионистов.
Из тем им была близка индустриализация,
жизнь города и спорт.
АХРР:
Ассоциация художников
революционной России была основана в
1922 году. Её ядро составляли бывшие передвижники,
манера которых оказала большое влияние
на подход группы — реалистичный бытописательский
язык позднего передвижничества, «хождения
в народ» и тематические экспозиции. Помимо
тем картин (диктовавшихся революцией)
для АХРР характерно было устройство тематических
выставок типа «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь
и быт Красной Армии».
4 искусства
и ОМХ:
Общество «Четыре
искусства» было основано художниками,
входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые
бережно относились к культуре и языку
живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся
мастера. Для общества была характерна
философская подоплека с адекватным пластическим
выражением Художники создавали «тематические»
картины, используя наработанные «бубново-валетовские»
и проч. тенденции авангардной школы[11].
Творчество двух этих групп являлось
симптомом того, что сознание мастеров
старшего поколения пыталось перестроиться
под новые реалии. В 1920-х годах были проведены
две масштабные выставки, которые закрепили
тенденции — к 10-летию Октября и Красной
армии, а также «Выставка искусства народов
СССР»
Графика 1920-х
Если графики предыдущего периода
выступали как комментаторы произведения,
которое иллюстрировали, наглядно толкуя
его для зрителей, то иллюстрация двадцатых
годов отличается. Её характерные черты
: тема — обычно классическая литература
(произведения небольшого размера), техника —
обычно фотомеханическое воспроизведение
перьевого или карандашного рисунка. В этот период графика может реализовать
себя в самых разных формах — иллюстрация,
пейзажный альбом, циклы портретов, листы-эстампы,
экслибрисы, эмблемы, проекты дензнаков,
марки. Помимо гравюры продолжали существовать
традиционные виды графики — карандаш,
уголь, пастель.
Архитектура 1920-х
В этот период, по сравнению с предыдущим
десятилетием, возникла стабильность,
экономическое положение упрочилось,
и перед архитектурой открылись широкие
возможности. Началось масштабное строительство —
жилые дома, заводы, фабрики, электростанции,
проектировались новые города и поселки.
Разрабатывался и распространялся стиль
советской архитектуры. Его питали разные
традиции — ряд мастеров хранили старые
традиции, другие занимались новаторством.
Члены обоих этих групп могли придерживаться
двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм
Школа конструктивизма сформировалась
чуть позже. Архитекторы-конструктивисты
подчеркивали важность учёта функционально
конструктивной основы строительства,
кроме того — боролись против «реставраторских»
тенденций в отношении прежних архитектурных
традиций, а также против «левого формализма»,
как часто назывались поиски некоторых
современников. Конструктивизм как самостоятельное
явление впервые проявил себя в начале
1923 года, когда братья Веснины начали проект Дворца труда в Москве.
В результате общих устремлений рационалистов
и конструктивистов зародилось и получило
дальнейшее развитие новое направление
советской архитектуры в целом.
В последующие годы творческие
поиски в советской архитектуре определялись
«преодолением полемической прямолинейности
теоретических позиций и практики конструктивистов
и рационалистов». Происходил синтез обоих
направлений. С его использованием возводились
жилые комплексы, которые во второй половине
двадцатых годов получили активное развитие.
Массовое строительство жилья рабочих
(3-5 этажные секционные дома), а также типовое
проектирование жилищ «трудящихся в условиях
социалистического общества» вызывало
различные теоретические споры. Индивидуальный
дом с сенями и русской печью считался
отвечающим задачам построения общества,
с другой стороны — возводились и громадные дома-коммуны. Много строится
рабочих и сельских клубов, изб-читален,
народных домов. Постепенно складывается
новый тип общественного здания. Константин Мельников в этом смысле был важным мастером.
По его проекту в Москве было построено
5 клубов: имени Русакова, имени Горького, имени Фрунзе,
«Каучук» и «Буревестник». Он
рассматривал рабочие клубы как тип здания,
который своим обликом должен отражать
новые формы жизни и труда, то есть в нём
должны сливаться функциональные и пространственные
задачи.
Скульптура
Скульптура в послевоенное время
развивалась в рамках темы героизма воинов
и жертвах ВОВ. Центральное место занял
памятник-ансамбль, мемориал. Именно комплексный
архитектурно-скульптурный тип памятника
лучше всего подходил к выражению темы
победы над смертью, гуманизма. Кроме того,
чем больше поколений проходит, тем более
важным становится образный характер
памятника
Социалистический реализм
В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских
писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма
как метода советской литературы и искусства.
Этим моментом датируется начало новой
эпохи советского искусства, с более жёстким
идеологическим контролем и пропагандистскими
схемами.
Основные принципы:
Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
В годы, последующие за этим постановлением
ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных
организаций, был проведён ряд крупных
мероприятий, направленных на развитие
искусства в требуемом для государства
русле. Расширяется практика государственных
заказов, творческих командировок, устроения
масштабных тематических и юбилейных
выставок. Советские художники создают
множество произведений (панно, монументальных,
декоративных) для будущего ВДНХ. Это означало
важный этап возрождения монументального
искусства как самостоятельного. В этих
работах стало очевидным, что тяга советского
искусства к монументальности является
не случайной, а отражает «грандиозные
перспективы развития социалистического
общества».
Содержание:
1.Характеристика.
2.Политика правительства в отношении
искусства.
3.Политический плакат.
4.Праздничное оформление городов.
5.Живопись.
6.Графика.
7.Архитектура.
8.Скульптура.
9.Социалистический реализм.